г. Тюмень |
|
12 декабря 2011 г. |
Дело N А45-7589/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Маняшиной В.П.
судей Отческой Т.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства социального развития Новосибирской области на решение от 27.06.2011 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Наумова Т.А.) и постановление от 22.09.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Кулеш Т.А., Скачкова О.А.) по делу N А45-7589/2011 по иску государственного учреждения - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (630000, город Новосибирск, улица Сибирская, 54/1, ИНН 5406023745, ОГРН 1025403197907) к Министерству социального развития Новосибирской области (630007, город Новосибирск, улица Серебренниковская, 6, ИНН 5406640917, ОГРН 1105476048480) о взыскании задолженности в сумме 78 840,24 руб.
Суд установил:
государственное учреждение - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Министерства социального развития Новосибирской области (далее - Министерство) 77 040,24 руб. средств федерального бюджета в рамках договора от 20.01.2010 N 33.
Решением от 27.06.2011 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 22.09.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы Министерство ссылается на отсутствие вины Министерства в неправомерном расходовании и использовании бюджетных средств.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении спора судами установлено и следует из материалов дела, что согласно заключенному в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1162 "О порядке финансирования расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке" договору от 20.01.2010 N 33 (далее - Договор) Фондом за 2010 год было перечислено Министерству на цели единовременного пособия при рождении ребенка 45 978 931,96 руб., на цели ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере 419 148 213,4 руб.
В ходе контрольно-ревизионной проверки по вопросу целевого расходования средств, направленных на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке за 1 квартал 2010 года Фондом выявлена неправомерная выплата пособий после трудоустройства Богомоловой А.В. в сумме 29 666,87 руб. (отдел пособий и социальных выплат Тогучинского района); за 2 квартал 2010 года Фондом установлена выплата ежемесячного пособий по уходу за ребенком получателю Лебеденко С.А, являющейся застрахованным лицом и подлежащей обязательному социальному страхованию, в размере 58 890,24 руб. (отдел пособий Новосибирского района), выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком Коньковой И.Н. с даты рождения, в сумме 14 399,91 руб. (отдел пособий Сузунского района).
Данные обстоятельства отражены Фондом в справке от 07.05.2010 и справке от 06.08.2010 N 3.
По результатам проверки Фондом приняты решение от 21.05.2010 N 1 и решение от 30.08.2010 N 2, в соответствии с которыми Фондом не приняты расходы, произведенные уполномоченным органом в сумме 29 666, 87 руб. и 73 290, 15 руб. в счет средств, полученных от отделения Фонда на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке.
Претензией от 18.02.2011 Фонд потребовал от Министерства произвести возврат задолженности средств федерального бюджета, выделенных на выплату ежемесячных пособий по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, за 2010 год на сумму 81 740,24 руб.
Министерством частично возвращены Фонду излишне израсходованные средства на выплату пособий в 2010 году в сумме 14 399,91 руб. и в сумме 11 516,87 руб.
Фонд обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании невозвращенных Министерством средств в размере 77 040,24 руб. (18 150 руб. по Богомоловой А.В., 58 890,24 руб. по Лебеденко С.А.).
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что неправомерно произведенные Министерством расходы на выплату ежемесячных пособий по уходу за ребенком лицам, являющимся застрахованными и подлежащим обязательному социальному страхованию, подлежат возврату Фонду в рамках заключенного договора.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из следующего.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" Правительством Российской Федерации принято постановление от 31.12.2009 N 1162 "О порядке финансирования расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке".
Данным постановлением утверждены Правила финансового обеспечения расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке (далее - Правила).
Согласно пунктам 2, 3 Правил источником финансового обеспечения расходов на выплату предусмотренных данными Правилами пособий являются межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета в установленном порядке в бюджет Фонда в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на указанные цели.
Согласно пунктам 6, 7, 9 Правил уполномоченный орган предоставляет в территориальный орган заявку на перечисление средств, ежемесячную отчетность о расходовании средств, осуществляет перечисление средств получателям пособий.
На основании подпунктов "е", "ж" пункта 4 Договора уполномоченный орган осуществляет контроль за назначением и выплатой пособий и обеспечивает целевое использование средств, выделенных на выплату пособий.
В соответствии с пунктом 8 Правил средства федерального бюджета, перечисленные территориальным органам Фонда уполномоченному органу на финансирование расходов, предусмотренных данными Правилами, используются уполномоченным органом в рамках финансового года.
Судами при рассмотрении спора установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается Министерством то обстоятельство, что использование средств в размере 102 957,02 руб., выделенных на выплату предусмотренных данными Правилами пособий, осуществлено с нарушением законодательства Российской Федерации.
С учетом частичного возврата суммы излишне израсходованных средств, судами установлено, что остаток средств, подлежащих возврату Фонду, составляет 77 040,24 руб.
Изложенные в кассационной жалобе доводы об отсутствии вины Министерства в неправомерном расходовании и использовании бюджетных средств, а также доводы со ссылкой на решения судов общей юрисдикции о взыскании средств с физических лиц, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и обоснованно отклонены.
Полномочий для переоценки установленных обстоятельств дела на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
Поскольку нарушений судами норм материального или процессуального права судом кассационной инстанции не установлено, основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 27.06.2011 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 22.09.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-7589/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.П. Маняшина |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" Правительством Российской Федерации принято постановление от 31.12.2009 N 1162 "О порядке финансирования расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке".
Данным постановлением утверждены Правила финансового обеспечения расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке (далее - Правила).
Согласно пунктам 2, 3 Правил источником финансового обеспечения расходов на выплату предусмотренных данными Правилами пособий являются межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета в установленном порядке в бюджет Фонда в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на указанные цели.
Согласно пунктам 6, 7, 9 Правил уполномоченный орган предоставляет в территориальный орган заявку на перечисление средств, ежемесячную отчетность о расходовании средств, осуществляет перечисление средств получателям пособий."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 декабря 2011 г. N Ф04-6228/11 по делу N А45-7589/2011