г. Тюмень |
|
27 января 2012 г. |
Дело N А75-3188/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Новоселова В.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Мохтикнефть" на решение от 08.07.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Дроздов А.Н.) и постановление от 29.09.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-3188/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Мохтикнефть" (628647, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, пгт. Новоаганск, улица Центральная, 9, а, ИНН 8620011952, ОГРН 1028601867271) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (628007, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 2, ИНН 8601024089, ОГРН 1048600006179) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Мохтикнефть" - Закирова Л.Т. по доверенности от 10.01.2012 N 343-14.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Мохтикнефть" (далее - ОАО "Мохтикнефть", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление) от 07.04.2011 N 479-ГК/9 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением от 08.07.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 29.09.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, обществу в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
У должностного лица административного органа, вынесшего оспариваемое постановление, отсутствуют полномочия на рассмотрение административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Административное правонарушение, выразившееся в отсутствии предусмотренных проектом "Обустройство Мохтиковского нефтяного месторождения, 1 очередь" очистных сооружений БОП-1600 не является длящимся и было окончено в апреле 2005 года.
По мнению общества, 14.04.2011 было зарегистрировано дополнение к лицензии ХМН N 01152 НЭ на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа в пределах Мохтиковского лицензионного участка, соответственно в тексте лицензионного соглашения дублировать требования законодательства нет необходимости.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, кассационную жалобу - без удовлетворения.
По мнению управления, в ходе проведения административного расследования уполномоченным в соответствии с главой 23 КоАП РФ должностным лицом установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, им дана полная и всесторонняя оценка судами.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителя общества, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Арбитражными судами установлено и подтверждается материалами дела, что на основании приказа руководителя управления от 24.01.2011 N 29, с учетом изменений, внесенных приказом от 27.01.2011, проведена плановая проверка ОАО "Мохтикнефть".
В ходе проверки управлением установлено, что на площадке центрального пункта сбора Мохтиковского месторождения предусмотренные проектом "Обустройство Мохтиковского нефтяного месторождения, 1 очередь" очистные сооружения БОП-1600, предназначенные для очистки пластовых вод, отсутствуют.
Результаты проверки отражены в акте от 11.03.2011 N 7.
Считая, что общество нарушило пункт 8.9 Лицензионного соглашения о поиске и добыче нефти и газа в пределах Мохтиковского лицензионного участка, пункты 2, 7, 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), пункт 16.2 статьи 16 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, управлением 15.03.2011 в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении старшим государственным инспектором управления 07.04.2011 вынесено постановление N 479-ГК/9 о привлечении ОАО "Мохтикнефть" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Считая постановление незаконным, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что материалами дела подтверждается факт совершения правонарушения и вина общества в его совершении.
Кассационная инстанция, оставляя судебные акты без изменения, исходит из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе, предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Согласно части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить, в том числе, выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10).
Как усматривается из материалов дела, основными видами деятельности ОАО "Мохтикнефть" являются добыча, подготовка, переработка и реализация нефти.
Общество имеет лицензию на право пользования недрами ХМН N 01152 НЭ в пределах Мохтиковского лицензионного участка, расположенного в Нижневартовском районе.
Обязательным приложением к лицензии является лицензионное соглашение о добыче нефти и газа в пределах Мохтиковского лицензионного участка, в котором пунктом 8.9 определено, что общество осуществляет обустройство месторождения по проектам, имеющим положительное заключение государственной экспертизы.
Согласно проекту "Обустройство Мохтиковского нефтегазового месторождения, 1 очередь" на центральном пункте сбора (далее - ЦПС) предусмотрены очистные сооружения БОП-1600 для очистки пластовой воды от нефтепродуктов и мехпримесей до содержания их в воде 20 мг/л по каждому компоненту, а также для очистки производственно-дождевых стоков.
На данный проект имеется положительное заключение Государственной экологической экспертизы от 28.11.2011 N 2010.
Однако в нарушение указанного требования лицензионного соглашения в ходе проверки общества установлено, что на площадке ЦПС очистные сооружения отсутствуют (не построены), при этом ОАО "Мохтикнефть" осуществляется пользование недрами.
Указанные обстоятельства ОАО "Мохтикнефть" по существу не оспариваются.
При данных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что действия ОАО "Мохтикнефть" как пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, квалифицированы управлением правильно.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ - юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суды правомерно указали на то, что обществом не представлено доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению им условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами. Доказательства, свидетельствующие о принятии обществом всех зависящих от него мер, в материалах дела отсутствуют.
Довод общества о том, что правонарушение не является длящимся и было окончено в апреле 2005 года, подлежит отклонению, как несостоятельный.
Объектом административного правонарушения являются отношения в сфере реализации права государственной собственности на недра при недропользовании.
Лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено. Соответствующее нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя недрами, то есть является длящимся.
Данный вывод судов соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26.02.2008 N 9199/07.
Исходя из положений статьи 4.5 КоАП РФ и принимая во внимание неисполнение обществом на момент проведения управлением проверки условий лицензионного соглашения, срок давности привлечения к административной ответственности по рассматриваемому административному правонарушению подлежит исчислению с 11.03.2011 - даты составления акта проверки N 7, содержащего сведения о событии правонарушения.
В целом доводы ОАО "Мохтикнефть", изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Оснований для переоценки установленных по делу фактических обстоятельств у кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 08.07.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 29.09.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-3188/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
В.И. Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ - юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено. Соответствующее нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя недрами, то есть является длящимся.
Данный вывод судов соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26.02.2008 N 9199/07.
Исходя из положений статьи 4.5 КоАП РФ и принимая во внимание неисполнение обществом на момент проведения управлением проверки условий лицензионного соглашения, срок давности привлечения к административной ответственности по рассматриваемому административному правонарушению подлежит исчислению с 11.03.2011 - даты составления акта проверки N 7, содержащего сведения о событии правонарушения."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 января 2012 г. N Ф04-7154/11 по делу N А75-3188/2011