г. Тюмень |
|
2 марта 2012 г. |
Дело N А46-9869/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 2 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабалковой Т.Я.
судей Новоселова В.И.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение от 28.10.2011 Арбитражного суда Омской области (судья Т.В. Целько) по делу N А46-9869/2011 по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (644043, Омская область, город Омск, улица Красный Путь, 3, ОРГН 1045504007658, ИНН 5503079359) к Крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Гея" Белимова Владимира Алексеевича (646844, Омская область, Нововаршавский район, село Черлакское, ОГРН 1025501817615, ИНН 5525005978) о взыскании средств федерального бюджета.
Суд установил:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - министерство, истец) обратилось с иском к Крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Гея" Белимова Владимира Алексеевича (далее - КФХ "Гея", ответчик) о взыскании 233 045,92 руб. средств федерального бюджета.
Решением от 28.10.2011 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении искового заявления отказано.
Определением от 09.12.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, апелляционная жалоба министерства была возвращена на основании пункта 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, заявитель просит отменить решение от 28.10.2011 Арбитражного суда Омской области, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению министерства, статистическая информация, о цене реализации рапса, представленная КФХ "Гея", не может применяться при расчете размеров страховой стоимости, страховой премии при предоставлении министерством в 2010 году из областного бюджета юридическим лицам субсидий по страхованию. Считает, что судом первой инстанции неверно применены положения статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку по мнению заявителя отношения по предоставлению субсидии регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) и соответствующими нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
КФХ "Гея" отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ) в рамках реализации государственной аграрной политики предусмотрено предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Омской области от 30.12.2009 N 267-п утверждено Положение о предоставлении в 2010 году из областного бюджета субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства, регулирующее предоставление Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области в 2010 году из областного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в сфере сельского хозяйства (далее - Положение о предоставлении субсидии).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1199 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений (далее - Правила предоставления и распределения субсидий).
В соответствии с пунктом 29 Положения о предоставлении субсидий субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме ЛПХ) на возмещение части уплаченной ими страховой премии (страхового взноса) по договорам страхования на случай утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур предоставляются при соблюдении требований, предусмотренных пунктами 4, 5 Правил предоставления и распределения субсидий, по ставке в процентах от уплаченной сельскохозяйственными товаропроизводителями страховой премии (страхового взноса) по договорам страхования.
В пункте 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета установлен перечень документов, в случае наличия которых осуществляется предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии.
Как следует из материалов дела, 14.05.2010 КФХ "Гея" заключило с ООО "Страховая компания "Куранты" генеральный договор страхования урожая сельскохозяйственных культур N Ом55/10-010/10 на предмет страхования риска утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур, в том числе рапса.
Согласно полису N Ом55/10-010/10 страхования урожая сельскохозяйственных культур общий размер страховой премии составил 6 470 428, 44 руб. по страхованию риска полной или частичной утраты урожая.
На основании представленных КФХ "Гея" министерству документов, в соответствии с пунктом 29 Положения о предоставлении субсидии, ответчику за счет средств федерального бюджета предоставлена субсидия по страхованию урожая рапса в размере 2 658 478,65 руб. При расчете субсидии ответчиком применена средняя стоимость реализации центнера рапса за 2009, равная 844,30 руб. (стоимость указана в полисе N Ом55/10-010/10).
В ходе проверки использования бюджетных средств в 2010 году Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области установлено завышение затрат по страхованию урожая в результате завышения средней цены урожая рапса, повлекшее неправомерное выделение ответчику 233 045,92 руб. страховых выплат.
Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании с КФХ "Гея" средств федерального бюджета, полученных в виде субсидии, в сумме 233 045,92 руб.
Отказывая в удовлетворении искового заявления, суд первой инстанции установил, что заявителем не доказан факт предоставления КФХ "Гея" недостоверных сведений, а также нарушения общих или дополнительных условий предоставления субсидии.
Выводы суда первой инстанции являются обоснованными и соответствуют материалам дела.
Денежные средства были выделены ответчику на основании предоставленных им документов в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления и распределения субсидий, в том числе договора страхования, документов о выплате страховых взносов, что не оспаривается истцом.
Согласно пункту 6 Правил предоставления и распределения субсидий на основании документов, указанных в пункте 5 данных Правил, уполномоченный орган направляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации сводные данные для расчета размера субсидии. Размер субсидии определяется по формуле, приведенной в пункте 7 указанных правил Правил.
Неправомерность действий КФХ "Гея" при получении субсидий вследствие предоставления недостоверных данных для расчета размера субсидий в ходе судебного разбирательства не установлена.
Пунктом 1 Методики определения страховой стоимости урожая сельскохозяйственный культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, утвержденной Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.02.2009 N 72 (далее - Методика определения страховой стоимости урожая) установлено, что страховая стоимость урожая сельскохозяйственных культур и урожая многолетних насаждений в зависимости от установленного в договоре страхования риска утраты (гибели) и (или) частичной утраты определяется по формуле, одним из множителей которой является средняя цена реализации одного центнера сельскохозяйственной продукции, сложившаяся по субъекту Российской Федерации за год, предшествующий году заключения договора страхования, по данным Федеральной службы государственной статистики, а по кормовым культурам - по фактической себестоимости, сложившейся у сельхозтоваропроизводителя за год, предшествующий году заключения договора страхования.
В случае отсутствия официальной статистической информации о ценах на отдельные виды сельскохозяйственной продукции по субъекту Российской Федерации при заключении договоров страхования принимаются цены по официальным статистическим данным субъекта Российской Федерации, находящегося на наименьшем расстоянии от места нахождения сельхозтоваропроизводителя или его территориально обособленного подразделения, где выращивается сельскохозяйственная культура, а при отсутствии у сельхозтоваропроизводителей данных о фактической себестоимости кормовых культур - данные о фактической себестоимости:
- по административно-территориальному образованию субъекта Российской Федерации, в котором находится сельхозтоваропроизводитель;
- по административно-территориальному образованию субъекта Российской Федерации, находящемуся на наименьшем расстоянии от места нахождения сельхозтоваропроизводителя или его территориально обособленного подразделения, где выращивается сельскохозяйственная культура;
- по субъекту Российской Федерации, в котором находится сельхозтоваропроизводитель;
- по субъекту Российской Федерации, находящемуся на наименьшем расстоянии от места нахождения сельхозтоваропроизводителя или его территориально обособленного подразделения, где выращивается сельскохозяйственная культура.
Средняя цена реализации одного центнера сельскохозяйственной продукции, сложившаяся по субъекту Российской Федерации за год, предшествующий году заключения договора страхования, используется и при расчете размера утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений согласно методике, утвержденной в качестве приложения N 2 Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.02.2009 N 72.
Из материалов дела следует, что для расчета субсидии применена средняя цена реализации одного центнера рапса в 2009 году равная 844,30 руб., (эта же цена указана в полисе N Ом55/10-010/10 страхования урожая сельскохозяйственных культур, выданном ответчику на основании генерального договора страхования урожая сельскохозяйственных культур Ом55/10-010/10, заключенного между КФХ "Гея" и ООО "СК "Куранты").
Иные официальные статистические данные об иной стоимости 1 центнера рапса в 2009 году истцом не представлены.
Доводы министерства, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана соответствующая оценка. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 28.10.2011 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-9869/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Я. Шабалкова |
Судьи |
В.И. Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ) в рамках реализации государственной аграрной политики предусмотрено предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1199 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений (далее - Правила предоставления и распределения субсидий).
...
Пунктом 1 Методики определения страховой стоимости урожая сельскохозяйственный культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, утвержденной Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.02.2009 N 72 (далее - Методика определения страховой стоимости урожая) установлено, что страховая стоимость урожая сельскохозяйственных культур и урожая многолетних насаждений в зависимости от установленного в договоре страхования риска утраты (гибели) и (или) частичной утраты определяется по формуле, одним из множителей которой является средняя цена реализации одного центнера сельскохозяйственной продукции, сложившаяся по субъекту Российской Федерации за год, предшествующий году заключения договора страхования, по данным Федеральной службы государственной статистики, а по кормовым культурам - по фактической себестоимости, сложившейся у сельхозтоваропроизводителя за год, предшествующий году заключения договора страхования."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 марта 2012 г. N Ф04-738/12 по делу N А46-9869/2011