г. Тюмень |
|
19 января 2012 г. |
Дело N А45-6046/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 19 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Есикова А.Н.
судей Каранкевича Е.А.
Лошкомоевой В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу мэрии города Новосибирска на решение от 16.06.2011 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Рябцева Е.Ю.) и постановление от 03.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сухотина В.М., Калиниченко Н.К., Ярцев Д.Г.) по делу N А45-6046/2011 по иску Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (630000, город Новосибирск, улица Революции, 38, ИНН 5407063282, ОГРН 1095406019170) к мэрии города Новосибирска в лице Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска (630099, город Новосибирск, Красный проспект, 34, ИНН 5406285846, ОГРН 1045402490100) об обязании принять недвижимое имущество в муниципальную собственность.
В заседании принял участие представитель мэрии города Новосибирска Бердников Д.В. по доверенности от 12.01.2012 N 01-23-71.
Суд установил:
Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - ТУ Росимущества, истец) обратилась в арбитражный суд с иском к мэрии города Новосибирска в лице Департамента земельных и имущественных отношений (далее - Департамент, ответчик, заявитель) об обязании принять в муниципальную собственность квартиры N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7, N 8 в двухэтажном доме, 1954 года постройки, расположенном по адресу: город Новосибирск, улица Гоголя, 203а.
Решением от 16.06.2011, оставленным без изменения постановлением от 03.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
Мэрия города Новосибирска в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Считает, что судебные акты вынесены о правах и обязанностях лиц, не привлечённых к участию в деле, поскольку квартиры N 2, N 3, N 5, а также нежилое помещение площадью 39,4 кв. м в спорном доме принадлежат на праве собственности физическим лицам. Полагает, что истец обязан был предоставить выписку из ЕГРП о наличии или отсутствии зарегистрированного права в отношении спорных объектов. Судам необходимо было выяснить зарегистрировано ли право собственности на спорные объекты за истцом или за третьими лицами.
ТУ Росимущества в отзыве на кассационную жалобу считает несостоятельными содержащиеся в ней доводы, поскольку спорное имущество передаётся в муниципальную собственность в силу закона.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал в полном объёме изложенные в жалобе доводы.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятых по нему судебных актов в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 08.02.2008 ТУ Росимущества издано распоряжение N 146-р о безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в муниципальную собственность города Новосибирска. Утверждён перечень имущества передаваемого в муниципальную собственность города Новосибирска, а именно: квартиры N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7, N 8 в двухэтажном доме, 1954 года постройки, по адресу: город Новосибирск, улица Гоголя, 203а.
Во исполнение распоряжения истец 15.02.2008 в адрес Департамента направил для подписания акт приёма-передачи спорного имущества, а также соответствующий пакет документов.
Письмом 17.03.2008 ответчик выразил отказ в подписании акта приёма-передачи имущества, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими исковыми требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования, исходили из того, что спорные объекты относятся к жилищному фонду, предназначены для решения вопросов местного значения и являются муниципальной собственностью в силу закона.
Вместе с тем, указанные выводы судов нельзя признать соответствующими закону и материалам дела.
Согласно пункту 1 Приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, независимо от того, на чьём балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов.
В рассматриваемом случае суды не учли, что требования заявлены в отношении конкретных квартир, а не в целом здания, где они расположены, не выяснили вопроса - кому и на каком праве принадлежат эти квартиры и другие помещения в жилом доме с целью привлечения к участию в деле их собственников, являющихся заинтересованными лицами.
Названные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения спора и свидетельствуют о том, что обжалуемые решение и постановление затрагивают права лиц, не привлечённых к участию в деле, что в силу положений статьи 288 АПК РФ является безусловным основанием к отмене этих судебных актов.
Учитывая изложенное, доводы заявителя заслуживают внимание, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует уточнить заявленные исковые требования, выяснить вопрос - кому и на каком праве принадлежит передаваемое в муниципальную собственность недвижимое имущество, при необходимости привлечь к участию в деле заинтересованных лиц, дать оценку доводам сторон с учётом всей совокупности представленных ими доказательств и требованиями норм действующего законодательства.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, пунктом 4 части 4 статьи 288, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 16.06.2011 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 03.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-6046/2011 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Есиков |
Судьи |
Е.А. Каранкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 Приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, независимо от того, на чьём балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 января 2012 г. N Ф04-7084/11 по делу N А45-6046/2011