г. Тюмень |
|
16 февраля 2012 г. |
Дело N А70-5413/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Фроловой С.В.,
судей Лукьяненко М.Ф.,
Шуйской С.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" на решение от 24.08.2011 Арбитражного суда Тюменской области (судья Демидова Е.Ю.) и постановление от 03.11.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рябухина Н.А., Грязникова А.С., Солодкевич Ю.М.) по делу N А70-5413/2011 по иску общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" (625007, г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, 31, ИНН 7204095194, ОГРН 1057200947253) к закрытому акционерному обществу "СМП-280" (625000, г. Тюмень, ул. Грибоедова, 15, 1, ИНН 7203047511, ОГРН 1027200818920) о взыскании 6 484 894 рублей 93 копеек.
В заседании приняли участие представители закрытого акционерного общества "СМП-280" - Шутова И.В. по доверенности от 17.06.2011, Дубовик А.Н. по доверенности от 14.07.2011.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" (далее - ООО "Тюмень Водоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к закрытому акционерному обществу "СМП-280" (далее - ЗАО "СМП-280") о взыскании 6 245 214 рублей 58 копеек задолженности по договору N 123/09 о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения, 239 680 рублей 35 копеек неустойки.
Решением от 24.08.2011 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 03.11.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
ООО "Тюмень Водоканал" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы истец приводит следующие доводы: инвестиционная программа ООО "Тюмень Водоканал" предусматривает мероприятия по увеличению мощности и пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой подключается объект ответчика; договор о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения, заключенный между сторонами, предусматривающий плату за подключение, соответствует действующему законодательству.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу истца без удовлетворения, полагая, что судебные акты являются законными и обоснованными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, проверив в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального права, соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ЗАО "СМП-280" на земельном участке, отведенном распоряжением N 1083/14-3 от 14.06.2002 для размещения многоэтажного 200 кв. жилого дома в границах улиц М.Горького - С.Щедрина - А.Матросова - Тарская, построен двенадцати-четырнадцати-этажный 109-квартирный жилой дом с офисными помещениями и теплой автостоянкой (первая очередь строительства: блок-секция N 3, вторая очередь строительства: блок-секция N 4), расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. М.Горького, 83.
Ответчику Тюменским унитарным муниципальным предприятием водопроводно-канализационного хозяйства "Водоканал" были выданы технические условия на водопровод и канализацию для проектирования многоэтажного 200-квартирного жилого дома в границах улиц С.Щедрина - Тарская - М.Горького от 23.10.2002 N 644т, срок действия которых составлял два года.
ОАО "Градъ" в 2004 г. разработан рабочий проект на строительство жилого дома в квартале улиц С.Щедрина - Тарская - М.Горького в г. Тюмени "Генплан и инженерные сети шифр 897-03-01-ГП; НВК; ЭС; НСС", в соответствии с которым рабочий проект по наружным сетям водопровода, канализации и ливневой канализации шифр 897-03-00-НВК выполнен, в том числе, на основании технических условий, выданных ТУМП "Водоканал" от 23.10.2002 N 644.
Письмом N 811-Т от 08.08.2006 указанный проект (шифр 897-03-00-НВК) рассмотрен ООО "Тюмень Водоканал", строительство канализации согласовано.
ЗАО "СМП-280" в 2007 г. построило водопровод, канализацию, т/трассу к жилому дому по ул. Тарская - М.Горького - Салтыкова - Щедрина, что подтверждается представленными в материалы дела исполнительной съемкой от 14.12.2007, выполненной муниципальным унитарным предприятием "Городской архитектурно-инженерный центр", актами освидетельствования скрытых работ (строительство наружных сетей водопровода, выполненных в жилой дом в квартале улиц С.Щедрина - Тарская - М.Горького в г. Тюмени), актом о проведении гидравлического испытания, составленными в октябре 2007 г.
Письмами N 3/638 от 24.10.2008, N 147 от 24.07.2009 ЗАО "СМП-280" обращалось к ООО "Тюмень Водоканал" с просьбой предоставить справку о выполнении технических условий N 644 т от 23.10.2002 и готовности наружных сетей водопровода и канализации к эксплуатации на законченном строительством объекте "Жилой дом по ул. С.Щедрина - Тарская - М.Горького 3 и 4 секции".
ООО "Тюмень Водоканал" в письмах N 53п от 02.03.2009, N 1924-т от 09.12.2008, N 543 п. от 26.11.2009, N 541 п. от 26.11.2009 указало ЗАО "СМП-280" на истечение срока действия технических условий N 644 от 23.10.2002, необходимость получения новых технических условий, заключения договора о подключении и внесения платы за подключение.
ООО "Тюмень Водоканал" выдало ЗАО "СМП-280" технические условия N 1396-т от 11.12.2009 подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения г. Тюмени: 12-14 эт., 109 кв., 3, 4 секции жилого дома с офисными помещениями и теплой автостоянкой по ул. М.Горького, 83. Согласно техническим условиям, подключение к сетям водоснабжения и водоотведения возможно в границах земельного участка, выделенного ЗАО "СМП-280" для строительства.
Между ЗАО "СМП-280" (заказчик) и ООО "Тюмень Водоканал" (исполнитель) заключен договор о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения от 18.12.2009 N 123/09 (далее - договор), по условиям которого исполнитель принимает на себя обязательства по обеспечению возможности подключения 12-14-эт., 109 кв. 3, 4 секций жилого дома с офисными помещениями и теплой автостоянкой, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. М.Горького, 83, к сетям водоснабжения и водоотведения исполнителя в соответствии с выданными условиями подключения, а заказчик обязуется внести плату за подключение согласно графику, указанному в пункте 5.3 договора (пунктом 1.1 договора). Стоимость платы за подключение к сетям водоснабжения исполнителя по договору составляет 4 737 199 руб. 95 коп., в том числе НДС - 722 623 руб. 72 коп., к сетям водоотведения исполнителя - 2 871 705 руб. 14 коп., в том числе НДС - 438 056 руб. 72 коп. Общая стоимость платы за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения исполнителя - 7 608 905 руб. 09 коп., в том числе НДС - 1 160 680 руб. 44 коп.
Размер платы за подключение определен как произведение тарифа на подключение, установленного постановлением администрации города Тюмени от 08.12.2006 N 25-пк "Об утверждении тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов)", и размера заявленной потребляемой нагрузки, представленной в расчете водопотребления и водоотведения, выполненного лицензированной проектной организацией, являющегося обязательным приложением к письменной заявке заказчика (пункт 5.1 договора).
Платежными поручениями N 526 от 30.12.2009, N 263 от 28.01.2010, N 502 от 25.02.2010 ответчик перечислил на расчетный счет истца 1 363 690 руб. 51 коп.
Дополнительным соглашением от 08.12.2010 к договору стороны установили, что заказчик производит оплату по настоящему договору в срок до 28.02.2011 включительно.
Поскольку в установленный срок задолженность в размере 6 245 214 руб. 58 коп. по договору N 123/09 о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения ответчиком не уплачена, ООО "Тюмень Водоканал" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что Инвестиционной программой по развитию коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Тюмени на 2007-2011 годы, утвержденной решением Тюменской Городской Думы от 27.10.2006 N 456 (далее - инвестиционная программа) для истца не предусмотрена реконструкция сетей по ул. М.Горького, 83 г. Тюмени и мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети; условия раздела 5 договора не соответствуют установленному порядку взимания платы за подключение, и в силу статьи 168 ГК РФ являются недействительными (ничтожными), в связи с чем основания для взимания с ответчика платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения отсутствуют.
Восьмой арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Выводы судов соответствуют закону и материалам дела.
В соответствии с пунктом 5 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила N 360), договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных Правилами N 360.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 утверждены Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила N 83), согласно которым сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность имущественных объектов, используемых в процессе водоснабжения и водоотведения непосредственно, то есть к которым планируется подключение объекта истца, а не как сети инженерно-технического обеспечения города Тюмени в целом.
Порядок определения размера платы за подключение и основания ее взимания установлены пунктом 14 Правил N 360, согласно подпункту 3 которого если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности, плата за подключение не взимается.
При разрешении спора суды в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследовали и оценили представленные сторонами доказательства, в том числе, инвестиционную программу, технические условия и пришли к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих необходимость проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети для подключения объекта ответчика.
Поэтому суды пришли к выводу об отсутствии оснований для взимания с общества платы за подключение здания к сетям водоснабжения и водоотведения и ничтожности оспариваемых пунктов договора.
Ссылка истца в обоснование довода о наличии оснований для взимания с общества платы за подключение на то, что делая вывод об отсутствии в инвестиционной программе мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети, суды имели в виду только сети, к которым планируется непосредственное подключение объекта общества, в то время как по смыслу пункта 1 Правил N 83 с учетом разъяснительного письма Минрегиона Российской Федерации от 14.05.2010 N 19823-ИБ/14 под сетями инженерно-технического обеспечения следовало понимать всю совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для добычи, очистки, транспортировки воды и стоков, не принимается.
Как установлено судами, ожидаемый результат от проведения предусмотренного инвестиционной программой мероприятия по модернизации водовода - восстановление эксплуатационных свойств, пропускной способности трубопроводов для обеспечения надлежащего водоснабжения и пожаротушения, в то время как в силу подпункта 3 пункта 14 Правил N 360 взимание платы за подключение объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения обусловлено наличием мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети.
Фактические обстоятельства установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 24.08.2011 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 03.11.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-5413/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Фролова |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что Инвестиционной программой по развитию коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Тюмени на 2007-2011 годы, утвержденной решением Тюменской Городской Думы от 27.10.2006 N 456 (далее - инвестиционная программа) для истца не предусмотрена реконструкция сетей по ул. М.Горького, 83 г. Тюмени и мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети; условия раздела 5 договора не соответствуют установленному порядку взимания платы за подключение, и в силу статьи 168 ГК РФ являются недействительными (ничтожными), в связи с чем основания для взимания с ответчика платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения отсутствуют.
...
В соответствии с пунктом 5 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила N 360), договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных Правилами N 360.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 утверждены Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила N 83), согласно которым сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность имущественных объектов, используемых в процессе водоснабжения и водоотведения непосредственно, то есть к которым планируется подключение объекта истца, а не как сети инженерно-технического обеспечения города Тюмени в целом."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 февраля 2012 г. N Ф04-46/12 по делу N А70-5413/2011