г. Тюмень |
|
29 февраля 2012 г. |
Дело N А45-9056/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Маняшиной В.П.
Шабалковой Т.Я.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственный кооператив "Монтажник" на решение от 17.08.2011 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Васютина О.М.) и постановление от 08.11.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Музыкантова М.Х., Кулеш Т.А., Хайкина С.Н.) по делу N А45-9056/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственный кооператив "Монтажник" (630128, город Новосибирск, улица Демакова, 27, ИНН 5408184219, ОГРН 1025403642945) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630000, город Новосибирск, улица Кирова, 3, ИНН 5405116098, ОГРН 1035401913568) об оспаривании ненормативного правового акта антимонопольного органа.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Производственный кооператив "Монтажник" - Кобзев В.Н. (доверенность от 07.01.2012).
Суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Производственный кооператив "Монтажник" (далее - ООО ПК "Монтажник") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Управление ФАС по Новосибирской области) о признании недействительным решения от 05.03.2011 по делу N 02-01-04-10-11.
Решением от 17.08.2011 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленного ООО ПК "Монтажник" требования отказано.
Постановлением от 08.11.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО ПК "Монтажник", ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
ООО ПК "Монтажник" утверждает, что в его действиях отсутствуют нарушения порядка ценообразования в сфере предоставления коммунальных услуг.
В отзыве на кассационную жалобу Управления ФАС по Новосибирской области, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам рассмотрения дела N 02-01-04-10-11 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного на основании заявления от собственников 5, 7, 8 этажей здания, расположенного по адресу: город Новосибирск, улица Демакова, дом 27 (от ООО "Ресурсы Сибири", ООО "Алекта", Опариной Л.К.), Управлением ФАС по Новосибирской области вынесено решение от 05.03.2011, в соответствии с которым ООО ПК "Монтажник", занимающее доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя в границах расположения тепловых сетей данного общества, признано виновным в нарушениях пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившихся в установлении и взимании в 2009-2010 годах, истекшем периоде 2011 года, с потребителей, присоединенных к сетям ООО ПК "Монтажник", платы за услугу по передаче тепловой энергии (возмещения затрат на эксплуатацию тепловых сетей) с нарушением действующего порядка ценообразования.
Не согласившись с выводами антимонопольного органа, ООО ПК "Монтажник" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным названного ненормативного правового акта.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленными нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснил, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ООО ПК "Монтажник" является собственником центрального теплового пункта, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Демакова, 27/2, к которому подключены 30 потребителей тепловой энергии (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей). С использованием принадлежащих ему тепловых сетей ООО ПК "Монтажник" осуществляет передачу тепловой энергии и теплоносителя потребителям, присоединенным к его сетям.
Проведенным Управлением ФАС по Новосибирской области исследованием установлено, что рынок услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя в границах расположения тепловых сетей, находящихся в хозяйственном ведении ООО ПК "Монтажник", обеспечивающим поставку тепловой энергии до потребителей, обслуживает один продавец - ООО ПК "Монтажник", доля которого на данном товарном рынке составляет 100 процентов.
Это обусловлено тем, что потребители тепловой энергии, имеющие присоединение к тепловым сетям ООО ПК "Монтажник", могут получать тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение только от центрального теплового пункта ООО ПК "Монтажник" в силу отсутствия технологической возможности получать тепловую энергию от других поставщиков без осуществления дополнительных затрат на теплоснабжение.
Полно и всесторонне исследовав представленные сторонами письменные доказательства, обе судебные инстанции пришли к выводу о том, что действия ООО ПК "Монтажник" по взиманию с потребителей, присоединенных к его сетям, платы за передачу тепловой энергии без утверждения соответствующего тарифа в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (Департаменте по тарифам Новосибирской области) обосновано признаны Управлением ФАС по Новосибирской области нарушающими пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Доводы ООО ПК "Монтажник", изложенные в кассационной жалобе, были всесторонне исследованы и получили надлежащую правовую оценку при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 17.08.2011 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 08.11.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-9056/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
В.П. Маняшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснил, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
...
Полно и всесторонне исследовав представленные сторонами письменные доказательства, обе судебные инстанции пришли к выводу о том, что действия ООО ПК "Монтажник" по взиманию с потребителей, присоединенных к его сетям, платы за передачу тепловой энергии без утверждения соответствующего тарифа в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (Департаменте по тарифам Новосибирской области) обосновано признаны Управлением ФАС по Новосибирской области нарушающими пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 февраля 2012 г. N Ф04-341/12 по делу N А45-9056/2011