г. Тюмень |
|
16 февраля 2012 г. |
Дело N А70-4399/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Маняшиной В.П.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Тюменьэнерго" на решение от 04.07.2011 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление от 24.10.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-4399/2011 по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Тюменьэнерго" (628406, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Университетская, дом 4, ИНН 8602060185, ОГРН 1028600587399) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (625048, город Тюмень, улица Холодильная, дом 58, ИНН 7202081799, ОГРН 1027200812308) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Суд установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Тюменьэнерго" (далее - ОАО "Тюменьэнерго") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Управление ФАС по Тюменской области) о признании незаконным и отмене постановления от 12.02.2010 А10/12 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 04.07.2011 Арбитражного суда Тюменской области в удовлетворении заявленных ОАО "Тюменьэнерго" требований отказано.
Постановлением от 24.10.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции изменено. Постановление от 12.02.2010 А10/12 признано незаконным и отменено, в части назначения административного штрафа в размере, превышающем 21 189 481,50 руб.
В кассационной жалобе ОАО "Тюменьэнерго", ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
По мнению заявителя, при расчете размера штрафа Управлением ФАС по Тюменской области неверно определены географические границы товарного рынка, в действиях ОАО "Тюменьэнерго" отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, суды первой и апелляционной инстанций необоснованно не применили в рассматриваемых правоотношениях положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не приняли во внимание, что ОАО "Тюменьэнерго" четырежды привлечено к административной ответственности за одно и то же правонарушение.
В отзыве на кассационную жалобу Управление ФАС по Тюменской области, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые ОАО "Тюменьэнерго" судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам проверки заявления гражданина Стрекалова А.Я. о необоснованном уклонении (отказе) ОАО "Тюменьэнерго" от заключения с ним договора технологического присоединения Управлением ФАС по Тюменской области принято решение от 07.12.2009 по делу N К09/159, которым названное акционерное общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и ему выдано предписание от 07.12.2009 N К09/159 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем рассмотрения заявки Стрекалова А.Я. и совершения действий, направленных на заключение с ним договора технологического присоединения.
ОАО "Тюменьэнерго" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконными и отмене упомянутых решения и предписания.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 18.06.2010 по делу N А70-2142/2010, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2010 и постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.01.2011, в удовлетворении заявленных ОАО "Тюменьэнерго" требований отказано.
Определением от 09.06.2011 N ВАС-6752/11 отказано в передаче дела N А70-2142/2010 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Тюменской области от 18.06.2010, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.01.2011.
На основании протокола об административном правонарушении от 14.01.2010 N А10/12 уполномоченным должностным лицом Управления ФАС по Тюменской области вынесено постановление от 12.02.2011 N А10/12 о привлечении ОАО "Тюменьэнерго" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 38 141 066,70 руб.
Не согласившись с выводами Управления ФАС по Тюменской области, ОАО "Тюменьэнерго" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 12.02.2011 N А10/12.
Статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Принимая решение об отмене постановления антимонопольного органа в части назначения ОАО "Тюменьэнерго" административного штрафа, суд апелляционной инстанции признал возможным снизить сумму штрафа до минимального размера, установленного санкцией статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных ОАО "Тюменьэнерго" требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением от 18.06.2010 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-2142/2010 установлен факт нарушения ОАО "Тюменьэнерго" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", послуживший основанием для привлечения данного юридического лица к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций были всесторонне исследованы и получили объективную правовую оценку доводы заявителя о неверном определении Управлением ФАС по Тюменской области географических границ товарного рынка, об отсутствии в действиях ОАО "Тюменьэнерго" состав вменяемого административного правонарушения, о малозначительности совершенного им правонарушения и о повторном привлечении его к административной ответственности за одно и то же правонарушение.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 18.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума ВАС РФ от 10.11.2011 N 71) оценка вывода арбитражных судов первой и (или) апелляционной инстанций о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых ОАО "Тюменьэнерго" судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 24.10.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-4399/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
В.П. Маняшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая решение об отмене постановления антимонопольного органа в части назначения ОАО "Тюменьэнерго" административного штрафа, суд апелляционной инстанции признал возможным снизить сумму штрафа до минимального размера, установленного санкцией статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
Вступившим в законную силу решением от 18.06.2010 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-2142/2010 установлен факт нарушения ОАО "Тюменьэнерго" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", послуживший основанием для привлечения данного юридического лица к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 18.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума ВАС РФ от 10.11.2011 N 71) оценка вывода арбитражных судов первой и (или) апелляционной инстанций о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 февраля 2012 г. N Ф04-178/12 по делу N А70-4399/2011
Хронология рассмотрения дела:
14.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7760/12
25.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7760/12
04.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7760/12
16.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-178/12
24.10.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6347/11