г. Тюмень |
|
14 февраля 2012 г. |
Дело N А46-5506/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Триля А.В.,
судей Гудыма В.Н.,
Кисляковой Т.С.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу военного комиссариата Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 12.08.2011 (судья Баландин В.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2011 (судьи: Смольникова М.В., Гладышева Е.В., Зорина О.В.) по делу N А46-5506/2011.
В заседании принял участие представитель военного комиссариата Омской области: Лесняк С.К., доверенность от 15.03.2011.
Суд установил:
муниципальное учреждение здравоохранения "Городская больница N 2", 644021, г. Омск, ул. Транспортная 3-я, 1, (ИНН 5506016413, ОГРН 1025501250972, далее - больница) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации, к военному комиссариату Омской области, 644099, г. Омск, ул. Партизанская, 14, (ИНН 5503019462, ОГРН 1025500745270) о взыскании 89 510,87 руб. задолженности по договору N 26У от 11.01.2010 о компенсации расходов, понесенных организацией в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Исковые требования обоснованы ссылками на статью 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила компенсации расходов) и мотивированы тем, что в 2010 году истцом оказаны услуги медицинского освидетельствования, медицинского обследования и медицинского осмотра граждан при постановке их на воинский учет, призыве на военную службу, однако обязанность по оплате услуг ответчиком не исполнена.
Решением Арбитражного суда Омской области от 12.08.2011, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2011, иск удовлетворен частично, с военного комиссариата в пользу больницы взыскано 79 244,70 руб. задолженности, 3 169,75 руб. госпошлины. В остальной части иска отказано.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что работники медицинского учреждения выполняли обязанность, установленную Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", непосредственно в рамках трудовых отношений по месту работы. Судом не установлено оснований для отнесения денежных средств, выплачиваемых работникам медицинских учреждений, к перечню сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанному в статье Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Не согласившись с принятыми судебными актами, военный комиссариат обратился с кассационной жалобой.
По мнению заявителя жалобы, суммы среднего заработка, выплачиваемые врачам специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" за счет федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем в оплату труда по трудовому договору, а являются компенсационными выплатами. Указанные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами.
Заявитель жалобы считает, что суд неосновательно взыскал с него госпошлину в пользу истца, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации военный комиссариат освобожден от ее уплаты.
Просит решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Истец в отзыве на жалобу судебные акты находит законными и обоснованными.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат частичной отмене.
Как следует из материалов дела, 11.01.2010 между военным комиссариатом (заказчик) и больницей (исполнитель) заключен договор N 26У о компенсации расходов, понесенных организацией в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в соответствии с которым исполнитель обязался выделять для заказчика врачей специалистов и средний медицинский персонал для участия в мероприятиях по предварительной постановке граждан на воинский учет, призыву граждан призывного возраста на военную службу и предварительному отбору граждан на военную службу по контракту, с сохранением среднего заработка, с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты, по месту их постоянной работы за время участия в указанных мероприятиях, а заказчик - возмещать исполнителю расходы, связанные с выплатой среднего заработка, с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда.
В 2010 году больница оказала ответчику услуги по направлению специалистов на общую сумму 815 755,91 руб., что подтверждается актами приемки-передачи оказанных услуг, подписанными сторонами.
С учетом частичной оплаты понесенных расходов истцом взыскивается задолженность в размере 89 510,87 руб. Указанная сумма составляет страховые взносы.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При этом механизм возмещения затрат, понесенных медицинскими учреждениями в результате освидетельствования граждан в связи с призывом на военную службу, определен в Правилах компенсации расходов.
Согласно подпункту 3 пункта 2 Правил компенсации расходов компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий по обеспечению исполнения Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Пунктом 3 Правил компенсации расходов предусмотрено, что компенсация расходов, указанных в пункте 2 Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.
Суд пришел к выводу о наличии у комиссариата обязанности компенсировать больнице расходы, выплатившей привлеченным медицинским работникам заработную плату (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда). Каких-либо ограничений для компенсации расходов законодательством не предусмотрено.
Кассационная инстанция считает неправомерным взыскание суммы 79 244,70 руб. исходя из следующего.
Заявитель жалобы настаивает на том, что возмещенные им суммы являются компенсационными выплатами.
Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Поскольку военный комиссариат не является в силу Закона N 212-ФЗ страхователем по отношению к привлеченным в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" медицинским работникам, исполнявшим государственную обязанность, обязанность по оплате страховых взносов на ответчика не может быть возложена.
Дополнительных расходов, кроме выплаты медперсоналу заработной платы за период участия в призывной компании, которые подлежали бы компенсации сверх тех, что предусмотрены Правилами компенсации расходов и фактически произведены комиссариатом, участие в ней для больницы не создает. Уплата страховых взносов с фонда заработной платы дополнительным расходом не является, поскольку обязательна независимо от участия в деятельности комиссариата.
При таких условиях во взыскании данной суммы следовало отказать. Судебные акты в части удовлетворения иска подлежат отмене.
Руководствуясь пунктами 1, 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 12.08.2011 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2011 по делу N А46-5506/2011 в части взыскания долга в размере 79 244,7 руб. отменить, в этой части иска отказать. В остальной части решение и постановление оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Триль |
Судьи |
В.Н. Гудым |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
...
Согласно подпункту 3 пункта 2 Правил компенсации расходов компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий по обеспечению исполнения Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
...
Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Поскольку военный комиссариат не является в силу Закона N 212-ФЗ страхователем по отношению к привлеченным в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" медицинским работникам, исполнявшим государственную обязанность, обязанность по оплате страховых взносов на ответчика не может быть возложена."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 февраля 2012 г. N Ф04-117/12 по делу N А46-5506/2011
Хронология рассмотрения дела:
13.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6497/12
15.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6497/12
14.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-117/12
08.12.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8609/11
19.09.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7670/11