г. Тюмень |
|
3 февраля 2012 г. |
Дело N А70-4299/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Кокшарова А.А.
Мартыновой С.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 на постановление от 28.10.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-4299/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Автотранспортная компания N 15" (ОГРН 1027200774556, ИНН 7203044736, 625014, г. Тюмень, ул. Чекистов, 28) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 (ОГРН 1047200671880; ИНН 7203000979; 625009, г. Тюмень, ул. Товарное шоссе, 15) о признании недействительным решения в части.
В заседании приняли участие представители сторон:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 - Некрасов С.А. по доверенности от 14.12.2011,
от открытого акционерного общества "Автотранспортная компания N 15" - генеральный директор Маметченко С.А. согласно протоколу общего собрания акционеров от 19.08.2010 N 02/2010.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Автотранспортная компания N 15" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 24.01.2011 N 16179754 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в части взыскания штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 203 918,4 руб., предложения уплатить недоимку по земельному налогу в размере 3 058 776 руб. и пени в сумме 699 111,39 руб.
Решением от 01.07.2011 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Постановлением от 28.10.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено. Принят новый судебный акт об удовлетворении требований Общества и признании решения Инспекции недействительным в оспариваемой части.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит принятое постановление отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции. Подробно доводы Инспекции изложены в кассационной жалобе.
Общество возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
Судами и материалами дела установлено следующее.
По результатам проведения выездной налоговой проверки деятельности Общества (в том числе своевременности уплаты земельного налога за 2007-2009 годы) Инспекция вынесла акт и приняла решение от 24.01.2011 N 16179754 о привлечении Общества к налоговой ответственности, которым были дополнительно начислены земельный налог в сумме 3 058 776 руб., пени за его несвоевременную уплату в сумме 699 111,39 руб. и штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 203 918,4 руб.
Основанием принятия решения в указанной части явился вывод Инспекции о неправомерном неисчислении и неуплате Обществом налога за 2007-2009 годы за земельный участок, расположенный по адресу: г. Тюмень, Старый Тобольский тракт (Восточный пром.узел) под существующую АЗС, площадью 17 000 кв.м. Поскольку кадастровая стоимость земельного участка не была определена в установленном порядке, Инспекцией при исчислении земельного налога за основу взята нормативная стоимость земли, утвержденная на 2005 год.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области от 25.04.2011 N 0277 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятого по настоящему делу постановления апелляционного суда.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании решения Тюменского городского Совета народных депутатов от 05.05.1989 N 155/6 Обществу был предоставлен земельный участок общей площадью 17 000 кв.м. на праве бессрочного (постоянного) пользования, расположенный по адресу г. Тюмень, Старый Тобольский тракт, Восточный пром.узел.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком подтверждено соответствующим свидетельством N 93, выданным Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам г. Тюмени 10.02.1993 (л. 27).
На основании решения Департамента имущественных отношений Тюменской области от 05.10.2010 право постоянного (бессрочного) пользования Обществом указанным земельным участком прекращено на основании заявления налогоплательщика (л.д.46).
В письме Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тюменской области от 30.01.2011 указано, что с 01 января 2006 года на территории Тюменской области для целей налогообложения и иных целей применяется государственная кадастровая оценка земель, в связи с чем отсутствует информация о нормативной цене земельного участка за 2007-2009 годы по адресу г. Тюмень, Старый Тобольский тракт (Восточный пром.узел) (л.д. 29).
Согласно ответу от 23.05.2011 Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Тюменской области по состоянию на 18.05.2011 в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке с адресным описанием г. Тюмень, Старый Тобольский тракт (Восточный пром.узел) площадью 17 000 кв.м. (л.д. 37).
Кассационная инстанция считает, что суды обоснованно, оценив представленные сторонами документы и руководствуясь положениями статьи 388 НК РФ, пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пришли к выводу, что поскольку Общество в спорный налоговый период владело на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по адресу г. Тюмень, Старый Тобольский тракт (Восточный пром.узел) общей площадью 17 000 кв.м., то оно являлось плательщиком земельного налога.
Апелляционная инстанция правомерно, учитывая положения статей 44, 396 НК РФ, статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 25 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", пункта 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 319 "О порядке определения нормативной цены земли", пришла к выводу, что в случае отсутствия кадастровой стоимости земельного участка возможно применение показателей нормативной стоимости земли, которая устанавливается ежегодно органами исполнительной власти субъекта.
На территории Тюменской области нормативная цена земли была установлена постановлением Губернатора Тюменской области от 03.06.2002 N 193 "Об определении нормативной цены земли на 2002 год", при этом срок действия указанного постановления продлен до 2005 года включительно (постановление Губернатора Тюменской области от 14.05.2003 N 168 "О продлении срока действия постановления от 03.06.2002 на 2003 год", постановление администрации Тюменской области от 11.05.2004 N 38-пк "О продлении срока действия постановления от 03.06.2002 на 2004 год", постановление Правительства Тюменской области N 164-п от 19.09.2005 "О внесении изменений в постановление от 03.06.2002 N 193).
Учитывая, что ни нормативная цена земли на проверяемый период, ни кадастровая стоимость спорного земельного участка не установлены, а действующим законодательством не закреплена возможность произвольного использования в последующие годы нормативной цены земли, установленной на определенный год, кассационная инстанция соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о необоснованном применении Инспекцией при исчислении суммы подлежащего доначислению Обществу земельного налога за 2007-2009 годы нормативной цены земли, утвержденной на 2005 год.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, установленный законодательством принцип платности пользования землей, которым руководствовался суд первой инстанции, не предполагает и не предоставляет возможности налоговым органам произвольного определения размера такой платы, не предоставляет возможности продлевать действие нормативных актов, определяющих нормативную цену земли и ограниченных определенным периодом времени.
Выводы апелляционного суда согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.04.2011 N 15932/10. Положения нормативного акта, утратившие силу в связи с истечением срока, на который он был рассчитан (в рассматриваемом случае, относительно определения размера нормативной стоимости земли), не могут применяться к спорным правоотношениям в качестве основания для определения налоговой базы в 2007-2009 годах.
Поскольку указанные обстоятельства не опровергнуты Инспекцией, в том числе в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции поддерживает вывод суда апелляционной инстанции о неправомерности принятия оспариваемого решения в части начисления земельного налога за 2007-2009 годы, соответствующих пени и санкций.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 28.10.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-4299/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционная инстанция правомерно, учитывая положения статей 44, 396 НК РФ, статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 25 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", пункта 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 319 "О порядке определения нормативной цены земли", пришла к выводу, что в случае отсутствия кадастровой стоимости земельного участка возможно применение показателей нормативной стоимости земли, которая устанавливается ежегодно органами исполнительной власти субъекта.
...
Выводы апелляционного суда согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.04.2011 N 15932/10. Положения нормативного акта, утратившие силу в связи с истечением срока, на который он был рассчитан (в рассматриваемом случае, относительно определения размера нормативной стоимости земли), не могут применяться к спорным правоотношениям в качестве основания для определения налоговой базы в 2007-2009 годах."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 февраля 2012 г. N Ф04-17/12 по делу N А70-4299/2011