г. Тюмень |
|
16 февраля 2012 г. |
Дело N А45-7429/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Абсалямова А.В.
судей Тихомирова В.В.
Цыгановой Е.М.
при ведении протокола помощником судьи Данько С.В.
рассмотрел в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Администрации Тогучинского района Новосибирской области на решение от 24.08.2011 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Айдарова А.И.) и постановление от 18.11.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лобанова Л.Е., Терехина И.И., Кресс В.В.) по делу N А45-7429/2011 по иску Администрации Тогучинского района Новосибирской области (633456, Новосибирская область, г. Тогучин, ул. Садовая, 9, ИНН 5438315405, ОГРН 2105461026581) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (630004, г. Новосибирск, ул. Революции, д. 38, ИНН 5406267893, ОГРН 1035402518436) о признании права собственности на земельный участок отсутствующим.
Другие лица, участвующие в деле: открытое акционерное общество "Лекарственное", Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, общество с ограниченной ответственностью Компания "Сибирь-Развитие".
В заседании приняли участие представители администрации Тогучинского района Новосибирской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Новосибирской области, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, открытого акционерного общества "Лекарственное", общества с ограниченной ответственностью "Сибирь-Развитие" согласно протоколу судебного заседания арбитражного суда, осуществляющего организацию видеоконференц-связи.
Суд установил:
Администрация Тогучинского района Новосибирской области обратилась (далее - администрация) с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 54:24:035803:395 площадью 4007973 кв.м, на земельный участок с кадастровым номером 54:24:035803:396, площадью 78542007 кв.м, отсутствующим.
К участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Лекарственное" (далее - ОАО "Лекарственное", общество), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, общество с ограниченной ответственностью Компания "Сибирь-Развитие".
В кассационной жалобе администрация просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению заявителя, судами неправильно дано толкование статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", неправильно применены статьи 4, 11, 37 Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества", не применены подлежащие применению статьи 58, 268 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 54:24:035803:395, 54:24:035803:396 относятся к собственности Российской Федерации, о чем с 2007 года сделаны соответствующие записи в реестре федерального имущества, Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Ранее эти земельные участки образовывали один земельный участок с кадастровым номером 54:24:035803:0032, который в установленном порядке использовался колхозом "Лекарственное", его преемником - федеральным сельскохозяйственным государственным предприятием "Лекарственное" (Постановления Администрации Тогучанского района Новосибирской области от 29.01.1993 N 55, от 26.11.1993 N 775, от 01.02.2000 N 45, государственный акт N НСО-24-000006).
После приватизации и создания ОАО "Лекарственное" сначала земельный участок с кадастровым номером 54:24:035803:0032, а затем земельные участки с кадастровыми номерами 54:24:035803:395 и 54:24:035803:396 были переданы Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области в аренду указанному обществу (договоры от 09.12.2008, от 12.03.2010).
По мнению администрации, земельные участки не могут относиться к федеральной собственности, так как эти участки не указаны в документах о приватизации федерального государственного сельскохозяйственного предприятия "Лекарственное". Администрация заинтересована распоряжаться земельными участками.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения с иском в арбитражный суд.
Судебные инстанции отказали в иске и сделали вывод о наличии оснований для установления права федеральной собственности на земельные участки.
Выводы судов соответствуют закону и материалам дела.
В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Учитывая предоставление и использование земельного участка с кадастровым номером 54:24:035803:0032 государственным сельскохозяйственным предприятием (колхоз, государственное предприятие), названный земельный участок и образованные из него участки относятся к федеральной собственности. Поскольку регистрация права федеральной собственности совершена по надлежащим основаниям, выводы судебных инстанций об отсутствии факта нарушения права истца и отказе в иске являются правомерными.
Оснований для иных выводов не имеется.
Законодательство о приватизации в рассматриваемом случае применению не подлежит, так как земельный участок в частную собственность не отчуждался.
Использование земельного участка с 2003 года акционерным обществом не свидетельствует о возникновении обстоятельств, исключающих период использования участка государственным сельскохозяйственным предприятием, и утрате права Российской Федерации на свою собственность.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства для отнесения спорного земельного участка к собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.
Остальным доводам кассационной жалобы дана надлежащая оценка в судебных актах, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 24.08.2011 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 18.11.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Абсалямов |
Судьи |
В.В. Тихомиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По мнению заявителя, судами неправильно дано толкование статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", неправильно применены статьи 4, 11, 37 Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества", не применены подлежащие применению статьи 58, 268 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации.
...
В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 февраля 2012 г. N Ф04-332/12 по делу N А45-7429/2011
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-332/12