город Тюмень |
|
22 февраля 2012 г. |
Дело N А75-2792/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лаптева Н.В.
судей Мелихова Н.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" на решение от 27.06.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Лысенко Г.П.) и постановление от 03.11.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зорина О.В., Семёнова Т.П., Смольникова М.В.) по делу N А75-2792/2011 по иску общества с ограниченной ответственностью "Сибпромстрой" (628422, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, город Сургут, улица Базовая, 6, ИНН 8602248130, ОГРН 1058602078369) к Сургутскому городскому муниципальному унитарному предприятию "Горводоканал" (628422, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, город Сургут, улица Аэрофлотская, 4, ИНН 8602016725, ОГРН 1028600592470) о понуждении к заключению договора.
Третье лицо - Администрация города Сургута.
В заседании приняла участие Панесенко Э.Р. - представитель общества с ограниченной ответственностью "Сибпромстрой" по доверенности от 01.02.2012 N 173.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сибпромстрой" (далее - ООО "Сибпромстрой") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Сургутскому городскому муниципальному унитарному предприятию "Горводоканал" (далее - СГМУП "Горводоканал") о понуждении заключить договор от 07.12.2010 N 121 о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения объекта многоэтажного жило дома со встроенными помещениями общественного назначения с автостоянкой открытого типа и с пристроенной стоянкой автотранспорта закрытого типа, расположенного по адресу: город Сургут, улица Разведчиков, на условиях истца.
Иск обоснован возникновением между истцом и ответчиком разногласий по существенным условиям договора (стоимости и порядке оплаты за подключение) со ссылкой на статьи 422, 426, 432, 444-446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
Определением Арбитражного суда Ханты-мансийского автономного округа - Югры от 17.05.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Сургута.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.06.2011 исковые требования удовлетворены, условия договора утверждены в следующей редакции:
- термин "тариф на подключение" и его определение исключены из раздела "Термины и определения, применяемые в настоящем Договоре" договора;
- термин "плата за подключение" и его определение исключены из раздела "Термины и определения, применяемые в настоящем Договоре" договора;
- в пункте 1.1 исключены слова "а заказчик обязуется внести плату за подключение до согласования рабочей проектной документации в соответствии с Приложением N 2 настоящего договора";
- исключены из условий договора пункты: 3.2.1, 3.2.3, 4.1.7, 5.2, 5.3, 5.4;
- в пункте 3.2.5 исключены слова "С последующим перерасчетом платы за подключение";
- пункт 3.2.6 исключен;
- пункт 5.1 договора изменен и изложен в следующей редакции "Плата за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения не взимается";
- пункт 5.5 договора изменен, исключен текст "и оплатить исполнителю дополнительную плату за подключение", исключенный текст заменен текстом следующего содержания "и определить стоимость и порядок платы за дополнительно присоединенную нагрузку";
- пункты 6.1, 6.2 договора исключены;
- в пункте 6.3 исключены слова "просрочки оплаты заказчиком услуг по настоящему договору на срок не более 3 месяцев ";
- в пункте 8.4 исключен абзац "порядок расчетов за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения (Приложение N 2)";
- приложение N 2 к договору исключено.
С ответчика в пользу истца взыскано 4 000 рублей судебных расходов.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2011 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
Руководствуясь статьями 422, 424, 426, 445, 446 Гражданского кодекса, положениями Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83), и утвержденными решением Думы города Сургута от 02.07.2009 инвестиционными программами "Развитие систем водоснабжения на территории муниципального образования городской округ город Сургут" и "Развитие систем водоотведения на территории муниципального образования городской округ город Сургут" на 2009-2018 годы (далее - Инвестиционные программы), суды исходили из отсутствия реконструкции, мероприятий по увеличению мощности по производству ресурсов и (или) пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, к которым непосредственно планируется подключение спорного объекта истца.
Не соглашаясь с выводами судов, СГМУП "Горводоканал" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой и постановление апелляционной инстанций отменить.
Податель жалобы полагает, что истцом пропущен 30-дневный срок для обращения в суд с иском о заключения договора. При принятии обжалуемых судебных актов суды не учли, что факт выдачи технических условий не может сам по себе исключать взимание платы за подключение, так как технические условия выданы истцу ввиду того, что Инвестиционными программами предусмотрены мероприятия по устранению ограничений пропускной способности сетей. Истцом не представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что указанными Инвестиционными программами не предусмотрены меры по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства истца к сетям инженерно-технического обеспечения. Подключение жилых домов по улице Разведчиков предусмотрено в Инвестиционных программах.
По мнению СГМУП "Горводоканал", в данной ситуации подлежит применению подпункт 1 пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360.
В отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, ООО "Сибпромстрой" возражало против доводов кассационной жалобы, просило оставить решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций без изменения как соответствующие закону.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) правильность применения судами норм материального права и соблюдение процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, техническими условиями от 07.12.2010 N 36, выданными ООО "Сибпромстрой", предусмотрено подключение многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения и пристроенной стоянкой автотранспорта закрытого типа по улице Разведчиков в Восточном жилом районе города Сургута к существующему магистральному водоводу Д-400 мм, идущему по улице Щепеткина в ПГ-14 и ПГ-15 и к существующему магистральному канализационному коллектору Ду-500 мм, проходящему по проспекту Комсомольский пересечение улице Щепеткина.
Письмом от 01.12.2010 N 1417 ООО "Сибпромстрой" обратилось к СГМУП "Горводоканал" с просьбой о заключении договора о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения объекта: "Многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями общественного значения с автостоянкой открытого типа и пристроенной стоянкой автотранспорта закрытого типа по улице разведчиков в Восточном жилом районе города Сургута", представив технические условия от 07.12.2010 N 36.
07.12.2010 между сторонами подписан договор N 121 о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения, по условиям которого ответчик (исполнитель) принимает на себя обязательства по обеспечению возможности подключения указанного здания, расположенного по адресу: город Сургут, улица Разведчиков и подключить объект к сетям водоснабжения в соответствии с выданными условиями на подключение, являющимися неотъемлемой частью настоящего договора, а истец (заказчик) обязуется внести плату за подключение до согласования рабочей проектной документации в соответствии с приложением N 2 настоящего договора.
ООО "Сибпромстрой" подписало договор от 07.12.2010 N 121 с протоколом разногласий от 15.12.2010, который направлен ответчику сопроводительным письмом от 15.12.2010 N 1499.
Впоследствии письмом от 21.12.2010 N 1619 истец отозвал протокол разногласий от 15.12.2010, направив взамен измененную редакцию протокола разногласий, в котором изложил свою редакцию положений договора, касающихся платы за подключение (раздел договора: термины и определения, применяемые в договоре), а также даты платежа (пункт 1 приложения N 2 к договору).
СГМУП "Горводоканал" не подписало протокол разногласий, протокол согласования разногласий истцу не направило. В письмах от 22.12.2010 N 5242 и 28.12.2010 N 5357 ответчик указал, что представленные к договору разногласия не принимаются, так как требование об исключении условий о внесении платы за подключение из условий спорного договора и изменении даты платежа является необоснованным.
10.03.2011 истец также направил ответчику дополнительное соглашение от 10.03.2011 N 1 к договору от 07.12.2010 N 121, по условиям которого ООО "Сибпромстрой" предлагалось исключить из условий рассматриваемого договора пункты 3.2.1, 3.2.3, 4.1.7, 5.3, 5.4, изменить пункты 5.2, 5.5, исключить из приложения N 2 к договору "даты платежа" и сроки платежа, наименование приложения N 2 к договору принять с дополнением по тексту в следующей редакции: "для определения имущественной ответственности сторон".
Письмом от 22.03.2011 N 1433 ответчик отказался от внесения изменений в договор.
Таким образом, разногласия сторон связаны с предложением исполнителя заказчику произвести оплату за подключение. Истец не считает себя лицом, обязанным производить оплату за подключение, поскольку для подключения объекта не требуется реконструкция либо создание новых сетей инженерно-технического обеспечения.
Поскольку соглашения по условиям договора не достигнуто, ООО "Сибпромстрой" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Установив, что утвержденные решением Думы города Сургута от 02.07.2009 инвестиционные программы "Развитие систем водоснабжения на территории муниципального образования городской округ город Сургут" (N 587- IV ДГ в редакции решения от 2 апреля 2010 года N 718-IV ДГ) и "Развитие систем водоотведения на территории муниципального образования городской округ город Сургут" (N 586-IV ДГ) на 2009-2018 годы не предусматривают мероприятий по увеличению мощности по производству ресурсов и (или) пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, к которым непосредственно планируется подключение спорного объекта истца, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взимания с истца платы за подключение объекта.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами арбитражного суда.
Выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и примененным нормам права.
Так, в соответствии со статей 421 Гражданского кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ) Правительство Российской Федерации, осуществляя свои полномочия, утверждает правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении ими публичных договоров, заключаемых при подключении к системам коммунальной инфраструктуры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 утверждены Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры (далее - Правила N 360), которые определяют порядок заключения, изменения и исполнения договора о подключении строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного здания, строения, сооружения или иного объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, включающим электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод.
Согласно пункту 5 Правил N 360 договор о подключении является публичным договором и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом, с соблюдением особенностей, определенных названными Правилами.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
На основании подпункта 11 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения - это плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, иного объекта, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Плата за подключение вносится на основании публичного договора, заключаемого организацией коммунального комплекса с обратившимися к ней лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта (пункт 3 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ).
Пунктом 12 Правил N 360 определены существенные условия публичного договора, к числу которых относятся размер платы за подключение и порядок ее внесения.
При этом в соответствии с подпунктом 3 пункта 14 Правил N 360, если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
Также пунктом 11 Правил N 83 предусмотрено, что если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создание (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается. Если у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, подключение осуществляется без взимания платы за подключение, а вместо информации о плате за подключение выдаются технические условия в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
Поскольку ООО "Сибпромстрой" выданы технические условия на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, не требуется проведение мероприятий по увеличению их мощности и (или) пропускной способности, создание (реконструкция), отсутствуют соответствующие утвержденные инвестиционные программы, суды сделали правильный вывод об исключении из Договора условия о взимании платы за подключение.
С учетом изложенного, решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права.
Довод кассационной жалобы о нарушении истцом 30-дневного срока для обращения в суд с требованием о заключении договора аналогичен доводу апелляционной жалобы, которому судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Иные доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, находятся за пределами рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, определёнными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 27.06.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 03.11.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-2792/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Лаптев |
Судьи |
Н.В. Мелихов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Плата за подключение вносится на основании публичного договора, заключаемого организацией коммунального комплекса с обратившимися к ней лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта (пункт 3 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ).
Пунктом 12 Правил N 360 определены существенные условия публичного договора, к числу которых относятся размер платы за подключение и порядок ее внесения.
При этом в соответствии с подпунктом 3 пункта 14 Правил N 360, если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
Также пунктом 11 Правил N 83 предусмотрено, что если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создание (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается. Если у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, подключение осуществляется без взимания платы за подключение, а вместо информации о плате за подключение выдаются технические условия в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 февраля 2012 г. N Ф04-291/12 по делу N А75-2792/2011