г. Тюмень |
|
28 декабря 2011 г. |
Дело N А03-16559/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Ильина В.И.
Отческой Т.И.
при ведении протокола помощником судьи Володиной Ю.В., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационные жалобы прокурора Алтайского края и открытого акционерного общества "Алтай-West", закрытого акционерного общества "Курорт Белокуриха", общества с ограниченной ответственностью Санаторий "Здравница" на решение от 11.10.2011 Арбитражного суда Алтайского края (судьи Старцева М.В., Ильичева Л.Ю., Музюкин Д.В.) по делу N А03-16559/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Алтай-West" (659900, Алтайский край, г. Белокуриха, ул. Славского, 39, ИНН 2203002039, ОГРН 1022200534510), закрытого акционерного общества "Курорт Белокуриха" (659900, Алтайский край, г. Белокуриха, ул. Ак. Мясникова, 2, ИНН 2203000190, ОГРН 1022200534608), общества с ограниченной ответственностью Санаторий "Здравница" (659900, Алтайский край, г. Белокуриха, ул. Братьев Ждановых, 2, ИНН 2203010657, ОГРН 1032201090745) к Администрации города Белокуриха (659900, Алтайский край, г. Белокуриха, ул. Братьев Ждановых, 9А, ИНН 2203004607, ОГРН 1022200535280) об оспаривании нормативного правового акта.
Другие лица, участвующие в деле: закрытое акционерное общество "Теплоцентраль Белокуриха" (659900, Алтайский край, г. Белокуриха, ул. Партизанская, 2, ИНН 2203000225, ОГРН 1022200534718).
В заседании приняли участие:
в помещении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа явились представители:
от прокуратуры Тюменской области в интересах прокурора Алтайского края: Протасов А.Н., прокурор прокуратуры Тюменской области, служебное удостоверение ТО N 080678;
от открытого акционерного общества санаторий "Алтай-West": Черепанов А.С. по доверенности от 11.01.2011 N 01;
в помещении Арбитражного суда Алтайского края явились представители:
от Администрации города Белокуриха: Сысоева А.А. по доверенности от 25.02.2011;
от закрытого акционерного общества "Теплоцентраль Белокуриха": Холкин С.В по доверенности от 17.08.2011 N 5.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Алтай-West", закрытое акционерное общество "Курорт Белокуриха", общество с ограниченной ответственностью Санаторий "Здравница" (далее - ОАО "Алтай-West", ЗАО "Курорт Белокуриха", ОАО Санаторий "Здравница", заявители) обратились в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействующим постановления Администрации г. Белокуриха от 18.12.2009 N 1318 "Об установлении тарифа на горячую воду закрытому акционерному обществу "Теплоцентраль Белокуриха" на 2010 год (в ред. постановления Администрации г. Белокуриха от 19.03.2010 N 277).
Решением от 11.10.2011 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных требований ОАО "Алтай-West", ЗАО "Курорт Белокуриха", ОАО Санаторий "Здравница" отказано. Постановление Администрации г. Белокуриха от 18.12.2009 N 1318 "Об установлении тарифа на горячую воду закрытому акционерному обществу "Теплоцентраль Белокуриха" на 2010 год" (в ред. постановления Администрации г. Белокуриха (в редакции от 19.03.2010 N 277) признано соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и отдельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
В кассационной жалобе ОАО "Алтай-West", ЗАО "Курорт Белокуриха", ООО Санаторий "Здравница", ссылаясь на неправильное применение судом норм права, определяющих порядок ценообразования тарифов на горячую воду и их обоснование, а также на нарушение норм права, регулирующий порядок принятия и вступления в силу при принятии оспариваемого постановления, а именно, пункта 2 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", предусматривающего, что период действия тарифов надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а также период действия надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса определяется устанавливающим их органом регулирования. Период действия надбавки для потребителей устанавливается представительным органом муниципального образования.
При этом заявители кассационных жалоб ссылаются на пункт 13 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, предусматривающий, что органы регулирования субъектов Российской Федерации и органы регулирования муниципальных образований в рамках соответствующих предельных индексов устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса не менее чем за 1 месяц до даты окончания текущего периода их действия, что, по мнению подателей жалоб, влечет нарушение сроков установления тарифа, а также причинение убытков вследствие установления незаконного тарифа, просят отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Заявители кассационных жалоб указывают, что оспариваемый тариф на горячую воду установлен Администрацией г. Белокуриха в отсутствии необходимых обосновывающих документов, с использованием не соответствующих действительности расчетных величин, ссылаясь на необоснованное применение по настоящему делу применительно к организациям нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг населением, закрепленных в приложением N 1 к Решению Городского Совета депутатов от 06.04.20056 N 18; на применение Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" не подлежащего применению.
В кассационной жалобе прокуратура Алтайского края, указывая на неправильное применение судом норм материального права, в частности, положений статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", выразившееся в необоснованном установлении и введении в действие тарифа на горячую воду оспариваемым постановлением N 1318 от 18.12.2009 (пункт 3 оспариваемого постановления) с 01.01.2010, просит отменить решение от 11.10.2011 суда первой инстанции по делу N А03-16559/2010 и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в части признания пункта 3 обжалуемого постановления Администрации г. Белокуриха от 18.12.2009 N 1318 "Об установлении тарифа на горячую воду ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" (в редакции постановления от 19.03.2010 N 277) об установлении тарифа на горячую воду на январь 2010 года не соответствующим вышеуказанному Федеральному закону.
Отзывы на кассационные жалобы от Администрации г. Белокуриха, закрытого акционерного общества "Теплоцентраль Белокуриха" в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлены.
В судебном заседании представители заявителей кассационных жалоб, поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.
Представители Администрации г. Белокуриха, третьего лица указали на законность принятого судебного акта и отсутствие оснований для его отмены.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ, заслушав представителей сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы изложенные в кассационных жалобах, и возражения на них, проверив правильность применения Арбитражным судом Алтайского края при принятии решения норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Администрацией города Белокурихи было принято постановление от 18.12.2009 N 1318 "Об установлении тарифа на горячую воду закрытому акционерному обществу "Теплоцентраль Белокуриха" на 2010 год" (в ред. Постановления Администрации города Белокурихи от 19.03.2010 N 277), согласно которому ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" установлен тариф на горячую воду в размере 102, 32 руб. за 1 куб. м (без учета НДС) (пункт 2).
Пунктом 3 постановления от 18.12.2009 N 1318 "Об установлении тарифа на горячую воду закрытому акционерному обществу "Теплоцентраль Белокуриха" на 2010 год" (в ред. Постановления Администрации города Белокурихи от 19.03.2010 N 277) предусмотрено, что настоящее постановление вступает в силу в установленном законом порядке, но не ранее 01.01.2010
Посчитав, что указанное постановление является незаконным и не соответствует вышеуказанным нормам действующего законодательства, заявители обратились в арбитражный суд с заявлением о признании его недействующим.
Арбитражный суд, исходя из положений статьи 9, пунктов 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пунктов 3, 13, 16, 17 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, пунктов 48-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствуе требованиям действующего законодательства.
Оставляя без изменения обжалуемое решение, суд кассационной инстанции исходит из установленных судом обстоятельств и следующих норм права.
Согласно части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд при осуществлении проверки оспариваемого акта или его отдельного положения устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Необходимым условием признания арбитражным судом недействующим нормативного правового акта в силу положений статьи 192 АПК РФ, является одновременного наличие двух условий: несоответствие оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам, на которые подлежат регулированию, следующие документы :
1) заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения;
2) производственная программа;
3) расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы: расшифровкой затрат по видам деятельности;
4) расчет тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса по видам деятельности;
5) бухгалтерская и налоговая отчетность по установленной форме за предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет;
6) отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и расходах на реализацию, производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что согласно вышеуказанному требованию ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" сопроводительным письмом от 29.04.2009 предоставило пакет документов в Администрацию г.Белокуриха, при проверке которых несоответствия их указанному в законе перечню не выявлено. Производственная программа поступила в уполномоченный орган на согласование 29.04.2009.
Согласно статье 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210- ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" производственная программа, а также расчет необходимых для реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяцев до окончания ткущего года разрабатывается для целей установления тарифа на очередной период, в связи с чем производится предварительный расчет тарифа, проверяется обоснованность производственной программы, обоснованности расчетов тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации (пункт 3).
Процедура рассмотрения органом регулирования дел об установлении тарифов и надбавок включает в себя проверку соответствия рассчитанных тарифов и надбавок финансовым потребностям для реализации производственной и (или) инвестиционной программ (пункт 16 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
По результатам рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок (пункт 17 вышеуказанных Правил).
С учетом указанных норм права, суд обоснованно пришел к выводу о том, что действия по оценке обоснованности тарифов отнесены к компетенции органа местного самоуправления и осуществляются в рамках его полномочий.
Обоснованность утверждения тарифов на горячую воду в отсутствие методических указаний подтверждается ФСТ России, согласно разъяснениям которой в отсутствие методических указаний необходимо руководствоваться Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
В указанных условиях расчет тарифов на горячую воду производился в соответствии с пунктами Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520.
В соответствии с пунктом 48 вышеуказанных Основ тариф на горячую воду определяется исходя из стоимости 1 м3 холодной воды и затрат на подогрев воды до установленной температуры, определяемые как произведение количества тепловой энергии до необходимой температуры и тарифа на тепловую энергию.
Судом установлено, что все величины, используемые уполномоченным органом при формировании тарифа на горячую воду, были установлены ранее для ресурсоснабжающих организаций, которые не были оспорены в установленном законом порядке.
С учетом вышеизложенного, суд обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление не нарушает права и законные интересы заявителей.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции о применении к спорным правоотношениям положений Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ является ошибочным, поскольку данный Федеральный закон вступил в силу - 30.07.2010, то есть после принятия оспариваемого постановления.
Однако применение указанных норм права не привело к принятию судом неправильного решения.
Довод кассационной жалобы ОАО "Алтай-West", ЗАО "Курорт Белокуриха", ООО Санаторий "Здравница" о понесенных в связи с принятием оспариваемого постановления убытках в виде упущенной выгоды не может быть принят судом кассационной инстанции, поскольку не был предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не принимает доводы, изложенные в кассационных жалобах прокуратуры Алтайского края, открытого акционерного общества "Алтай-West", закрытого акционерного общества "Курорт Белокуриха", общества с ограниченной ответственностью Санаторий "Здравница" о нарушении судом первой инстанции положений статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Согласно пункту 1 статьи 13 вышеуказанного Федерального закона тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона.
Оспариваемый пункт 3 постановления Администрации г. Белокуриха от 18.12.2009 N 1318 не противоречит вышеуказанному положению Федерального закона и предусматривает вступление данного постановления в силу в установленном законом порядке, но не ранее 01.01.2010.
Судебная коллегия кассационной инстанции считает, что все юридически значимые для дела факты, доводы и доказательства были рассмотрены судами согласно части 2 статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимной связи и сделан правильный вывод о соответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам имеющим большую юридическую силу.
Нарушений Арбитражным судом Алтайского края при принятии судебного решения норм процессуального права, влекущих отмену или изменение данного судебного акта, не установлено.
Изложенные в кассационных жалобах доводы заявителей направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 11.10.2011 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-16559/2010 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено, что все величины, используемые уполномоченным органом при формировании тарифа на горячую воду, были установлены ранее для ресурсоснабжающих организаций, которые не были оспорены в установленном законом порядке.
С учетом вышеизложенного, суд обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление не нарушает права и законные интересы заявителей.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции о применении к спорным правоотношениям положений Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ является ошибочным, поскольку данный Федеральный закон вступил в силу - 30.07.2010, то есть после принятия оспариваемого постановления.
...
Суд кассационной инстанции не принимает доводы, изложенные в кассационных жалобах прокуратуры Алтайского края, открытого акционерного общества "Алтай-West", закрытого акционерного общества "Курорт Белокуриха", общества с ограниченной ответственностью Санаторий "Здравница" о нарушении судом первой инстанции положений статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Согласно пункту 1 статьи 13 вышеуказанного Федерального закона тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона.
Оспариваемый пункт 3 постановления Администрации г. Белокуриха от 18.12.2009 N 1318 не противоречит вышеуказанному положению Федерального закона и предусматривает вступление данного постановления в силу в установленном законом порядке, но не ранее 01.01.2010."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 декабря 2011 г. N Ф04-6560/11 по делу N А03-16559/2010
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4570/12
30.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4570/12
28.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6560/11
11.10.2011 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-16559/10
15.04.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2096/11