г. Тюмень |
|
31 января 2012 г. |
Дело N А45-7415/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Сириной В.В.
Цыгановой Е.М.
при ведении протокола видеоконференц-связи помощником судьи Гофф А.Н. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Черепаново Лес-сервис" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07.07.2011 (судья Емельянова Г.М.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2011 (судьи Кулеш Т.А., Жданова Л.И., Хайкина С.Н.) по делу N А45-7415/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Черепаново Лес-сервис" (633525, Новосибирская обл., Черепановский р-н, г. Черепаново, ул. Кирова, 64а, ИНН 5440110042, ОГРН 1095462000600) к Департаменту лесного хозяйства Новосибирской области (630000, Новосибирская обл., г. Новосибирск, Красный пр-кт, 18, ИНН 5406558540, ОГРН 1105406000798) о признании незаконными действий, об обязании принять решение о зачете арендной платы.
В заседании приняли участие представители согласно протоколу судебного заседания арбитражного суда, осуществляющего организацию видеоконференц-связи;
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Черепаново Лес-Сервис" (далее - ООО "Черепаново Лес-Сервис", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента лесного хозяйства Новосибирской области (далее - Департамент), выразившихся в отказе проведения зачета излишне уплаченной арендной платы 2010 года в счет арендных платежей 2011 года; об обязании Департамента лесного хозяйства Новосибирской области принять решение о зачете излишне уплаченной арендной платы в 2010 году в счет арендных платежей 2011 года в соотношении, предусмотренном приложениями 4 к договорам:
- по договору аренды лесного участка от 07.12.2009 N 1/29-3 в сумме 43 800,65 руб. (в т.ч. областной бюджет - 29 784,51 руб., федеральный бюджет - 14 016,24 руб.);
- по договору аренды лесного участка от 07.12.2009 N 1/30-3 в сумме 18 899,75 руб. (в т.ч. областной бюджет - 6 964,86 руб., федеральный бюджет - 12 934,74 руб.);
- по договору аренды лесного участка от 07.12.2009 N 1/31-3 в сумме 840 054,24 руб. (в т.ч. областной бюджет - 504 032,54 руб., федеральный бюджет - 336 021,70 руб.).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 07.07.2011, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Черепаново Лес-Сервис" в кассационной жалобе просит решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального права - статей 309, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. Департаментом не была исполнена обязанность по предоставлению расчетов арендных платежей в установленные условиями договоров сроки (до 31 декабря), чему судами не дана надлежащая правовая оценка. Кроме того, апелляционная инстанция рассмотрела дело в отсутствие арендатора лесного участка, также расположенного на территории Черепановского лесничества - индивидуального предпринимателя Олейникова С.А.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области и ООО "Черепаново Лес-Сервис" заключены договоры аренды лесного участка от 07.12.2009 N 1/31-3, от 07.12.2009 N 1/30-3, от 07.12.2009 N 1/29-3.
Постановлением Губернатора Новосибирской области от 05.10.2009 N 415 "О создании департамента лесного хозяйства Новосибирской области, передаче отдельных полномочий, возложенных на департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области", с 01.01.2010 создан Департамент лесного хозяйства Новосибирской области, который является правопреемником прав и обязанностей Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области в отношении заключенных договоров аренды лесных участков, лесных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, и других прав и обязанностей при осуществлении переданных отдельных полномочий в сфере лесных отношений.
02.02.2011 Общество обратилось в Департамент лесного хозяйства Новосибирской области, как к администратору платежей за использование лесов, с заявлениями N N 4, 5, 6 о принятии решения о зачете излишне уплаченной арендной платы за 2010 год в счет будущих арендных платежей 2011 года по договорам аренды лесных участков.
Департамент лесного хозяйства Новосибирской области письмом от 02.03.2011 отказал в проведении зачета излишне уплаченной арендной платы, ссылаясь на пункты 3.1 и 3.4 договоров, устанавливающих право Департамента осуществлять отпуск древесины на арендуемых участках и на отсутствие положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов.
Общество, считая действия Департамента лесного хозяйства Новосибирской области по непринятию решения о зачете незаконными, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что заявитель не представил доказательств, подтверждающих отпуск древесины гражданам именно с арендуемых заявителем участков; не подтвержден факт наличия у Общества переплаты по арендным платежам.
Проверяя законность решения, апелляционный суд подтвердил выводы суда первой инстанции о необоснованности заявленных Обществом требований, указав, что доказательств внесения в 2010 году арендных платежей в размере большем, чем установлено договорами аренды лесного участка от 07.12.2009 N 1/29-3, N 1/30-3 и N 1/31-3 на 2010 год Обществом в материалы дела не представлено.
У суда кассационной инстанции нет оснований для иных выводов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования Общества о признании незаконными действий Департамента необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие действий нормам действующего законодательства и нарушение прав и законных интересов Общества.
Отказывая в удовлетворении требований Общества, суды правомерно указали на отсутствие доказательств наличия переплаты по арендным платежам.
При этом судом апелляционной инстанции правомерно отклонена ссылка Общества на положения пункта 2.3 договоров аренды лесного участка от 07.12.2009 N 1/29-3, N 1/30-3 и N 1/31-3, согласно которым расчет арендной платы осуществляется ежегодно, исходя из установленных объемов использования лесов на лесном участке, с исключением объемов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, утвержденных к отпуску на данный год, апелляционной инстанцией не принимается.
Как верно отмечено апелляционным судом, правило пункта 2.3 договоров аренды лесного участка от 07.12.2009 N 1/29-3, N 1/30-3 и N 1/31-3 не распространяется на 2010 год, поскольку приложениями N 5 к договорам аренды лесного участка от 07.12.2009 N 1/29-3, N 1/30-3 и N 1/31-3 установлено, что арендная плата за использование лесного участка в течение первого года устанавливается по окончательной цене предмета аукциона и составляет 355 343 руб., 108 180 руб. и 4 224 999 руб. соответственно.
С учетом того, что Обществом не вносилось в 2010 году арендной платы в размере, превышающем закрепленный в приложениях N 5 к договорам размер арендной платы, суд кассационной инстанции считает, что арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении требований Общества о признании незаконными действий Департамента.
Доводы заявителя, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, несостоятельны, поскольку иное толкование заявителем положений договоров аренды не свидетельствует о допущенных судом нарушениях норм права.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судами не допущены нарушения норм материального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07.07.2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2011 по делу N А45-7415/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Орлова |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального права - статей 309, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. Департаментом не была исполнена обязанность по предоставлению расчетов арендных платежей в установленные условиями договоров сроки (до 31 декабря), чему судами не дана надлежащая правовая оценка. Кроме того, апелляционная инстанция рассмотрела дело в отсутствие арендатора лесного участка, также расположенного на территории Черепановского лесничества - индивидуального предпринимателя Олейникова С.А.
...
Постановлением Губернатора Новосибирской области от 05.10.2009 N 415 "О создании департамента лесного хозяйства Новосибирской области, передаче отдельных полномочий, возложенных на департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области", с 01.01.2010 создан Департамент лесного хозяйства Новосибирской области, который является правопреемником прав и обязанностей Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области в отношении заключенных договоров аренды лесных участков, лесных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, и других прав и обязанностей при осуществлении переданных отдельных полномочий в сфере лесных отношений.
...
По смыслу статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования Общества о признании незаконными действий Департамента необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие действий нормам действующего законодательства и нарушение прав и законных интересов Общества."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 января 2012 г. N Ф04-7020/11 по делу N А45-7415/2011
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7020/11