г. Тюмень |
|
27 декабря 2011 г. |
Дело N А27-16182/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Цыгановой Е.М.
судей Бушмелевой Л.В.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 31.05.2011 (судья Петракова С.Е.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2011 (судьи Жданова Л.И., Скачкова О.А., Хайкина С.Н.) по делу N А27-16182/2010 по иску открытого акционерного общества "Транссибнефть" (630049, город Новосибирск, улица Галущака, 1, ИНН 5502020634, ОГРН 1025500514489) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (650054, город Кемерово, улица Арочная, дом 41, ИНН 4205057012, ОГРН 1104205007840), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом город Москва (109012, город Москва, Никольский пер., дом 9) о признании незаконными действия (бездействия) и об обязании заключить договор.
В заседании приняли участие представители ТУ Росимущества - Крашаков В.А. по доверенности от 24.08.2011 N 7-2-08/601; ОАО "Транссибнефть" - Ягунов А.А. по доверенности от 24.02.2010 N 148/10/22.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Транссибнефть" (далее - ОАО "Транссибнефть", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом город Москва, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (далее - ТУ Росимущество, территориальное управление), выразившегося в непринятии в установленный срок решения о предоставлении в собственность ОАО "Транссибнефть" земельного участка с кадастровым номером 42:18:0114003:92, площадью 519 488 кв. м, видом разрешенного использования для эксплуатации Анжеро-Судженской линейной производственной диспетчерской станции, об обязании ТУ Росимущества принять решение о заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 42:18:0114003:92, подготовить и направить в ОАО "Транссибнефть" проект договора купли - продажи указанного земельного участка.
Решением от 31.05.2011 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены частично, бездействие ТУ Росимущества выразившееся в непринятии в установленный срок решения о предоставлении в собственность ОАО "Транссибнефть" земельного участка с кадастровым номером 42:18:0114003:92 признано незаконным.
Суд обязал ТУ Росимущества принять решение о предоставлении обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 42:18:0114003:92, площадью 519 488 кв. м, видом разрешенного использования для эксплуатации Анжеро-Судженской линейной производственной диспетчерской станции, расположенного по адресу: Кемеровская область, Яйский район, а также подготовить и направить в ОАО "Транссибнефть" в двухнедельный срок проект договора купли - продажи участка с кадастровым номером 42:18:0114003:92, площадью 519 488 кв. м., видом разрешенного использования для эксплуатации Анжеро-Судженской линейной производственной диспетчерской станции, расположенного: Кемеровская область, Яйский район. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением от 12.09.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление, ссылаясь на несоответствие выводов судов, изложенных в судебных актах обстоятельствам дела, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель считает, что истцом не представлены доказательства нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Указывает, что территориальное управление вправе издать распоряжение о передаче испрашиваемого обществом земельного участка только после получения соответствующего поручения из Федерального агентства по управлению государственным имуществом при наличии всех документов, перечисленных в Приказе Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях присутствующих в заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в территориальное управление с заявлением от 21.12.2009 N 18-17/5531 о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером 42:18:0114003:92, с видом разрешенного использования - для эксплуатации Анжеро-Судженской линейной производственной диспетчерской станции, площадью 519 488 кв. м, расположенного: Кемеровская область, Яйский район.
К заявлению обществом приложены документы, предусмотренные Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (в редакции, действующей в период спорных правоотношений).
Письмом от 08.02.2010 N 5-6-02/215 территориальное управление запросило дополнительно представить документы, в том числе, три оригинала кадастрового паспорта на земельный участок, документы, подтверждающие полномочия представителя юридического лица, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, в целях подтверждения права на спорный земельный участок и сообщило обществу, о том, что в соответствии с подпунктом "е" пункта 4.8 Типового положения о территориальном органе федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, ТУ Росимущества может предоставлять в установленном порядке земельные участки, находящиеся в федеральной собственности исключительно по поручению Росимущества.
Общество письмом от 30.04.2010 N 18-17/2019 направило заявление с приложением документов, ранее уже представленных в территориальное управление.
Письмом от 07.07.2010 N 2-6-07/204 территориальное управление предложило заявителю в дополнение к ранее представленным документам представить документы, подтверждающие отсутствие или наличие на испрашиваемом земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих иным лицам.
02.08.2010 ОАО "Транссибнефть" письмом за N 18-17/3714 дополнительно представило справку Филиала N 24 Бюро технической инвентаризации Яйского района от 30.07.2010 N 535, приложением к которой явился перечень объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом в собственность земельном участке; копии свидетельств о государственной регистрации права на указанные в приложении здания, строения и сооружения.
Письмом от 30.12.2010 N 2-6-12/725 территориальное управление вновь дополнительно запросило у общества документ, подтверждающий, что сделка по приобретению земельного участка не является для ОАО "Транссибнефть" крупной, либо решение об одобрении такой сделки, а также документы, обосновывающие целесообразность предоставления рассматриваемого земельного участка в указанных границах.
ОАО "Транссибнефть" полагая, что бездействие территориального управления по непринятию в установленный законом срок соответствующего ненормативного правового акта о предоставлении в собственность спорного земельного участка на поданное заявление нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Установив, что в нарушение требований статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в предусмотренный законом срок вопрос о предоставлении в собственность спорного земельного участка не рассмотрен; учитывая, представление обществом полного пакета документов, необходимых для надлежащего подтверждения своих прав собственности на объекты недвижимости, которые расположены на спорном земельном участке, суд первой инстанции удовлетворил частично заявленные требования, признав незаконным бездействие территориального управления.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", статей 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием ненормативного акта и действия (бездействия) незаконным.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности здания, строения, сооружения. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункт 5); в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6).
Арбитражные суды, руководствуясь статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 29, пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обоснованно пришли к выводу о нарушении прав и законных интересов общества, поскольку вопрос о предоставлении заявителю спорного земельного участка в собственность территориальным управлением в установленный срок не был рассмотрен.
Также судами правомерно признано, что пакет документов, приложенных к заявлению о приобретении земельного участка в собственность, соответствует Приказу Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении земельного участка в собственность и пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суды обоснованно признали оспариваемое бездействие незаконным и обязали территориальное управление принять решение о предоставлении спорного земельного участка обществу в собственность, а также подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи спорного земельного участка в двухнедельный срок.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации и не ограниченных в обороте, таковым исполнительным органом государственной власти является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество)
В силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение о Росимуществе), указанный исполнительный орган государственной власти осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4); заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункт 5.6); осуществляет полномочия собственника при продаже и приватизации находящихся в федеральной собственности земельных участков (пункты 5.36, 5.39).
Положение о Территориальном управлении, утверждено Приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278 (Приложение N 18). В соответствии с подпунктом "б" пункта 4.8 названного Положения Территориальное управление по поручению Агентства осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Правильно применяя вышеназванные Положения о Росимуществе, территориальном управлении, суды пришли к обоснованному выводу о том, что территориальное управление является уполномоченным органом по рассмотрению заявления и принятию решения о предоставлении спорного земельного участка.
Доводы территориального управления об отсутствии у него полномочий по продаже федеральных земельных участков без соответствующего поручения Росимущества ранее уже являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и признаны ошибочными. Сославшись на пункты 4, 5 Положения о Росимуществе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, суд апелляционной инстанции обоснованно посчитал, что отсутствие соответствующего поручения Росимущества не является препятствием для реализации права собственника объекта недвижимости на приватизацию земельного участка, предоставленного ему федеральным законодательством.
Утверждение территориального управления об отсутствии бездействия с его стороны судами рассмотрено с учетом статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей срок для совершения действий по рассмотрению вопроса о предоставлении в собственность земельного участка.
Изложенные в кассационной жалобе иные доводы не опровергают правильность выводов судов, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции, согласно положениям главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, подлежат отклонению.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 31.05.2011 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 12.09.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-16182/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.М. Цыганова |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение о Росимуществе), указанный исполнительный орган государственной власти осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4); заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункт 5.6); осуществляет полномочия собственника при продаже и приватизации находящихся в федеральной собственности земельных участков (пункты 5.36, 5.39).
...
Правильно применяя вышеназванные Положения о Росимуществе, территориальном управлении, суды пришли к обоснованному выводу о том, что территориальное управление является уполномоченным органом по рассмотрению заявления и принятию решения о предоставлении спорного земельного участка.
Доводы территориального управления об отсутствии у него полномочий по продаже федеральных земельных участков без соответствующего поручения Росимущества ранее уже являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и признаны ошибочными. Сославшись на пункты 4, 5 Положения о Росимуществе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, суд апелляционной инстанции обоснованно посчитал, что отсутствие соответствующего поручения Росимущества не является препятствием для реализации права собственника объекта недвижимости на приватизацию земельного участка, предоставленного ему федеральным законодательством.
Утверждение территориального управления об отсутствии бездействия с его стороны судами рассмотрено с учетом статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей срок для совершения действий по рассмотрению вопроса о предоставлении в собственность земельного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 декабря 2011 г. N Ф04-6740/11 по делу N А27-16182/2010
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6740/11