г. Тюмень |
|
8 декабря 2011 г. |
Дело N А45-8562/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 8 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Маняшиной В.П.
судей Отческой Т.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" на определение от 26.07.2011 Арбитражного суда Новосибирской области о прекращении производства по делу (судья Васютина О.М.) и постановление от 10.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кулеш Т.А., Скачкова О.А., Хайкина С.Н.) по делу N А45-8562/2011 по заявлению открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" (662153, Красноярский край, город Ачинск, Южная промышленная зона, квартал XII, строения 1, ИНН 2443005570, ОГРН 1022401155325) к Сибирскому управлению государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (630000, город Новосибирск, улица Омская, 86 А, ИНН 5407002730, ОГРН 1055407030689) о признании недействительным предписания.
В заседании приняли участие представители от открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" - Большевых Д.С. по доверенности от 12.11.2009, Кузнецов Н.М. по доверенности от 08.07.2011 N 061 ДВ-11-00087.
Суд установил:
открытое акционерное общество "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным предписания от 19.04.2011 N ОГ-3294/07 Сибирского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление).
Определением от 26.07.2011 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 10.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, производство по делу прекращено.
Судебные акты мотивированы неподведомственностью спора арбитражному суду.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело для рассмотрения в арбитражный суд первой инстанции.
Податель кассационной жалобы, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и нарушение судами норм материального права, указывает, что проверка проводилась и нарушения выявлены в деятельности юридического лица, оспариваемое предписание адресовано и подлежит исполнению Обществом, а не должностным лицом Общества.
По мнению подателя кассационной жалобы, оспариваемое предписание затрагивает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем спор подведомственен арбитражному суду.
Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу от Управления не поступил.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует и установлено судами, что по результатам проверки деятельности Общества по вопросам эксплуатации железнодорожного транспорта Управлением выдано предписание от 19.04.2011 N ОГ-3294/07-1 об устранении нарушений, выразившихся в погрузке груза - глинозема в железнодорожные вагоны без установки запорно-пломбировочных устройств с применением закруток.
Общество, полагая, что данное предписание вынесено с нарушением нормативных правовых актов и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Указывая на неподведомственность настоящего спора арбитражному суду, суды обеих инстанций исходили из того, что предписание Управления адресовано должностному лицу - руководителю Общества и обязывает его принять меры по исполнению законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы эксплуатации железнодорожного транспорта.
Суды пришли к выводу, что предписание не связано с осуществлением предпринимательской деятельности Общества и не затрагивает права и законные интересы Общества.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4, пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", пунктами 9.5, 9.8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, пунктами 1.1, 1.5, 2.1.3.1 Положения о Сибирском управлении государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30.09.2009 N АК-1075фс, Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением физическими и юридическими лицами требований нормативных актов в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Управление в соответствии с пунктом 2.1.21 Положения о Сибирском управлении государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30.09.2009 N АК-1075фс, подпунктом "п" пункта 4 Положения о полномочиях должностных лиц федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 N 409, наделено полномочиями выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
Согласно пункту 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ответственность за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации), могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения начальника Управления от 08.04.2011 N 200-р, письма Западно-Сибирской транспортной прокуратуры от 04.04.2011 N 23-11/13-2011 проведена проверка Общества по вопросам обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
По результатам проверки Управлением выдано предписание от 19.04.2011 N ОГ-3294/07-1 об устранении нарушений, выразившихся в погрузке груза - глинозема в железнодорожные вагоны без установки запорно-пломбировочных устройств с применением закруток. В предписании указано о привлечении к ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за невыполнение требований предписания.
Из акта проверки от 19.04.2011 N ОГ-3294/07 и предписания от 19.04.2011 следует, что проверка проводилась в отношении Общества и нарушения статьи 28 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской федерации", Правил пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 17.06.2003 N 24, выявлены также в деятельности Общества при перевозке выпускаемой продукции - глинозема, что в силу пункта 3.2 Устава (л.д. 10-20 том 1) относится к основным видам деятельности Общества.
Таким образом, вывод судов о том, что оспариваемое предписание от 19.04.2010 не связано с осуществлением предпринимательской деятельности Общества и не затрагивает права Общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, является необоснованным.
При вынесении определения о прекращении производства по делу суд исходил из того, что оспариваемое предписание адресовано конкретному должностному лицу - руководителю ОАО "Русал-Ачинск"
В соответствии с пунктом 3 статьи 103 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом общества. Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества. Полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).
Из материалов дела следует, что согласно договору от 07.03.2007 Обществом переданы функции единоличного исполнительного органа управляющей компании - ЗАО "Русал Глобал Менеджмент Б.В.".
В акте проверки от 19.04.2011 и оспариваемом предписании от 19.04.2011 указано об ознакомлении с данными документами управляющего директора Пихтовникова А.Г., который, как следует из материалов дела, действует от имени Общества на основании доверенности от 30.10.2009, выданной генеральным директором ЗАО "Русал Глобал Менеджмент Б.В.".
С учетом изложенных обстоятельств обоснованными являются доводы Общества о том, что из предписания невозможно определить, какому конкретному должностному лицу выдано предписание.
Следовательно, указание в предписании "руководителю ОАО "Русал-Ачинск" не свидетельствует о неподведомственности спора арбитражному суду.
Таким образом, оспариваемое предписание Управления, неисполнение которого влечет административную ответственность, выданное по результатам проверки Общества и в целях устранения нарушений в деятельности Общества может быть оспорено в арбитражном суде в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подобная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 N 6720/09, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N ВАС-7407/11.
Обжалуемые судебные акты по настоящему делу подлежат отмене как принятые с нарушением норм процессуального права.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
определение от 26.07.2011 Арбитражного суда Новосибирской области о прекращении производства по делу и постановление от 10.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-8562/2011 отменить.
Дело направить для рассмотрения в Арбитражный суд Новосибирской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.П. Маняшина |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из акта проверки от 19.04.2011 N ОГ-3294/07 и предписания от 19.04.2011 следует, что проверка проводилась в отношении Общества и нарушения статьи 28 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской федерации", Правил пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 17.06.2003 N 24, выявлены также в деятельности Общества при перевозке выпускаемой продукции - глинозема, что в силу пункта 3.2 Устава (л.д. 10-20 том 1) относится к основным видам деятельности Общества.
...
В соответствии с пунктом 3 статьи 103 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом общества. Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества. Полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).
...
Подобная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 N 6720/09, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N ВАС-7407/11."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 декабря 2011 г. N Ф04-6462/11 по делу N А45-8562/2011