г. Тюмень |
|
24 февраля 2012 г. |
Дело N А81-2051/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Маняшиной В.П.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабалковой Т.Я.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Середа Людмилы Ивановны на решение от 28.09.2011 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судьи Кустов А.В., Соколов С.В., Чорноба В.В.) по делу N А81-2051/2011 по заявлению индивидуального предпринимателя Середа Людмилы Ивановны к администрации муниципального образования город Тарко-Сале (629850, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Тарко-Сале, улица Геологов, 8, ИНН 8911021458, ОГРН 1058901222600) об оспаривании нормативного правового акта.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Середа Людмила Ивановна (далее - заявитель, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к администрации муниципального образования город Тарко-Сале (далее - Администрация) о признании не соответствующим Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) и недействующим нормативного правового акта - распоряжения главы муниципального образовании город Тарко-Сале от 19.12.2008 N 207-РГ "Об утверждении Перечня муниципального имущества города Тарко-Сале, предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" в части включения в Перечень нежилого помещения магазина "Березка", площадью 289,7 кв.м, расположенного по адресу: г. Тарко-Сале, мкр. Геолог, дом 21, первый этаж.
Решением от 28.09.2011 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Предприниматель, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемый судебный акт, принять по делу новый судебный акт.
Податель кассационной жалобы полагает, что оспариваемым нормативным актом нарушено его преимущественное право как субъекта малого и среднего предпринимательства на выкуп занимаемого по договору аренды помещения, нормативный акт в оспариваемой части не соответствует Федеральному закону N 159-ФЗ.
Кроме того, Предприниматель ссылается на нарушение Администрацией положения части 5 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления".
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Определением от 30.11.2011 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа кассационное производство по настоящему делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было приостановлено до размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А40-97868/10-21-538 на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Определением от 14.02.2012 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа кассационное производство по настоящему делу на основании статьи 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возобновлено.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы, учитывая правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении по делу N А40-97868/10-21-538, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
При рассмотрении спора судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Предприниматель арендует с 1995 года нежилое помещение магазина "Березка", площадью 289,7 кв.м, расположенное по адресу: г. Тарко-Сале, мкр. Геолог, дом 21, первый этаж (далее - нежилое помещение). Нежилое помещение находится в аренде у Предпринимателя на основании договора аренды от 23.10.2009 N 10-34/14, заключенного с администрацией муниципального образования город Тарко-Сале со сроком действия с 01.11.2009 по 31.10.2014.
Распоряжением главы муниципального образования город Тарко-Сале от 19.12.2008 N 207-РГ утвержден Перечень муниципального имущества города Тарко-Сале, предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень имущества), в который включено названное нежилое помещение, площадью 289,7 кв.м, расположенное по адресу: г. Тарко-Сале, мкр. Геолог, дом 21.
Считая, что распоряжение главы муниципального образования город Тарко-Сале от 19.12.2008 N 207-РГ в части включения названного нежилого помещения в Перечень имущества не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы на преимущественное приобретение нежилого помещения, Предприниматель Середа Л.И. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая Предпринимателю в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд пришел к выводу о том, что распоряжение главы муниципального образования город Тарко-Сале от 19.12.2008 N 207-РГ в оспариваемой части соответствует критериям, установленным Федеральным законом N 159-ФЗ и Федеральным законом N 209-ФЗ. Арендуемое Предпринимателем нежилое помещение правомерно включено в Перечень имущества, что не нарушает права Предпринимателя, поскольку решение об условиях приватизации нежилого помещения, а также решение о включении спорного имущества в прогнозный план приватизации не принималось.
Вместе с тем судом не учтены следующие положения действующего законодательства.
На основании части 2 статьи 9, части 2 статьи 10 Федерального закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий требованиям, установленным статьей 3 этого Федерального закона, получил возможность с 01.01.2009 по своей инициативе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ, и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Статьей 3 Федерального закона N 159-ФЗ к условиям реализации субъектом малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности отнесены:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии частью 4 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ утверждать названные в пункте 4 статьи 3 Федерального закона N 159-ФЗ перечни имущества вправе федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в части 4 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество (часть 4.2 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ).
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 01.12.2011 N 9646/11 по делу N А40-97868/10-21-538, включение имущества уполномоченными органами власти в соответствующий перечень после опубликования Федерального закона N 159-ФЗ является препятствием для выкупа субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого ими имущества, то есть означает лишение таких субъектов прав, предоставленных Законом.
Федеральный закон N 159-ФЗ опубликован 25.07.2008.
Арендуемое Предпринимателем нежилое помещение включено в Перечень имущества 19.12.2008, то есть после опубликования Федерального закона N 159-ФЗ и за 12 дней до возникновения у Предпринимателя возможности обращения с заявлением о выкупе помещения.
Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Таким образом, включение спорного имущества в Перечень нарушает права и законные интересы Предпринимателя, создает препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности и направлены на воспрепятствование реализации Предпринимателем преимущественного права выкупа этого имущества, предоставленного данным Законом.
При этом материалы дела не содержат, судом первой инстанции не было установлено и Администрацией не предоставлено доказательств наличия обстоятельств, препятствующих приватизации спорного помещения и свидетельствующих о необходимости включения его в Перечень имущества, в том числе отсутствуют доказательства отказа Предпринимателя от выкупа имущества.
На основании изложенного нормативный правовой акт в оспариваемой части следует признать противоречащим нормам Федерального закона N 159-ФЗ.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных Предпринимателем требований, в связи с этим обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Учитывая, что фактические обстоятельства судом первой инстанции установлены, но допущено неправильное применение норм материального права, суд кассационной инстанции считает возможным без передачи дела на новое рассмотрение принять новый судебный акт.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Администрации подлежат к взысканию в пользу Предпринимателя судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций в размере 300 рублей (платежные поручения от 16.05.2011 N 141, от 07.10.2011).
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 28.09.2011 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-2051/2011 отменить, принять новый судебный акт.
Заявление индивидуального предпринимателя Середа Людмилы Ивановны удовлетворить.
Признать недействующим распоряжение главы муниципального образовании город Тарко-Сале от 19.12.2008 N 207-РГ "Об утверждении Перечня муниципального имущества города Тарко-Сале, предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" в части включения в перечень нежилого помещения площадью 289,7 кв.м, расположенного по адресу: город Тарко-Сале, мкр. Геолог, 21.
Взыскать с администрации муниципального образования город Тарко-Сале (629850, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Тарко-Сале, улица Геологов, 8, ИНН 8911021458, ОГРН 1058901222600) в пользу индивидуального предпринимателя Середа Людмилы Ивановны (ОГРНИП 304891128200047) судебные расходы в размере 300 рублей.
Арбитражному суду Ямало-Ненецкого автономного округа выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.П. Маняшина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 01.12.2011 N 9646/11 по делу N А40-97868/10-21-538, включение имущества уполномоченными органами власти в соответствующий перечень после опубликования Федерального закона N 159-ФЗ является препятствием для выкупа субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого ими имущества, то есть означает лишение таких субъектов прав, предоставленных Законом.
Федеральный закон N 159-ФЗ опубликован 25.07.2008.
Арендуемое Предпринимателем нежилое помещение включено в Перечень имущества 19.12.2008, то есть после опубликования Федерального закона N 159-ФЗ и за 12 дней до возникновения у Предпринимателя возможности обращения с заявлением о выкупе помещения.
Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Таким образом, включение спорного имущества в Перечень нарушает права и законные интересы Предпринимателя, создает препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности и направлены на воспрепятствование реализации Предпринимателем преимущественного права выкупа этого имущества, предоставленного данным Законом.
При этом материалы дела не содержат, судом первой инстанции не было установлено и Администрацией не предоставлено доказательств наличия обстоятельств, препятствующих приватизации спорного помещения и свидетельствующих о необходимости включения его в Перечень имущества, в том числе отсутствуют доказательства отказа Предпринимателя от выкупа имущества.
На основании изложенного нормативный правовой акт в оспариваемой части следует признать противоречащим нормам Федерального закона N 159-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 февраля 2012 г. N Ф04-6207/11 по делу N А81-2051/2011