г. Тюмень |
|
1 марта 2012 г. |
Дело N А03-1970/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 1 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Сириной В.В.
Цыгановой Е.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Барнаула на решение Арбитражного суда Алтайского края от 18.07.2011 (судья Дружинина Н.М.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2011 (судьи Хайкина С.Н., Кулеш Т.А., Скачкова О.А.) по делу N А03-1970/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строй-технология" (656906, г. Барнаул, пос. Южный Рабочий, ул. Мусоргского, 24, 53, ИНН 2222059721, ОГРН 1062222040528) к администрации города Барнаула (656048, Алтайский край, г. Барнаул, пр-кт Ленина, 18, ИНН 2225066269, ОГРН 1042202280251) о признании недействительным постановления от 07.09.2010 N 2668 администрации города Барнаула.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строй-технология" (далее - ООО "Строй-технология", Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к администрации города Барнаула (далее - Администрация) о признании недействительным постановления администрации города Барнаула от 07.09.2010 N 2668 об отмене постановления администрации города от 18.09.2009 N 4390 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: улица Звездная, 4в, на кадастровом плане территории".
Заявленные требования мотивированы со ссылкой на статьи 30, 31, 61, 64 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 4, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 18.07.2011, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2011, заявленные требования удовлетворены полностью.
Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По ее мнению, судебными инстанциями неполно выяснены обстоятельства дела, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель считает позицию судов не соответствующей требованиям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Администрация, со ссылкой на статью 2, пункт 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ, отмечает, что, принимая постановление от 07.09.2010 N 2668 об отмене постановления администрации города от 18.09.2009 N 4390 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: улица Звездная, 4в на кадастровом плане территории", она руководствовалась статьей 48 Федерального закона N 131-ФЗ и статьей 18 Устава Городского округа - города Барнаула Алтайского края, которыми установлено право органов местного самоуправления отменять принятые муниципальные правовые акты.
Заявитель отмечает, что прямая обязанность органов местного самоуправления обосновывать необходимость отмены муниципального правового акта и указывать на несоответствие его содержания нормам права Федеральным законом N 131-ФЗ не установлена.
Ссылаясь на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2004 N 1424/04, Администрация указывает, что право органов местного самоуправления на отмену муниципальных правовых актов возникает исходя из необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, а не из-за несоответствия муниципальных правовых актов действовавшему на момент принятия таких актов законодательству и, следовательно, Администрация, в порядке самоконтроля, вправе отменить ранее принятый ненормативный правовой акт.
Заявитель отмечает, что вывод суда о нарушении прав и законных интересов ООО "Строй-технология" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не соответствует обстоятельствам дела.
Администрация указывает, что утвержденная органом местного самоуправления схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не является основанием возникновения прав на земельный участок для строительства, и, как следствие, не создает препятствий оформить договорные отношения ООО "Строй-технология" относительно земельного участка.
Заявитель отмечает, что оспариваемое постановление не препятствует ООО "Строй-технология" обратиться с заявлением в целях утверждения схемы расположения земельного участка для строительства в Главное управление имущественных отношений Алтайского края в порядке, установленном постановлением администрации Алтайского края от 08.02.2007 N 48 "Об утверждении порядка предоставления земельных участков для строительства, находящихся в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена".
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что, в соответствии с заявлением ООО "Строй-технология" от 25.10.2006 вх. N 1214, Комитетом по архитектуре и развитию города Барнаула утвержден акт N 48 от 31.01.2007 о выборе земельного участка для строительства предприятия по производству строительных материалов по адресу: ул. Звездная, 4в, в соответствии с которым, указанный земельный участок пригоден для размещения объекта и соответствует санитарным, противопожарным и строительным требованиям.
Постановлением Администрации N 4390 от 18.09.2009 утверждена схема расположения земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 22:63:030321 ориентировочной площадью 1,9810 га для строительства предприятия по производству строительных материалов по адресу: улица Звездная 4в. В постановлении указано, что через земельный участок осуществляется подъезд к земельному участку по адресу: улица Звездная 6.
Постановлением Администрации от 07.09.2010 N 2668 отменено постановление администрации города от 18.09.2009 N 4390 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: улица Звездная, 4в на кадастровом плане территории".
Основанием для принятия оспариваемого постановления послужило обращение Главного управления имущественных отношений Алтайского края от 29.07.2010 N ЛЛ-8602 в Администрацию об отзыве согласования схемы расположения земельного участка по ул. Звездная, 4в на кадастровом плане территории по причине нерассмотрения Администрацией вопроса сохранения существующей автодороги, которая проходит по земельному участку по ул. Звездная, 4 к зданию, расположенному по ул. Звездная, 6.
Полагая, что постановление Администрации от 07.09.2010 N 2668 не соответствует действующему законодательству, а также нарушает права и законные интересы ООО "Строй-технология" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из их доказанности и обоснованности.
Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций правомерными исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на нее какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 2 Федерального закона N 131-ФЗ определяет муниципальный правовой акт как решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 48 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
Таким образом, законодатель предоставил органам местного самоуправления право отменять ранее принятые ненормативные правовые акты в случае установления их несоответствия действовавшему на момент принятия законодательству.
Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 06.07.2004 N 1424/04, следует, что отмена ненормативного правового акта органа местного самоуправления осуществляется в порядке самоконтроля в связи с допущенными нарушениями закона при издании ранее принятого акта.
Исходя из правового смысла вышеприведенных положений Федерального закона N 131-ФЗ, в этом случае полномочный орган обязан обосновать необходимость отмены правового акта, указать на несоответствие его содержания нормам права. Названное полномочие органа местного самоуправления не может быть реализовано произвольно.
На основании статьи 29 ЗК РФ предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства, из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статей 30-32 ЗК РФ.
Пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
По пункту 6 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Порядок подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на момент принятия оспариваемого постановления Администрации, регулировался Решением Барнаульской городской Думы от 26.08.2008 N 808 "О порядке предоставления земельных участков в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена" (в редакции от 19.02.2009 N 61) (далее - Порядок).
Согласно разделу II Порядка в целях подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории граждане, юридические лица либо исполнительный орган государственной власти, обладающий правом предоставления земельных участков, обращаются в орган местного самоуправления, уполномоченный в сфере земельных отношений - Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула, с заявлением.
В целях использования земельного участка для строительства к заявлению прикладывается, в том числе акт о выборе земельного участка для строительства.
Администрация города в месячный срок со дня поступления заявления с приложением необходимых документов принимает постановление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с пунктом 3.10 Положения о Комитете по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 26.12.2008 N 33 (в редакции от 20.08.2009 N 142), Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула обеспечивает изготовление схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, подготовку проектов постановлений главы города об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, о внесении изменений и дополнений в данные постановления и признании их утратившими силу.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в целях формирования и определения местоположения границ земельных участков.
Согласно подпункту 10 пункта 2.2 Соглашения от 12.03.2007 "О взаимодействии по обеспечению реализации прав граждан и юридических лиц на предоставление земельных участков", заключенного между Главным управлением имущественных отношений Алтайского края и Администрацией г. Барнаула в целях реализации Закона Алтайского края от 04.02.2007 N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере распоряжения земельными участками в Алтайском крае" установлено, что Администрация г. Барнаула проводит в лице Комитета по земельным ресурсам и землеустройства города Барнаула согласование с органом исполнительной власти схем расположения земельных участков на кадастровых планах соответствующих территорий, за исключением земельных участков, на которых расположены индивидуальные и многоэтажные жилые дома.
На основании пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение исполнительного органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что процедура утверждения схемы расположения земельного участка по адресу: ул. Звездная, 4в на кадастровом плане территории была соблюдена, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории согласована Главным управлением имущественных отношений Алтайского края без каких-либо замечаний, отсутствуют доказательства того, что не рассматривался вопрос сохранения существующей автодороги, которая проходит по земельному участку по ул. Звездная, 4 к зданию, расположенному по ул. Звездная, 6, принимая во внимание, что в постановлении от 18.09.2009 N 4390 имеет ссылка на то, что через земельный участок осуществляется подъезд к земельному участку по адресу ул. Звездная, 6, исходя из того, что постановление Администрации N 4390 от 18.09.2009 вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, арбитражный суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора, правильно отметил, что Администрацией не представлено правовое обоснование наличия права у Главного управления имущественных отношений Алтайского края отозвать произведенное им согласование, а так же не названы нормы права, которым не соответствует постановление от 18.09.2009 N 4390.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов арбитражным и апелляционным судами не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 18.07.2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2011 по делу N А03-1970/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Барнаула - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Тамашакин |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
По пункту 6 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
...
На основании пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение исполнительного органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 марта 2012 г. N Ф04-7411/11 по делу N А03-1970/2011
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7411/11
10.09.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7746/11
01.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7411/11
05.10.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7746/11
18.07.2011 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-1970/11