Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 6332/12 настоящее постановление отменено
г. Тюмень |
|
27 января 2012 г. |
Дело N А46-7025/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Маняшиной В.П.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" на решение от 11.08.2011 Арбитражного суда Омской области (судья Глазков О.В.) и постановление от 09.11.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н.) по делу N А46-7025/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (630007, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Советская, 5, ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (644042, г. Омск, ул. Маяковского, д. 2, ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939) о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Третье лицо - открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири".
В заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Пестов Д.В. по доверенности от 27.03.2009 N 46 н/3.
от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - Семенова А.Л. по доверенности от 19.09.2011 N 03-03/533 оф.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Территориальная энергетическая компания N 11" (далее - общество, ОАО "ТГК N 11") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - УФАС по Омской области, антимонопольный орган) от 19.05.2011 и предписания от 19.05.2011 по делу N 04/04-11.
Решением от 11.08.2011 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 09.11.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ОАО "ТГК N 11" просит отменить принятые по делу судебные акты, и дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов судов об уклонении от заключения договоров технологического присоединения подстанций открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ОАО "МРСК Сибири") фактическим обстоятельствам дела. Вместе с тем, не отрицая факт несоблюдения обязанностей, предусмотренных пунктом 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
По мнению подателя кассационной жалобы, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом не установлено наличие в действиях ОАО "ТГК 11" технологически необоснованного уклонения от заключения договоров с ОАО "МРСК Сибири", о чем свидетельствуют представленные документы. Формально установив наличие в действиях ОАО "ТГК 11" нарушение Правил N 861, суды обеих инстанций не полностью установили обстоятельства дела, имеющие значение для дела.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "МРСК Сибири" просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В отзыве на кассационную жалобу УФАС по Омской области просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты, указывая на наличие в действиях ОАО "ТГК 11" признаков злоупотребления доминирующим положением на рынке в виде технологически необоснованного уклонения от заключения с ОАО "МРСК Сибири" договоров на технологическое присоединение подстанций, тем самым наличие в действиях ОАО "ТГК 11" нарушений части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на жалобу.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, проанализировав доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на данную жалобу, проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Арбитражными судами установлено и подтверждается материалами дела, что на основании заявления ОАО "МРСК Сибири" на бездействие ОАО "ТГК N 11" при осуществлении мероприятий по технологическому присоединению электрических подстанций ОАО "МРСК Сибири" приказом УФАС по Омской области от 28.01.2011 N 8 в отношении ОАО "ТГК N 11" возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в экономически и технологически необоснованном уклонении от заключения договоров на технологическое присоединение следующих подстанций ОАО "МРСК Сибири": "Цементная", "Прибрежная", "Кристалл", "Титан", "Сургутская", "Северо-Западная", "Съездовская", "Сибзавод".
По результатам рассмотрения заявления ОАО "МРСК Сибири" комиссией УФАС по Омской области принято решение от 19.05.2011 за N 04/04-11, которым установлено доминирующее положение ОАО "ТГК N 11" в лице Омского филиала на рынке услуг по передаче электрической энергии в части технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства ОАО "ТГК N 11" в географических границах территории г. Омска, охваченной объектами электросетевого хозяйства ОАО "ТГК N 11". ОАО "ТГК N 11" в лице Омского филиала признано виновным в нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившемся в экономически и технологически необоснованном уклонении от заключения договоров на технологическое присоединение подстанций ОАО "МРСК Сибири": "Цементная", "Прибрежная", "Кристалл", "Титан", "Сургутская", "Северо-Западная", "Съездовская", "Сибзавод", что недопустимо в силу положений Правил N 861 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2009 N 334, действующего на момент подачи заявок ОАО "МРСК Сибири").
Антимонопольным органом установлено бездействие ОАО "ТГК N 11" при рассмотрении заявок ОАО "МРСК Сибири" на технологическое присоединение вышеназванных подстанций в части несоблюдения обязанности, предусмотренной четвертым абзацем пункта 15 Правил N 861 согласно которой при отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12-14 Правил N 861, ОАО "ТГК N 11" уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки; бездействие ОАО "ТГК N 11" при рассмотрении заявок ОАО "МРСК Сибири" на технологическое присоединение подстанций в части несоблюдения обязанности, предусмотренной первым абзацем пункта 15 Правил N 861, согласно которой ОАО "ТГК N 11", при достаточности сведений и документов (достаточность подтверждена неприменением ОАО "ТГК N 11" абзаца 4 пункта 15 Правил N 861) направляет ОАО "МРСК Сибири" для подписания заполненный и подписанный ОАО "ТГК N 11" проект договора в 2 экземплярах в течение 15 рабочих дней с даты получения заявки. При сложном характере технологического присоединения для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью или иных владельцев объектов такой сети указанный срок по инициативе ОАО "ТГК N 11" мог быть увеличен до 40 рабочих дней; бездействие ОАО "ТГК N 11" при рассмотрении заявок МРСК на технологическое присоединение подстанций в части несоблюдения обязанности, предусмотренной вторым абзацем пункта 30 Правил N 861, согласно которой ОАО "ТГК N 11" в 30-дневный срок после получения заявки обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
На основании данного решения Омским УФАС России вынесено предписание от 19.05.2011 по делу N 04/04-11, в соответствии с которым ОАО "ТГК N 11" необходимо прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в экономически и технологически необоснованном уклонении от заключения договоров на технологическое присоединение объектов в случае, если такое уклонение не допускается Правилами N 861. ОАО "ТГК N 11" со дня получения предписания в сроки и в порядке, установленные Правилами N 861, осуществить мероприятия по установлению уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов платы за технологическое присоединение по индивидуальным проектам подстанций ОАО "МРСК Сибири": "Цементная", "Прибрежная", "Кристалл", "Сургутская", "Северо-Западная", "Съездовская", "Сибзавод", "Титан" и по подготовке к подписанию ОАО "МРСК Сибири" договоров технологического присоединения указанных подстанций согласно поданным заявкам, а именно: обратиться в Региональную энергетическую Комиссию Омской области в 30-дневный срок после получения предписания для расчета платы за технологическое присоединение подстанций: "Цементная", "Прибрежная", "Кристалл", "Сургутская", "Северо-Западная", "Съездовская", "Сибзавод", "Титан" по индивидуальным проектам; направить в ОАО "МРСК Сибири" после установления размера платы за технологическое присоединение заполненные и подписанные проекты договоров на технологическое присоединение указанных выше подстанций в сроки, определенные пунктом 15 Правил N 861.
Не согласившись с выводами антимонопольного органа, ОАО "ТГК N 11" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения от 19.05.2011 N 04/04-11 и предписания от 19.05.2011 N 04/04-11.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из необоснованного уклонения ОАО "ТГК N 11" от заключения договоров с ОАО "МРСК "Сибири" на технологическое присоединение указанных подстанций, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Выводы судов являются правомерными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции наложен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия), как злоупотребления доминирующим положением, достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействия), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ОАО "ТГК N 11" в лице Омского филиала, оказывающее услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии на рынке услуг по передаче электрической энергии в части технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства в географических границах территории г. Омска, охваченной объектами электросетевого хозяйства Омского филиала и в силу Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" занимает доминирующим на данном товарном рынке.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, суды пришли к выводу о том, что ОАО "ТГК N 11" обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
В целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии и в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Федерального закона от 06.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 и были утверждены в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям".
В силу пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Подпунктами а - б пункта 7 Правил N 861, предусмотрена подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 861 (в редакции, действующей на момент направления заявок), сетевая организация обязана направить заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах в течение 15 рабочих дней с даты получения заявки, либо, при отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12-14 Правил N 861, сетевая организация должна уведомить об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направить заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах в течение 15 рабочих дней с даты получения недостающих сведений.
При сложном характере технологического присоединения для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью или иных владельцев объектов такой сети указанный срок по инициативе сетевой организации может быть увеличен до 40 рабочих дней. В этом случае заявитель уведомляется об увеличении срока и основаниях его изменения. При этом, как следует из пункта 16 Правил N 861, договор на технологическое присоединение энергопринимающих устройств обязательно должен содержать условие о размере платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики.
Согласно пункту 30 Правил N 861 в случае, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства сетевой компании, не включенного в инвестиционную программу на очередной период регулирования, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 Правил 861, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Судами установлено, что ОАО "МРСК Сибири", для осуществления технологического присоединения вновь построенных подстанций "Цементная", "Прибрежная", "Кристалл", "Титан" и для увеличения мощности энергопринимающих устройств уже имеющихся подстанций "Сургутская", "Северо-Западная", "Съездовская", "Сибзавод", были направлены в адрес ОАО "ТГК N 11" (и получены последним) заявки на технологическое присоединение подстанций: ПС 110/35/10 кВ "Сургутская" (исх. от 28.09.2009 N 03-635); ПС 110/10 кВ "Цементная" (исх. от 02.12.2009 N 19-377); ПС 110/10 кВ "Прибрежная" (исх. от 28.12.2009 N 03/1099); ПС 110/10 кВ "Кристалл" (исх. от 12.02.2010 N 19-2434); ПС 110/10 кВ "Северо-Западная" (исх. от 12.02.2010 N 19-2435); ПС 110/10 кВ "Съездовская" (исх. от 12.02.2010 N 19-2433); ПС 1.10/10 кВ "Сибзавод" (исх. от 08.06.2010 N 03-6067); ПС 110/10 кВ "Титан" (исх. от 05.08.2010 N 7848).
Из вышеизложенного следует, что в соответствии с требованиями пункта 15 Правил N 861 ОАО "ТГК N 11" было обязано рассмотреть вышеперечисленные заявки ОАО "МРСК Сибири" на технологическое присоединение подстанций и, либо направить МРСК для подписания заполненные и подписанные ею проекты договоров в течение 15 рабочих дней с даты получения каждой заявки, либо должна была уведомить в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки об отсутствии (недостаточности) сведений и документов для подготовки проектов договоров технологического присоединения подстанций.
Материалами дела подтверждено, что ОАО "ТГК N 11" вышеназванные обязанности исполнены не были, ни подготовленных проектов договоров технологического присоединения подстанций, ни уведомлений об отсутствии (недостаточности) сведений и документов для подготовки таких проектов договоров в ОАО "МРСК Сибири" не направлялось.
При таких обстоятельствах, суды правомерно пришли к выводу о том, что в оспариваемом решении антимонопольного органа от 09.09.2009 N 04/21-09 обоснованным является вывод о том, что ОАО "ТГК N 11" допущено нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в необоснованном уклонении от заключения договоров на технологическое присоединение вышеперечисленных подстанций ОАО "МРСК Сибири".
На основании оспариваемого решения от 19.05.2011 N 04/04-11 УФАС по Омской области вынесено предписание от 19.05.2011 N 04/04-11 в соответствии с которым ОАО "ТГК N 11N со дня получения предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в экономически и технологически необоснованном уклонении от заключения договоров на технологическое присоединение объектов в случае, если такое уклонение не допускается Правилами N 861. ОАО "ТГК N 11" со дня получения предписания в сроки и в порядке, установленные Правилами N 861, осуществить мероприятия по установлению уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов платы за технологическое присоединение по индивидуальным проектам подстанций ОАО "МРСК Сибири": "Цементная", "Прибрежная", "Кристалл", "Сургутская", "Северо-Западная", "Съездовская", "Сибзавод", "Титан" и по подготовке к подписанию ОАО "МРСК Сибири" договоров технологического присоединения указанных подстанций согласно поданным заявкам, а именно: обратиться в Региональную энергетическую Комиссию Омской области в 30-дневный срок после получения предписания для расчета платы за технологическое присоединение подстанций: "Цементная", "Прибрежная", "Кристалл", "Сургутская", "Северо-Западная", "Съездовская", "Сибзавод", "Титан" по индивидуальным проектам; направить в ОАО "МРСК Сибири" после установления размера платы за технологическое присоединение заполненные и подписанные проекты договоров на технологическое присоединение указанных выше подстанций в сроки, определенные пунктом 15 Правил N 861.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения и оценки судов первой и апелляционной инстанций. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты на основании правильного применения норм материального и процессуального права. Оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 11.08.2011 Арбитражного суда Омской области и постановление от 09.11.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-7025/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
В.П. Маняшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии и в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Федерального закона от 06.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 и были утверждены в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям".
...
Материалами дела подтверждено, что ОАО "ТГК N 11" вышеназванные обязанности исполнены не были, ни подготовленных проектов договоров технологического присоединения подстанций, ни уведомлений об отсутствии (недостаточности) сведений и документов для подготовки таких проектов договоров в ОАО "МРСК Сибири" не направлялось.
При таких обстоятельствах, суды правомерно пришли к выводу о том, что в оспариваемом решении антимонопольного органа от 09.09.2009 N 04/21-09 обоснованным является вывод о том, что ОАО "ТГК N 11" допущено нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в необоснованном уклонении от заключения договоров на технологическое присоединение вышеперечисленных подстанций ОАО "МРСК Сибири"."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 января 2012 г. N Ф04-7513/11 по делу N А46-7025/2011
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 6332/12 настоящее постановление отменено
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 6332/12
28.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6332/12
04.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6332/12
12.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6332/12
27.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7513/11
09.11.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7603/11