г. Томск |
|
5 октября 2011 г. |
Дело N А03-1970/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 04 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2011 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего С.Н. Хайкиной
судей: Т.А. Кулеш, О.А. Скачковой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломиворотовым Л.М. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Лазарев Е.Ю. - доверенность от 25.08.11г.
от заинтересованного лица: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Барнаула на решение Арбитражного суда Алтайского края от 18.07.2011 по делу N А03-1970/2011 (судья Дружинина Н.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строй-технология" (656057, г. Барнаул, Попова, 99-71, ОГРН 1062222040528)
к Администрации г.Барнаула (656056, г. Барнаул, пр. Ленина, 18)
о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строй -технология" (далее - ООО "Строй-технология", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Администрации г. Барнаула (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным постановления от 07.09.2010 г. N 2668 об отмене постановления администрации города от 18.09.2009 N 4390 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: улица Звездная, 4в на кадастровом плане территории".
Решением суда от 18.07.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующее:
- вывод суда о нарушении прав и законных интересов ООО "Строй-технология" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не соответствует обстоятельствам дела, так как утвержденная органом местного самоуправления схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не является основанием возникновения прав на земельный участок для строительства, и, как следствие, не создает препятствий оформить договорные отношения ООО "Строй-технология" относительно земельного участка;
- поскольку с момента отзыва Главным управлением имущественных отношений Алтайского края согласования схемы расположения земельного участка считается по адресу: ул. Звездная, 4в, схема расположения указанного земельного участка считается не согласованной, Администрация правомочна приняла оспариваемое постановление. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Апеллянт о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился. На основании ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителя Администрации г. Барнаула. Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в соответствии с заявлением ООО "Строй-технология" от 25.10.2006 в х. N 1214, Комитетом по архитектуре и развитию города Барнаула 31.01.2007 утвержден акт N 48 о выборе земельного участка для строительства предприятия по производству строительных материалов по адресу: ул. Звездная, 4в.
Постановлением Администрации от 18.09.2009 N 4390 утверждена схема расположения земельного участка по адресу: улица Звездная 4в на кадастровом плане территории.
Постановлением Администрации от 07.09.2010 г. N 2668 отменено постановление администрации города от 18.09.2009 N 4390 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: улица Звездная, 4в на кадастровом плане территории".
Основанием для принятия оспариваемого постановления послужило обращение Главного управления имущественных отношений Алтайского края от 29.07.2010 N ЛЛ-8602 в Администрацию об отзыве согласования схемы расположения земельного участка по ул. Звездная, 4в на кадастровом плане территории по причине не рассмотрения Администрацией вопроса сохранения существующей автодороги, которая проходит по земельному участку по ул. Звездная, 4 к зданию, расположенному по ул. Звездная, 6.
Полагая, что постановление Администрации от 18.09.2009 N 4390 не соответствует действующему законодательству, а также нарушает права и законные интересы ООО "Строй-технология" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что выбор земельного участка произведен Администрацией в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для вынесения оспариваемого постановления отсутствовали.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статья 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет муниципальный правовой акт как решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 48 этого же Закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
Системное толкование вышеуказанных норм позволяет суду апелляционной инстанции утверждать, что законодатель предоставил органам местного самоуправления право отменять ранее принятые ненормативные правовые акты в случае установления их несоответствия действовавшему на момент принятия законодательству.
Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 06.07.2004 N 1424/04, следует, что отмена ненормативного правового акта органа местного самоуправления осуществляется в порядке самоконтроля в связи с допущенными нарушениями закона при издании ранее принятого акта.
Исходя из правового смысла вышеприведенных положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в этом случае полномочный орган обязан обосновать необходимость отмены правового акта, указать на несоответствие его содержания нормам права. Названное полномочие органа местного самоуправления не может быть реализовано произвольно.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статей 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Строй-технология" обратилось в Комитет по архитектуре и развитию г. Барнаула с заявлением о выборе земельного участка для строительства предприятия по производству строительных материалов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно - защитной зоны, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Комитет по архитектуре и развитию г. Барнаула 31.01.2007 г, выдал акт о выборе земельного участка для строительства N 48, в соответствии с которым земельный участок, расположенный по адресу: ул. Звёздная, 4в, пригоден для размещения предприятия по производству строительных материалов и соответствует санитарным, противопожарным и строительным требованиям.
Порядок подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на момент принятия оспариваемого постановления Администрации, регулировался Решением Барнаульской городской Думы от 26.08.2008 N 808 "О порядке предоставления земельных участков в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена" (в редакции от 19.02.2009 N 61) (далее - Порядок).
Согласно разделу II Порядка в целях подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории граждане, юридические лица либо исполнительный орган государственной власти, обладающий правом предоставления земельных участков, обращаются в орган местного самоуправления, уполномоченный в сфере земельных отношений - комитет по земельным ресурсам и землеустройств у города Барнаула, с заявлением.
В целях использования земельного участка для строительства к заявлению прикладывается, в том числе акт о выборе земельного участка для строительства.
Администрация города в месячный срок со дня поступления заявления с приложением необходимых документов принимает постановление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с пунктом 3.10 Положения о Комитете по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 26.12.2008 N 33 (в редакции от 20.08.2009 N 142), Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула обеспечивает изготовление схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, подготовку проектов постановлений главы города об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, о внесении изменений и дополнений в данные постановления и признании их утратившими силу.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в целях формирования и определения местоположения границ земельных участков.
Согласно подпункту 10 пункта 2.2 Соглашения от 12.03.2007 "О взаимодействии по обеспечению реализации прав граждан и юридических лиц на предоставление земельных участков", заключенного между Главным управлением имущественных отношений Алтайского края и Администрацией г. Барнаула в целях реализации Закона Алтайского края от 04.02.2007 N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере распоряжения земельными участками в Алтайском крае" установлено, что Администрация г. Барнаула проводит в лице Комитета по земельным ресурсам и землеустройства города Барнаула согласование с органом исполнительной власти схем расположения земельных участков на кадастровых планах соответствующих территорий, за исключением земельных участков, на которых расположены индивидуальные и многоэтажные жилые дома.
Постановлением Администрации г. Барнаула от 18.09.2009 г. N 4390 была утверждена схема расположения земельного участка по адресу: ул. Звёздная, 4в на кадастровом плане территории. Данная схема определила, что участок по адресу: ул. Звёздная, 4в, находится в кадастровом квартале 22:63:030321, имеет ориентировочную площадь 1,9810 га и должен быть использован для строительства предприятия по производству строительных материалов, то есть в соответствии с заявкой ООО "Строй-технология".
Данная схема была согласована, в том числе Главным управлением имущественных отношений Алтайского края.
Таким образом, процедура утверждения схемы расположения земельного участка по адресу: ул. Звёздная, 4в на кадастровом плане территории была соблюдена, постановление Администрации г. Барнаула от 18.09.2009 г. N 4390 вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что обосновывая отмену постановления от 18.09.2009 N 4390, Администрация ссылается на обращение, оформленного письмом Главного управления имущественных отношений Алтайского края от 29.07.2010 N ЛЛ -8602 об отзыве согласования схемы расположения земельного участка по ул. Звездная, 4в на кадастровом плане территории по причине не рассмотрения Администрацией вопроса сохранения существующей автодороги, которая проходит по земельному участку по ул. Звездная, 4 к зданию, расположенному по ул. Звездная, 6.
Однако, учитывая, что схема расположения земельного участка по адресу: ул. Звёздная, 4в на кадастровом плане территории согласована Главным управлением имущественных отношений Алтайского края без каких-либо замечаний, отсутствуют доказательства того, что не рассматривался вопрос сохранения существующей автодороги, которая проходит по земельному участку по ул. Звездная, 4 к зданию, расположенному по ул. Звездная, 6, принимая во внимание то, что в постановлении от 18.09.2009 N 4390 имеет ссылка на то, что через земельный участок осуществляется подъезд к земельному участку по адресу ул. Звездная, 6, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления Администрации города от 18.09.2009 N 4390 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: улица Звездная, 4в на кадастровом плане территории".
Кроме того, апеллянтом не представлено правовое обоснование наличия права у Главного управления имущественных отношений Алтайского края отозвать произведенное согласование, а так же не названы нормы права, которым не соответствует постановление N 4390 от 18.09.2009 г..
При изложенных обстоятельствах, постановление Администрации г. Барнаула от 07.09.2010 г. N 2668 об отмене постановления от 18.09.2009 N 4390 не соответствует требованиям действующего законодательства.
Указанное постановление нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, так как создает препятствия для удовлетворения заявки о предварительном согласовании места размещения объекта и, следовательно, предоставления земельного участка для строительства.
При изложенных обстоятельствах, обоснованным является вывод суда первой инстанции о наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ, для признания оспариваемого постановления недействительным.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 18.07.2011 по делу N А03-1970/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Барнаула - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
Т.А. Кулеш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-1970/2011
Истец: ООО "Строй-технология"
Ответчик: Администрация г. Барнаула
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7411/11
10.09.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7746/11
01.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7411/11
05.10.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7746/11
18.07.2011 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-1970/11