г. Тюмень |
|
9 февраля 2012 г. |
Дело N А03-5924/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 9 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Сириной В.В.
Тамашакина С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу краевого государственного казенного учреждения "Центр занятости населения г. Барнаула" (истец) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 22.07.2011 (судья Кощаев В.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2011 (судьи Кайгородова М.Ю., Павлюк Т.В., Марченко Н.В.) по делу N А03-5924/2011 по иску краевого государственного учреждения "Центр занятости населения г. Барнаула" (656000, Алтайский край, г. Барнаул, Строителей пр-кт, 41, а, ОГРН 1022200897861, ИНН 2221039730) к обществу с ограниченной ответственностью "Алые паруса" (656000, Алтайский край, г. Барнаул, Красноармейский пр-кт, 108, ОГРН 1092221003071, ИНН 2221171505) о взыскании 49 117,68 руб.
Суд установил:
Краевое государственное учреждение (далее - КГУ) "Центр занятости населения г. Барнаула" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Алые паруса" (далее - ООО "Алые паруса") о взыскании 49 117,68 руб. неосновательного обогащения.
Исковые требования со ссылкой на статьи 282, 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статью 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, мотивированы нецелевым использованием ответчиком денежных средств, полученных по договору N 01 о совместной деятельности по организации временного трудоустройства от 03.03.2010.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 22.07.2011, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2011, в удовлетворении исковых требований отказано.
КГУ "Центр занятости населения г. Барнаула" в кассационной жалобе просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального права - статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, между КГУ "Центр занятости населения г. Барнаула" (центр) и ООО "Алые паруса" (работодатель) был заключен договор о совместной деятельности по организации временного трудоустройства N 01 от 03.03.2010.
В соответствии с пунктом 1.1. договора Настоящий договор заключен в целях создания новых рабочих мест в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", законом Алтайского края от 02.12.2009 N 95-ЗС "О краевом бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов ", краевой целевой программой "Содействие занятости населения Алтайского края", краевой целевой программой "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2010 году", утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 29.12.2009 N 554 (далее - "краевая целевая программа"), и Порядком реализации краевой целевой программы "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2010 году", утвержденным постановлением Администрации Алтайского края, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края в сфере занятости населения.
Согласно пункту 1.2. договора работодатель обязуется организовать временное трудоустройство путем создания дополнительных временных рабочих мест для безработных граждан, направленных Центром, и заключить с ними срочные трудовые договоры, а Центр обязуется за счет бюджетных средств, выделенных в рамках краевой целевой программы, производить возмещение затрат Работодателя по организации временного трудоустройства согласно пункту 3.1 настоящего договора.
Пунктом 2.1.1. договора стороны установили, что работодатель обязуется:
- организовать 17 рабочих мест (Швея - 4 человека, Вязальщица трик. изделий, полотна - 13 человек), для трудоустройства граждан, указанных в пункте 1.2 договора, на период с 03.03.2010 по 03.09.2010.
В соответствии с пунктом 2.1.4. договора работодатель обязуется представить в 3-х-дневный срок в Центр заверенные надлежащим образом копии приказов о приеме (увольнении) работников, участвующих во временном трудоустройстве, в период действия настоящего договора.
Согласно пункту 2.1.6 договора работодатель обязуется представлять в Центр: заверенные печатью Работодателя копии расчетно-платежных ведомостей либо платежных поручений на перечисление средств на банковские карты работников - участников временного трудоустройства с приложением перечня получателей денежных средств, платежных поручений на перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды - не позднее 2 (двух) банковских дней после наступления сроков осуществления выплат работникам - для возмещения фактически понесенных затрат Работодателя на оплату труда работников, выплату пособия по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, компенсацию за неиспользованные отпуска;
заверенные печатью Работодателя копии ведомостей по начислению заработной платы, бухгалтерских справок по начислению страховых взносов в государственные внебюджетные фонды не позднее чем за 2 (два) банковских дня до наступления сроков осуществления выплат работникам - для авансового возмещения затрат Работодателя по организации временного трудоустройства;
акт о выполнении условий настоящего договора, подписанный Работодателем.
Согласно пункту 2.3.2 договора центр обязуется в течение 7 рабочих дней с момента получения документов, указанных в абзацах 2, 3 пункта 2.1.6 настоящего договора, осуществлять возмещение затрат Работодателя по организации временного трудоустройства, согласно пункту 3.1 настоящего договора, путем перечисления на расчетный счет Работодателя денежных средств за соответствующий период.
Пункт 2.4.3 договора предусматривает основания, по которым центр имеет право отказать в возмещении затрат работодателя.
Согласно пункту 2.4.5 договора конкретный размер сумм материальной поддержки рассчитывается по каждому гражданину отдельно и указывается в отдельной расчетной ведомости, которая составляется ежемесячно. Выплата материальной поддержки осуществляется за счет средств субвенций.
В соответствии с пунктом 3.1 договора возмещение затрат Работодателя по организации временного трудоустройства за счет бюджетных средств осуществляется путем возмещения Работодателю затрат на заработную плату работников, пособие по временной нетрудоспособности в части, выплачиваемой из средств Работодателя, компенсацию за неиспользованные работниками отпуска - в размере, не превышающем установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда (с учетом районного коэффициента и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды) на каждого работника в месяц.
Стороны подписали акты о выполнении условий настоящего договора (л.д. 14-16), в связи с чем, истец перечислил ответчику денежные средства из краевого бюджета в размере 88 923,81 руб. (указанных в актах о выполнении условий договора) по платежным поручениям N 35117 от 15.07.2010 на сумму 45 492,72 руб., N 58552 от 12.11.2010 на сумму 40 715,01 руб., N 58553 от 12.11.2010 на сумму 2 716,08 руб.
Посчитав нецелевое использование ответчиком части суммы предоставленных субсидий, истец обратился к последнему с претензией от 17.03.2011 N 01-21-465, в которой просил ответчика в срок до 23.03.2011 направить в адрес истца заверенные надлежащим образом копии приказов о приеме на работу работников, копию приказа об увольнении С.В. Егоренковой, копию протокола (решения, приказа) уполномоченного органа управления о назначении единоличного исполнительного органа юридического лица либо копию выписки из ЕГРЮЛ, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, а также сведения о суммах заработной платы, выплаченной гражданам, трудоустроенным в рамках договора, платежные поручения на перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды: за апрель - В Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии, за июль - на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за июнь, август, сентябрь 2010 года - во все внебюджетные фонды.
Поскольку претензия не была удовлетворена ответчиком, истец обратился в суд с иском о взыскании 49 117,68 руб. сумм нецелевого использования бюджетных средств.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами арбитражных судов по настоящему делу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены основания для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии, а именно: нецелевое использование субсидии в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, либо ее неиспользование в установленные сроки.
Статья 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств понимает их использование на цели, не соответствующие условиям получения. Нарушение требований о целевом использовании средств бюджета влечет, в частности, изъятие бюджетных средств, которые использованы юридическим лицом (получателем) не по целевому назначению.
Отказывая КГУ "Центр занятости населения г. Барнаула" в удовлетворении заявленных требований, суды посчитали недоказанным факт нецелевого использования полученных ответчиком субсидий. Указанный вывод сделан в соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании оценки имеющихся в деле доказательств.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов, в обжалуемых судебных актах им дана правильная правовая оценка. В соответствии с положениями статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции. Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являющиеся основаниями для отмены или изменения судебных актов, не установлены.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 22.07.2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2011 по делу N А03-5924/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Орлова |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1.1. договора Настоящий договор заключен в целях создания новых рабочих мест в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", законом Алтайского края от 02.12.2009 N 95-ЗС "О краевом бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов ", краевой целевой программой "Содействие занятости населения Алтайского края", краевой целевой программой "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2010 году", утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 29.12.2009 N 554 (далее - "краевая целевая программа"), и Порядком реализации краевой целевой программы "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2010 году", утвержденным постановлением Администрации Алтайского края, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края в сфере занятости населения.
...
Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены основания для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии, а именно: нецелевое использование субсидии в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, либо ее неиспользование в установленные сроки.
Статья 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств понимает их использование на цели, не соответствующие условиям получения. Нарушение требований о целевом использовании средств бюджета влечет, в частности, изъятие бюджетных средств, которые использованы юридическим лицом (получателем) не по целевому назначению."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 февраля 2012 г. N Ф04-7378/11 по делу N А03-5924/2011