г. Тюмень |
|
29 февраля 2012 г. |
Дело N А03-3077/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рябининой Т.А.
судей Лаптева Н.В.
Мелихова Н.В.
при ведении протокола помощником судьи Соляновой А.А., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, обеспеченной Арбитражным судом Алтайского края, кассационную жалобу Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу на решение от 11.08.2011 Арбитражного суда Алтайского края (судья Лежнева Н.Д.) и постановление от 09.11.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Марченко Н.В., Павлюк Т.В., Шатохина Е.Г.) по делу N А03-3077/2011 по иску Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (630099, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Советская, 22, ИНН 5406203106, ОГРН 1025402483336) к обществу с ограниченной ответственностью "Эксперт" (659318, Алтайский край, г. Бийск, ул. Яминская, 10, ИНН 2226023910, ОГРН 1022200575374) об обязании восстановить материальные ценности
Другие лица, участвующие в деле: Управление Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи (г. Барнаул).
В заседании принял участие руководитель общества с ограниченной ответственностью "Эксперт" - Солдатов В.В. действует на основании решения единственного участника общества от 16.11.2009.
Суд установил:
Управление Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Эксперт" (далее - Общество, ответчик) об обязании восстановить материальные ценности согласно перечню.
Решением от 11.08.2011 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 09.11.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Податель кассационной жалобы не согласен с выводом судов о том, что государственные контракты от 29.09.2009 N МР/139 и от 11.01.2010 N МР/29 не могут быть признаны доказательствами передачи Обществу на ответственное хранение авторемонтных мастерских МТО-АТ на базе ЗИЛ-131, 1989 и 1996 годов выпуска.
Считает, что к спорным правоотношениям не может быть применен институт хранения, закрепленный в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Общество с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, между Управлением и Обществом (исполнителем) заключен государственный контракт на выполнение мероприятий мобилизационной подготовки в части хранения материальных ценностей мобилизационного резерва в обеспечение мобилизационных заданий по государственному оборонному заказу от 29.09.2009 N МР/139 (далее - контракт N МР/139).
Согласно пункту 1.1 контракта N МР/139 Управление поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению мероприятий мобилизационной подготовки в части ответственного хранения материальных ценностей мобилизационного резерва для обеспечения выполнения установленного мобилизационного задания по оборонному заказу от 22.12.2008 N 1036-55.
Между сторонами 11.01.2010 подписан аналогичный государственный контракт N МР/29 (далее - контракт N МР/29).
Согласно пункту 1.1 контракта N МР/29 Управление поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению мероприятий мобилизационной подготовки в части ответственного хранения материальных ценностей мобилизационного резерва для обеспечения выполнения установленного мобилизационного задания по оборонному заказу от 22.12.2008 N 1055-30.
Письмом от 02.06.2010 Федеральное агентство по государственным резервам распорядилось переместить авторемонтную мастерскую МТО-АТ на ФГУ комбинат "Аврора" системы государственного резерва без доукомплектования. Сибирскому территориальному управлению Росрезерва за нарушения, допущенные ООО "Эксперт" в хранении авторемонтной мастерской МТО-АТ, предписано применить меры имущественной ответственности, предусмотренные статьей 16 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве". Актом от 25.06.2010 установлено, что автомастерская разукомплектована.
Считая, что Обществом при ответственном хранении допущены нарушения, повлекшие разукомплектование имущества, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из недоказанности передачи материальных ценностей на ответственное хранение Обществу.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций правомерными исходя из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и составляет имущество казны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (в редакции, действовавшей в спорный период) запасы материальных ценностей государственного резерва размещаются в организациях, специально предназначенных для хранения государственного резерва (пункт 1). Часть запасов материальных ценностей государственного резерва может храниться в промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и иных организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм (пункт 2). Перечень организаций, осуществляющих ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва, номенклатура и объем хранения этих ценностей определяются мобилизационным и другими специальными планами (пункт 3). Организации, которым установлены мобилизационные и другие специальные задания, обязаны обеспечить размещение, хранение, своевременное освежение, замену, а также выпуск материальных ценностей из государственного резерва в соответствии с указанными заданиями своими силами и средствами (пункт 4).
Согласно статье 2 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" под ответственным хранением материальных ценностей государственного резерва понимается хранение заложенных в государственный резерв материальных ценностей у поставщика (производителя) или получателя (потребителя) без предоставления ему права пользования этими материальными ценностями до принятия в установленном порядке решения о выпуске их из государственного резерва.
Организации, которым установлены мобилизационные и другие специальные задания, обязаны обеспечить размещение, хранение, своевременное освежение, замену, а также выпуск материальных ценностей из государственного резерва в соответствии с указанными заданиями своими силами и средствами.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судебные инстанции, исследовав по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности представленные в материалы дела доказательства, государственные контракты от 29.09.2009 N МР/139, 11.01.2010 N МР/29, письмо от 02.06.2010, акт от 25.06.2010, акт от 31.01.2006, акт инвентаризации от 25.11.2008, письмо от 20.03.2007, письмо от 24.11.2008, справку от 26.09.2003, акт приема-передачи от 28.08.2006, руководствуясь статьями 886, 887, 891, 906 ГК РФ, Федеральным законом от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", пришел к правомерному выводу о недоказанности истцом передачи материальных ценностей ответчику на ответственное хранение и отсутствие оснований для возложения на ответчика обязанности по восстановлению материальных ценностей.
При этом суд первой инстанции указал, что государственные контракты N МР/139, МР/29 на выполнение мероприятий мобилизационной подготовки в части хранения материальных ценностей мобилизационного резерва в обеспечение мобилизационных заданий по государственному оборонному заказу, при отсутствии первичных документов, сопровождающих передачу материальных ценностей на ответственное хранение, не могут быть признаны доказательствами передачи Обществу на ответственное хранение авторемонтных мастерских МТО-АТ на базе ЗИЛ-131 1989 и 1996 года выпуска, в том числе и доказательством о передаче авторемонтных мастерских ответчику на хранение в укомплектованном состоянии.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований суд кассационной инстанции считает правильным.
Довод истца о том, что к спорным правоотношениям не может быть применен институт хранения, закрепленный в Гражданском кодексе Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает ошибочным (статья 906 ГК РФ). К правоотношениям по ответственному хранению материальных ценностей с учетом особенностей такого хранения, предусмотренным Федеральным законом от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", применяются общие положения института хранения, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 11.08.2011 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 09.11.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-3077/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Рябинина |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 2 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" под ответственным хранением материальных ценностей государственного резерва понимается хранение заложенных в государственный резерв материальных ценностей у поставщика (производителя) или получателя (потребителя) без предоставления ему права пользования этими материальными ценностями до принятия в установленном порядке решения о выпуске их из государственного резерва.
...
Судебные инстанции, исследовав по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности представленные в материалы дела доказательства, государственные контракты от 29.09.2009 N МР/139, 11.01.2010 N МР/29, письмо от 02.06.2010, акт от 25.06.2010, акт от 31.01.2006, акт инвентаризации от 25.11.2008, письмо от 20.03.2007, письмо от 24.11.2008, справку от 26.09.2003, акт приема-передачи от 28.08.2006, руководствуясь статьями 886, 887, 891, 906 ГК РФ, Федеральным законом от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", пришел к правомерному выводу о недоказанности истцом передачи материальных ценностей ответчику на ответственное хранение и отсутствие оснований для возложения на ответчика обязанности по восстановлению материальных ценностей.
...
Довод истца о том, что к спорным правоотношениям не может быть применен институт хранения, закрепленный в Гражданском кодексе Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает ошибочным (статья 906 ГК РФ). К правоотношениям по ответственному хранению материальных ценностей с учетом особенностей такого хранения, предусмотренным Федеральным законом от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", применяются общие положения института хранения, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 февраля 2012 г. N Ф04-429/12 по делу N А03-3077/2011