г. Тюмень |
|
20 декабря 2011 г. |
Дело N А45-2155/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мелихова Н.В.
судей Лукьяненко М.Ф.
Фроловой С.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Структурного подразделения центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "Российские железные дороги" Западно-Сибирский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания N Ф04-6858/2011 (24225-А45-21) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07.06.2011 (судья Хлопова А.Г.) по делу N А45-2155/2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2011 (судьи Марченко Н.В., Кайгородова М.Ю., Шатохина Е.Г.) N 07АП-6586/11 по этому делу по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, 2, ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к открытому акционерному обществу "Сибпромжелдортранс" (630108, г. Новосибирск, ул. Станционная, 18/1, ИНН 5406015374, ОГРН 1025402457123) о взыскании платы за пользование вагонами.
Третьим лицом в деле участвует открытое акционерное общество "Сибирская энергетическая компания".
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Новикова Е.В. по доверенности от 04.02.2010.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", железная дорога, перевозчик) 08.02.2011 обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к открытому акционерному обществу "Сибпромжелдортранс" о взыскании 849 862 рублей 30 копеек платы за пользование вагонами.
Требование железной дороги мотивировано неисполнением ветвевладельцем обязательства по своевременному приему вагонов, поступивших в адрес грузополучателя (ОАО "Новосибирскэнерго") в мае 2010 года, и простаивавших на путях общего пользования.
К участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора, привлечен грузополучатель - открытое акционерное общество "Сибирская энергетическая компания" (правопреемник ОАО "Новосибирскэнерго").
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 07.06.2011 в удовлетворении иска отказано.
Суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств права собственности истца на вагоны, за пользование которыми была предъявлена плату.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2011 решение суда первой инстанции оставлено в силе.
Суд апелляционной инстанции отклонил доводы истца о подтверждении прав собственности на прибывшие в мае 2010 года вагоны, а также указал на непредставление надлежащих доказательств причин простоя вагонов на путях общего пользования.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель указывает на неприменение судами подлежащих применению пунктов 1.1, 1.2, 4.6, 7.10 Правил эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов, пунктов 1.2, 5.6, 6.4, 8.9 Правил курсирования и учета собственных грузовых вагонов, принадлежащих предприятиям, организациям и физическим лицам, имеющих восьмизначную нумерацию на цифру "5", пункта 2.4 Методических положений по ведению и корректировке автоматизированного банка данных парка грузовых вагонов, пункта 8 Инструкции по заполнению вагонных листов, пункта 3.3 Инструкции по составлению натурного листа поезда.
По мнению заявителя, необоснованно не принята в качестве доказательства принадлежности вагонов информация из информационно-вычислительного центра железнодорожных администраций.
Выводы суда о том, что акты общей формы не были предъявлены на подпись уполномоченному представителю ответчика, по мнению заявителя, не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неправильном толковании закона (пункты 3.1, 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом).
Кроме того, заявитель считает необоснованным указание суда на необходимость предъявления этих актов грузополучателю, поскольку спорные правоотношения у него складываются только с ответчиком.
Также заявитель полагает, что судом неправильно истолкованы абзацы 1, 3 статьи 39, абзацы 2, 4 статьи 62 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), пункты 3.2.2, 3.2.4, 3.4, 3.5 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, пункт 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26.
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании настаивает на отмене судебных актов.
В отзыве ОАО "Сибпромжелдортранс" отклонило кассационную жалобу ОАО "РЖД". Ответчик согласен с выводами судов об отсутствии достоверных доказательств принадлежности вагонов истцу.
ОАО "Сибирская энергетическая компания" отзыв на кассационную жалобы ОАО "РЖД" не направило, извещено о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
Как следует из материалов дела, договором от 17.04.2003 N 11/Н с дополнительными соглашениями урегулированы отношения между ОАО "РЖД" (железной дорогой) и ОАО "Сибпромжелдортранс" (владельцем пути) по взаимодействию при эксплуатации железнодорожного подъездного пути примыкающего к станции Жеребцово Западно-Сибирской железной дороги. Сдаваемые на подъездной путь вагоны подаются локомотивом железной дороги и в дальнейшем их продвижение производится локомотивом владельца пути (параграф 3 договора).
Обязательством владельца пути (параграф 15 договора и пункт 6 дополнительного соглашения) является внесение платы железной дороге за пользование вагонами, прибывшими в его адрес и его контрагентов, по ставкам Тарифного руководства N 2 с учетом повышающих коэффициентов и коэффициентов индексации.
Нормы главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации содержат положения (статья 784) о регулировании обязательств по перевозке грузов, а также иных правоотношений, связанных с осуществлением перевозочного процесса, согласно соглашениям сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
При рассмотрении требования железной дороги о взыскании 849 862 рублей 30 копеек задолженности по внесению платы за пользование вагонами суд первой инстанции руководствуясь статей 39 УЖТ РФ, Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 N 14391/08, от 27.07.2010 N 4387/10 правомерно исходил из того, что плата за пользование вагонами, контейнерами может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге.
Согласно статье 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Договор от 17.04.2003 N 11/Н не предусматривает взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, во время их нахождения на путях общего пользования в ожидании приема владельцем пути необщего пользования и не определяет размер такой платы.
В ходе исследования согласно правилам статьи 71 АПК РФ представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о недоказанности принадлежности ОАО "РЖД" прибывших в мае 2010 года вагонов и отсутствии оснований для начисления ответчику платы за пользование этими вагонами.
Также суд первой инстанции правомерно указал на несоответствие составленных истцом актов общей формы положениям статьи 119 УЖТ РФ, Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (пункты 3.1, 3.2.4) и Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (пункт 4.6).
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ истец не представил доказательства предъявления каждого из актов общей формы для подписания уполномоченным представителям владельца железнодорожного пути необщего пользования, а также права на составление акта общей формы с владельцем путей необщего пользования в случае, если задержка вагонов имела место по причинам, зависящим от грузополучателя.
Из содержания статьи 39 Устава железнодорожного транспорта вытекает обязательство ветвевладельца по внесению перевозчику (железной дороге) платы за пользование вагонами в период ожидания подачи вагонов по зависящим от него причинам, что также закреплено в пункте 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26.
Кроме того, железная дорога не подтвердила относимыми доказательствами нарушений сроков доставки вагонов по причинам, зависящим от владельца железнодорожных путей необщего пользования.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции на законном основании отказал ОАО "РЖД" в удовлетворении иска о взыскании с ОАО "Сибпромжелдортранс" 849 862 рублей 30 копеек платы за пользование вагонами.
Суд апелляционной инстанции обоснованно поддержал выводы суда первой инстанции.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы об ином истолковании статей 39, 62 УЖТ РФ противоречат имеющимися в деле доказательствам, правильно установленным судами первой и апелляционной инстанций.
Ссылка заявителя на применение норм международного права, касающихся порядка нумерации вагонов, не опровергает сделанных судами выводов в результате совокупной оценки обстоятельств дела.
Таким образом, кассационная жалоба заявителя об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение подлежит отклонению.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07.06.2011 по делу N А45-2155/2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2011 по этому делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мелихов |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
...
В ходе исследования согласно правилам статьи 71 АПК РФ представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о недоказанности принадлежности ОАО "РЖД" прибывших в мае 2010 года вагонов и отсутствии оснований для начисления ответчику платы за пользование этими вагонами.
Также суд первой инстанции правомерно указал на несоответствие составленных истцом актов общей формы положениям статьи 119 УЖТ РФ, Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (пункты 3.1, 3.2.4) и Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (пункт 4.6).
...
Из содержания статьи 39 Устава железнодорожного транспорта вытекает обязательство ветвевладельца по внесению перевозчику (железной дороге) платы за пользование вагонами в период ожидания подачи вагонов по зависящим от него причинам, что также закреплено в пункте 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 декабря 2011 г. N Ф04-6858/11 по делу N А45-2155/2011