Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 30 марта 2004 г. N 178-ПП
Среднесрочная программа
капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений, а также реорганизации территорий сложившейся застройки города Москвы на 2004-2006 гг.
23 мая 2006 г.
См. Концепцию программы реновации территорий сложившейся жилой застройки г. Москвы, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 19 февраля 2008 г. N 117-ПП
Постановлением Правительства Москвы от 23 мая 2006 г. N 336-ПП срок реализации настоящей Среднесрочной программы продлен на один год до 2007 года включительно
Паспорт
программы капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений, а также реорганизации территорий сложившейся застройки города Москвы на 2004-2006 гг.
Наименование - Среднесрочная программа капитального ремонта,
программы модернизации, реконструкции и реновации зданий,
сооружений, а также реорганизации территорий
сложившейся застройки города Москвы на 2004-2006
гг., далее программа.
Основание для - Постановление Правительства Москвы от 21 января
разработки программы 2003 года N 28-ПП "О программе капитального
ремонта, модернизации, реконструкции и реновации
зданий, сооружений и территорий сложившейся
застройки, начиная с 2003 года, и основных
объемных показателях на 2003-2004 годы";
- Постановление Правительства Москвы от 05 августа
2003 года N 658-ПП "О внесении изменений и
дополнений в Постановление Правительства Москвы
от 21 января 2003 года N 28-ПП";
- Постановление Правительства Москвы от 12 августа
2003 года N 676-ПП "О капитальном ремонте и
модернизации жилищного фонда без отселения
жителей на 2003-2004 годы".
Государственный - Департамент градостроительной политики, развития
заказчик программы и реконструкции города Москвы.
Государственные - Департамент жилищно-коммунального хозяйства и
заказчики - благоустройства города Москвы;
соисполнители - Префектуры административных округов города
программы Москвы.
Разработчики - Департамент градостроительной политики, развития
программы и реконструкции города Москвы;
- Департамент экономической политики и развития
города Москвы;
- Москомархитектура;
- ГУП "Управление перспективных застроек";
- префектуры административных округов города
Москвы;
- ГУП "НИиПИ Генплана Москвы";
- Департамент жилищно-коммунального хозяйства и
благоустройства города Москвы;
- Московский государственный строительный
университет;
- ГУП "МНИИТЭП";
- ООО "Центр менеджмента, оценки и консалтинга".
Цели программы - Постоянное повышение уровня и качества жизни
населения Москвы на основе формирования
комплексной жилой среды, отвечающей требованиям
архитектурно-пространственной выразительности,
социально-психологического и экологического
комфорта, безопасности и функциональной
достаточности городских жилых территорий в
соответствии с основными задачами Генерального
плана развития Москвы;
- Совершенствование городской системы отраслевого
управления процессами капитального ремонта,
модернизации, реконструкции и реновации зданий,
сооружений, а также реорганизации территорий
сложившейся застройки с обеспечением постоянного
снижения себестоимости (издержек) как при
реализации строительных программ, так и при
дальнейшей эксплуатации жилищного фонда;
- Создание эффективной системы управления
территорией, процессами развития и эксплуатации
жилищного фонда на основе совершенствования
института самоуправлении при активном участии
населения.
Основные задачи - Обеспечение комплексности реконструкции
программы (преобразования) территории сложившейся застройки
с определением квартала или иного однородного
территориально обособленного формирования или его
планировочно обособленной части в качестве
минимального элемента инвестиционного контракта;
- Повышение социальной эффективности комплексной
реконструкции сложившейся застройки на основе
осуществления постоянного мониторинга и плановых
исследований потребностей и возможностей
населения к улучшению жилищных условий;
- Создание различных механизмов согласования с
москвичами вопросов переселения и формирования
благоприятной социальной среды реализации
программы;
- Обеспечение достаточного для реализации программы
объема инвестиций на основе повышения открытости
участия инвесторов в конкурсах, упрощения
процедуры согласования проектов, повышения
заинтересованности инвесторов в эксплуатации
жилищного фонда и в планировании преобразований;
- Развитие инфраструктуры системы отраслевого
управления процессами комплексной реконструкции
сложившейся застройки;
- Обеспечение эффективного перераспределения
доходов, формирующихся у города в результате
проведения торгов на право заключения
инвестиционных контрактов, на финансирование
социально значимых и коммерчески
непривлекательных проектов реновации и
реконструкции, а также на капитальный ремонт;
- Создание условий постоянного повышения
эффективности деятельности собственников и
управляющих недвижимостью в жилищной сфере, в том
числе за счет совершенствования института
самоорганизации населения и развития рынка услуг
организаций, управляющих процессами эксплуатации;
- Повышение качества строящегося жилья на основе
внедрения методов менеджмента качества, в том
числе за счет формирования сертификационных
центров, а также повышения инвестиционной
привлекательности процессов эксплуатации;
- Совершенствование нормативно-правовой базы работ
по комплексной реконструкции сложившейся
застройки.
Основные направления - Постоянное повышение уровня и качества жизни
реализации программы населения Москвы на основе комплексной
(подпрограммы) реконструкции сложившейся застройки (блок
мероприятий по градорегулированию);
- Совершенствование городской системы отраслевого
управления процессами комплексной реконструкции
сложившейся застройки (инвестиционно-строительный
блок мероприятий);
- Совершенствование управления территорией,
процессами развития и эксплуатации жилищного
фонда (блок мероприятий по управлению
территорией).
Ожидаемые результаты - Рост удовлетворенности населения условиями
реализации программы проживания по результатам комплексной
реконструкции сложившейся застройки (по итогам
социологических исследований);
- Устойчивое обеспечение объемов инвестиций,
поступающих в результате заключения
инвестиционных контрактов, для проведения
запланированных работ по реконструкции и
реновации;
- Обеспечение работ по реконструкции и реновации
зданий, сооружений и территорий - до 1,5 млн.кв.м
в год;
- Формирование нормативно-правовой основы
обеспечения роста инвестиционной
привлекательности процессов эксплуатации
жилищного фонда на основе повышения эффективности
управления территорией, в том числе, за счет
совершенствования механизма самоуправления
населения.
Финансовое обеспечение программы
Общий объем финансирования (из бюджетных источников) 684,07 млн. руб., в том числе по годам реализации (млн. руб.):
Структура финансирования |
2004 |
2005 |
2006 |
По направлениям расходов: |
|
|
|
Финансирование по перечню программных мероприятий, в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 5 декабря 2002 года N 1895-РП |
10 |
15 |
16 |
Проектно-изыскательные работы (оборот в течении года) |
153,69* |
173,3* |
199,40* |
Подготовка предпроектной документации организация и проведение конкурсов |
33,60 |
38,64 |
44,44 |
Комплексная реконструкция сложившейся застройки, включая: |
|
||
- капитальный ремонт, модернизация |
Определяются на основании экономических расчетов |
||
- реконструкция, реновация |
Определяются условиями инвестиционных контрактов |
||
Итого (бюджетные источники): |
197,29 |
226,94 |
259,84 |
По источникам финансирования: |
|
||
городской бюджет |
197,29 |
226,94 |
259,84 |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
внебюджетные источники |
Определяются условиями инвестиционных контрактов |
*) - средства подлежат компенсации по итогам конкурсов.
Схема
организации управления и контроля за исполнением программы
Управление - Департамент градостроительной политики, развития
программой и реконструкции города Москвы.
Порядок комплексной - В соответствии с Порядком планирования и
реконструкции реализации ежегодных городских программ
реконструкции сложившейся застройки (приложение 2
к настоящему проекту постановления)
Финансирование - Департамент градостроительной политики, развития
программы и реконструкции города Москвы;
- Департамент экономической политики и развития
города Москвы;
- префектуры административных округов города
Москвы;
- Управление информатизации города Москвы
(финансирование осуществляется в соответствии с
п. 2.1.7. Перечня мероприятий Городской целевой
программы "Электронная Москва" (ГЦП),
утвержденной Законом города Москвы от 09.07.2003
N 47 "О Городской целевой программе "Электронная
Москва");
- Иные источники (внебюджетные, инвестиционные).
Система контроля - Департамент градостроительной политики, развития
и реконструкции города Москвы;
- Координационный совет при Правительстве Москвы по
комплексному капитальному ремонту и реконструкции
зданий и сооружений;
- Контрольно-счетная палата Москвы;
- Главное контрольно-ревизионное управление Москвы.
I. Анализ существующего состояния проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1.1. Проблемный анализ и обоснование
В Москве объемы капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зданий и сооружений сложившейся застройки явно не соответствуют потребностям города, темпам физического и морального старения жилищного фонда, постоянно растущим запросам населения к качеству жилья и благоустройства территории.
В течение длительного времени капитальный ремонт жилых помещений проводился в недостаточных объемах. При общих объемах жилья, находящегося в неудовлетворительном состоянии - 28 млн.кв.м, в этом году запланировано осуществить комплексный капитальный ремонт жилых домов с отселением граждан на площади 36,8 тыс.кв.м, а капитальный ремонт и модернизацию жилищного фонда без отселения жителей - на площади 281,4 тыс.кв.м. Необходим переход к масштабному осуществлению капитального ремонта и модернизации жилищного фонда, ведению комплексной реконструкции градостроительных образований.
В капитальном ремонте, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений, а также реорганизации территорий сложившейся застройки нуждается порядка 500 городских кварталов, что составляет около 30% общего числа кварталов жилой застройки города. Ежегодная потребность в проведении этих работ составляет порядка 50 кварталов.
Работы по реконструкции и реновации зданий, сооружений и территорий сложившейся застройки могут быть проведены только с привлечением внебюджетных инвестиционных источников. К этому сектору рынка имеется большой интерес инвесторов, однако объем инвестиций в работу по реконструкции и реновации сложившейся застройки остается недостаточным.
В столице резко обостряется дефицит свободных от застроек земельных участков, на которых можно вести новое строительство. Теперь строительство жилых домов преимущественно связано со сносом старых домов и с необходимостью решения проблемы переселения жителей, систематического исследования их потребностей.
Сложившаяся ранее практика точечного ведения работ по капитальному ремонту, модернизации, реконструкции и реновации зданий и сооружений приводит к ухудшению архитектурно-пространственной выразительности сложившейся застройки, уменьшению социально-психологического и экологического комфорта, снижению инвестиционной привлекательности проектов.
Реконструкция и реновация, капитальный ремонт и модернизация сложившейся застройки проводится в кварталах, которые, как правило, имеют сильно изношенное инженерное обеспечение (водопровод, газ, канализация, электричество, тепло). Решение вопросов инженерного обеспечения существенно влияет на затраты и порядок проведения реконструкционных работ. Введение новых норм на электроснабжение жилых помещений пока оставляют открытыми вопросы по дополнительной передаче электрической мощности, и, как следствие, приводит к необходимости усиления распределительных магистральных электрических сетей.
Реконструкция и реновация, капитальный ремонт и модернизация зданий, сооружений, а также реорганизация территорий сложившейся застройки проводится одновременно по нескольким программам, финансируемым из различных источников (федеральный бюджет, московский бюджет, иные источники).
Указанные работы контролируются различными ведомствами и их общая координация в рамках отдельных территориальных единиц (например, кварталов) практически отсутствует. Ведомственная разобщенность ведения работ исключает возможность вариационного выбора варианта реконструкции с учетом множества заинтересованных сторон, включая органы власти, инвесторов и жителей. В условиях межведомственной разобщенности затруднено решение вопросов определения освобождающихся от застроек территорий, в частности, при реорганизации производственных территорий, общий высвобождаемый ресурс которых только на 2004-2006 годы составляет порядка 370 га.
Таким образом, в области организации работ по капитальному ремонту, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений, а также реорганизации территорий сложившейся застройки города Москвы обострены следующие проблемы:
- работы проводятся в крайне недостаточных объемах;
- не проводится комплексный анализ требований жителей, предприятий и организаций, органов государственной власти, префектур к проведению комплексной реконструкции сложившейся застройки;
- отсутствует плановое начало, обеспечивающее эффективное межведомственное взаимодействие при осуществлении комплексной реконструкции сложившейся застройки города;
- остается высоким риск вложения инвестиций, ограничены возможности инвестора в реализации проектов комплексной реконструкции градостроительных образований;
- чрезвычайно медленно идет процесс согласования исходно-разрешительной и проектной документации;
- отсутствуют управленческие механизмы, обеспечивающие постоянное снижение издержек (себестоимости) работ, как при реализации строительных программ, так и при эксплуатации жилищного фонда;
- устарели нормативы, определяющие требования к работам по капитальному ремонту, модернизации, реконструкции и реновации зданий и сооружений.
Актуальность и важность перечисленных проблем потребовали от Правительства Москвы принятия мер по стимулированию их решения.
Так, разработана концепция программы капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений и территорий сложившейся застройки, начиная с 2003 года, и основных объемных показателях на 2003-2004 годы (Постановление Правительства Москвы от 21 января 2003 года N 28-ПП, Постановление Правительства Москвы от 5 августа 2003 года N 658-ПП "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Москвы от 21 января 2003 года N 28-ПП"). Концепция направляет работы по комплексной реконструкции (реновации), модернизации и благоустройства жилых районов на переход от территориального роста города к качественному преобразованию сложившейся застройки.
Приняты законы города Москвы от 2 апреля 2003 года N 20 "О порядке градостроительного планирования развития территорий административных округов, районов города Москвы" и от 11 июня 2003 года N 41 "Об обеспечении благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта градостроительных объектов в городе Москве".
Постановлением Правительства города Москвы от 29 июля 2003 года N 597-ПП "О порядке формирования адресных перечней строек и городских программ жилищного строительства" определен состав работ и исполнителей по этапам формирования адресных перечней строек на 4-летний период и городских программ на 3-летний период.
Постановлением Правительства города Москвы от 13 мая 2003 года N 365-ПП определен порядок организации и проведения конкурсов комплексной реконструкции и реновации зданий, сооружений и территорий сложившейся застройки в городе Москве.
Постановлением Правительства Москвы от 19 августа 2003 года N 698-ПП утверждена Методика определения размера компенсации инвесторами городу за социальную и инженерную инфраструктуру при строительстве и реконструкции жилых объектов.
Постановлением Правительства Москвы от 08 июля 2003 года N 230-ПП утверждена структура городской программы ежегодного строительства жилья в г. Москве.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Правительства Москвы от N 230-ПП следует читать как "8 апреля 2003 г."
Однако принимаемых Правительством Москвы мер в сфере ведения работ по капитальному ремонту, модернизации, реконструкции и реновации зданий и сооружений сложившейся застройки недостаточно для решения вышеперечисленных обострившихся проблем. Улучшению ситуации мешают, прежде всего, следующие причины:
- обострение дефицита свободных от застроек земельных участков и недостаток бюджетного финансирования;
- отсутствие ясных и открытых правил организации переселения, участия населения в творческом процессе капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зданий и сооружений сложившейся застройки;
- отсутствие эффективной городской системы отраслевого управления процессами, большая трудоемкость согласования документации;
- отсутствие эффективных систем информирования инвесторов об инвестиционных конкурсах;
- неэффективная система управления территорией, развитием и эксплуатацией жилищного фонда.
Вместе с тем в Москве есть необходимый потенциал (возможности) для развития работ по капитальному ремонту, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений и территорий на основе комплексного подхода. Эти возможности характеризуется# следующими факторами:
- большинство проектов по реконструкции и реновации зданий, сооружений и территорий являются высокорентабельными и привлекательными для инвесторов;
- сложилась устойчивая тенденция снижения рисков инвестирования за счет совершенствования организации работ, улучшения нормативно-правовой базы, внедрения в работу строительного комплекса информационных технологий управления ресурсами;
- накоплен большой опыт планирования и организации строительных работ, разработки исходно-разрешительной и проектной документации, проведения экспертизы, формирования стоимости и проведения тендеров по новому строительству;
- имеется исходная информационная база по составу первоочередных объектов и номенклатуре задач для комплексной реконструкции сложившейся застройки;
- имеются стартовые материально-технические, финансовые и трудовые ресурсы, а также ресурсы ведомств федерального подчинения, других территорий;
- имеются новые возможности использования продуктов стройиндустрии и промышленности строительных материалов, позволяющие существенно повышать качество капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зданий и сооружений;
- имеются технологии, позволяющие за счет реконструкции зданий и сооружений достигать существенно более низкой себестоимости по сравнению с реновацией, включающей снос зданий и новое капитальное строительство и др.
Однако существующий организационно-управленческий механизм обеспечения комплексности работ по капитальному ремонту, модернизации, реконструкции и реновации зданий и сооружений сложившейся застройки города Москвы (далее по тексту - комплексной реконструкции сложившейся застройки) эти возможности использует недостаточно.
1.2. Градостроительный анализ и обоснование
Планирование объемов, темпов и очередности проведения мероприятий по капитальному ремонту, модернизации, реконструкции и реновации зданий и сооружений сложившейся застройки города Москвы ведется в соответствии с Генеральным планом развития Москвы до 2020 года, а также формируемой на его основе Территориальной схемы очередности разработки и реализации городских программ по капитальному ремонту, модернизации, реконструкции и реновации зданий и сооружений сложившейся застройки (далее по тексту - Территориальная схема).
Территориальная схема регулярно уточняется на основании более детального учета изменений организационно-технических, инвестиционно-финансовых, строительно-технологических и нормативно-правовых возможностей реализации планируемых мероприятий.
В соответствии с результатами разработки Территориальной схемы и рекомендациями Координационного совета по комплексному капитальному ремонту и реконструкции зданий и сооружений города Москвы от 11 июня 2003 года основным первичным объектом комплексной реорганизации принят квартал сложившейся застройки, в т.ч. расположенные на его территории здания, сооружения, объекты комплексного благоустройства и инженерной инфраструктуры.
В настоящее время результаты разработки Территориальной схемы рассматриваются как одно из оснований формирования долгосрочной городской программы комплексной реконструкции сложившейся застройки, приоритетное в части территориального распределения планируемых мероприятий (территориальных подпрограмм) и паритетное в части объемов, темпов и сроков их реализации. Основными результатами разработки Территориальной схемы являются:
- типы сохранения и реорганизации сложившейся застройки;
- распределение подпрограмм по территории города;
- распределение объемов мероприятий по видам территориальных и отраслевых подпрограмм;
- распределение видов мероприятий по очередности их реализации.
При этом основными типами реорганизации сложившейся застройки считаются:
- капитальный ремонт и модернизация;
- реконструкция и реновация (замена);
- научная реставрация и реконструкция исторического фонда;
- комплексное благоустройство территории.
Режим капитального ремонта и модернизации, включая планово-предупредительный и комплексный ремонт, предусмотрен для жилых строений, не нуждающихся в улучшении планировки квартир и с износом основных элементов, не превышающем 60%.
Режим реконструкции предусмотрен для части жилищного фонда города, требующей замены перекрытий и (или) перепланировки квартирной части при условии, что износ основных элементов таких зданий не превышает 40%. Для оставшейся части жилищного фонда города, износ основных элементов которой превышает 40%, предлагается режим реновации.
Учитывая приоритет сохранения историко-культурного наследия и средового своеобразия застройки, изначально из всего жилищного фонда города выделяется фонд, обладающий вышеназванной ценностью и сконцентрированный, преимущественно, в центральной части города.
Основные объемные показатели комплексной реконструкции сложившейся жилой застройки до 2007 года в программе определены с учетом оценок объемов жилищного фонда, требующего проведения мероприятий по сохранению (капитальному ремонту и модернизации) и реорганизации (реконструкции и реновации) в долгосрочной перспективе, определяемой Генеральным планом развития города до 2020 года. Так, прогнозируемые объемные показатели комплексной реконструкции сложившейся жилой застройки на этот долгосрочный период составляют 72 млн.кв.м общей площади, в т.ч. мероприятия по сохранению (капитальный ремонт и модернизация) жилищного фонда - 43 млн.кв.м общей площади, мероприятия по реорганизации (реконструкция и реновация) - 29 млн.кв.м.
Мероприятия по сохранению жилищного фонда включают научную реставрацию и реконструкцию застройки, обладающей историко-культурной и средовой ценностью.
Предусмотренные настоящей программой объемы и среднегодовые темпы проведения работ по реконструкции и реновации территорий сложившейся застройки на 2004-2006 гг. составляют, соответственно: 4,5 млн.кв.м при средних темпах проведения работ - до 1,5 млн.кв.м в год.
Территориальное распределение приведенных показателей характеризует территориальные подпрограммы сохранения и реорганизации жилищного фонда города. Проектные предложения Территориальной схемы исходят из условия полного использования расчетного нормативного резерва территории, при этом использование нормативного резерва на территориях кварталов с режимом преимущественного капитального ремонта предполагает дополнительный режим вмешательства, не направленный непосредственно на компенсацию физического и морального старения существующего жилищного фонда, а именно - режим жилищного строительства (доуплотнения).
Общая площадь кварталов, на территории которых сконцентрирована основная масса (90%) жилой застройки, нуждающейся в реставрации, капитальном ремонте, реконструкции и реновации (замене) до 2007 года, составляет 4,2 тыс.га. Из них 3,0 тыс.га составляют кварталы, на территории которых превалирует один из вышеназванных типов реорганизации, и 1,2 тыс.га - кварталы смешанных типов.
В кварталах с преимущественным капитальным ремонтом, занимающих 1,1 тыс.га, 0,8 тыс.га составляют кварталы, на которых нормативно допустимо доуплотнение сложившейся застройки в объеме 3,8 млн.кв.м при необходимости преобразования 5,3 млн.кв.м существующего фонда. На территории остальных кварталов с преимущественным капитальным ремонтом при объеме работ в 2 млн.кв.м возможный объем строительства не превысит 0,66 млн.кв.м.
Кварталы преимущественной реорганизации занимают: 0,33 тыс.га - кварталы преимущественной реконструкции и 0,6 тыс.га - кварталы преимущественной реновации существующего жилищного фонда.
В целом по городу объемы фонда нуждающегося в преобразовании, и объемы возможного при этом строительства практически равны. Для того, чтобы построить 1 кв.м на территории кварталов сложившейся застройки, необходимо привести в порядок 1 кв.м существующего жилищного фонда.
Так, для кварталов преимущественного капитального ремонта без возможности доуплотнения среднее значение коэффициента реорганизации составляет 0,3; для кварталов преимущественной научной реставрации - 0,6; для кварталов капитального ремонта с доуплотнением - 0,8; для кварталов со смешанным режимом реорганизации - 1,1; для кварталов преимущественной реконструкции (реновации (замены) жилищного фонда - 1,6-1,7.
Среди административных округов наиболее значительные объемы капитального ремонта сконцентрированы в Восточном и Юго-Западном административных округах.
Наиболее значительные объемы реконструкции сконцентрированы на территории Центрального, Юго-Западного, Западного и Восточного административных округов.
Наибольшие объемы реновации отмечаются на территории Юго-Западного и Западного административных округов.
В целом, наиболее значительные масштабы вмешательства ожидаются на территории Центрального, Юго-Западного, Западного и Восточного административных округов.
В сроки реализации настоящей программы капитальный ремонт в значительной мере будет сконцентрирован на территории Центрального и Западного административных округов. Наибольшая потребность в реконструкции состоит в Центральном и Западном административных округах, в реновации - в Северном, Юго-Западном и Западном административных округах.
В целом проектные предложения Территориальной схемы затрагивают 24 млн.кв.м жилищного фонда дореволюционного и доиндустриального периода постройки, 22 млн.кв.м пятиэтажного жилищного фонда 1-го периода индустриального домостроения, 18 млн.кв.м 8-12-этажного жилищного фонда II-го периода индустриального домостроения и, в целях обеспечения комплексной реорганизации территории кварталов, 8 млн.кв.м жилищного фонда III-го периода индустриального домостроения. Основной объем работ по отношению к дореволюционному и доиндустриальному фонду составляют мероприятия по его капитальному ремонту и реставрации - 16 млн.кв.м.
В пятиэтажном жилищном фонде объемы работ по капитальному ремонту и реорганизации застройки равны и составляют 11 млн.кв.м. В дополнение к принятым городским программам Территориальная схема предусматривает реновацию 2.5 млн.кв.м и реконструкцию 4.0 млн.кв.м пятиэтажной застройки, т.н. "несносимых" серий.
Поровну распределяются объемы мероприятий по капитальному ремонту и реорганизации в 8-12-этажной жилой застройке II-го периода индустриального домостроения.
В составе требующего вмешательства до 2020 года жилищного фонда III-го периода индустриального домостроения основную долю работ - 7.0 млн.кв.м составляет капитальный ремонт.
Проектные предложения Территориальной схемы частично корректируют показатели основных направлений развития жилой застройки, предусмотренные Генеральным планом города. В связи с активным моральным старением жилищного фонда объем застройки, предлагаемой к реновации, увеличивается на 54%, а объем фонда, предлагаемого к реконструкции и реставрации уменьшается на 11%.
Территориальной схемы учтены три основные группы факторов:
- факторы технического состояния жилищного фонда города, в т.ч. состояние инженерных коммуникаций;
- факторы социальных условий фактического использования жилищного фонда;
- факторы градостроительной, в том числе пространственной, организации застройки и функционально-планировочной организации территории жилых образований.
Вместе с тем, наряду с перечисленными, в работах по комплексной реконструкции конкретных кварталов приходится учитывать и другие важные факторы, такие как: согласие москвичей на переселение и преобразование, учет мнения префектур административных округов, состояние инженерной инфраструктуры, инвестиционная обеспеченность проекта, прогнозируемая эффективность управления жильем (процессами эксплуатации), экологический фактор.
Проектное решение по установлению для кварталов размещения существующей жилой застройки (не обладающей историко-культурной и средовой ценностью) одного преобладающего или нескольких режимов поддержания или реорганизации жилищного фонда, а именно: проведения планово-предупредительного или комплексного капитального ремонта и модернизации, проведения реконструкции, замены фонда, основывается на сопоставлении градостроительных и технических критериев целесообразности вышеназванных видов мероприятий.
Предложения по градостроительно целесообразным режимам реорганизации жилой застройки формируются, исходя из учета перспективного качества градостроительной организаций жилых территорий и перспективного качества размещенного на них жилищного фонда.
При оценке перспективного качества жилых территорий учитываются как их природно-экологические, так и урбанистические характеристики. В качестве критериев природно-экологических характеристик в работе используются показатели оценки близости размещения жилых территорий по отношению к сохраняемым и проектируемым участкам озелененных природных территорий, а также показатели оценки прогнозируемого на перспективу экологического состояния жилых территорий.
Основными критериями оценки урбанистических характеристик жилых территорий являются их транспортное сообщение с другими жилыми районами города и местами приложения труда и рекреации, насыщенность объектами торговли, обслуживания и социальной инфраструктуры, развитость системы внутренних пешеходных связей и территорий общего пользования.
Критериями оценки перспективного качества жилищного фонда города в работе являются, с одной стороны, показатели существующего качества планировки квартир основных типов жилых зданий, с другой - характеристика конструктивной схемы жилых зданий, определяющая потенциальные возможности улучшения планировки квартир в ходе реконструкции застройки. В настоящее время к перечисленным критериям качества дополняются критерии, полученные по результатам проведения социологических исследований уровня удовлетворенности жилищными условиями среди жителей реорганизуемых территорий.
Предложения по установлению технически целесообразных режимов реорганизации жилищного фонда города базируются на фактических данных о степени физической амортизации основных и сменяемых элементов жилых зданий, данных о категории капитальности жилых зданий и анализа динамики амортизации жилищного фонда различной категории капитальности.
В составе определенной части жилищного фонда города выделяется фонд с деревянными перекрытиями, замена которых на железобетонные, а, следовательно, и реконструкция зданий необходима по соображениям обеспечения пожарной безопасности.
1.3. Основные направления реализации программы
Комплексный анализ существующих проблем, причин, препятствующих их разрешению, имеющихся потенциальных возможностей преобразования территорий позволил определить следующие основные направления реализации программы, соответствующие ее основным целям (подпрограммы):
- постоянное повышение уровня и качества жизни населения Москвы на основе комплексной реконструкции сложившейся застройки (градорегулирование);
- совершенствование городской системы отраслевого управления процессами комплексной реконструкции сложившейся застройки (инвестиционно-строительная деятельность);
- совершенствование управления территорией, процессами развития и эксплуатации жилищного фонда (управление территорией).
Реализацию указанных направлений для решения вышеперечисленных проблем невозможно осуществить в пределах одного - двух лет, поскольку предусматривается проведение большого количества среднесрочных взаимосвязанных мероприятий социального характера, разработка новых нормативных механизмов управления и принятия решений, дальнейшее развитие творческой инициативы населения, префектур, инвесторов и застройщиков, подготовка специалистов, совершенствование процессов переселения, улучшение взаимодействия общегородских и территориальных уровней управления, повышение эффективности финансовых механизмов и инженерной инфраструктуры. В настоящей программе заложены мероприятия для отработки эффективных механизмов управления процессами комплексной реконструкции сложившейся застройки города, его организационного, информационного, нормативно-правового обеспечения.
Формирование объемных и временных показателей настоящей программы проведено с учетом необходимости последующей разработки программ комплексной реконструкции сложившейся застройки города, временной диапазон которых диктуется Генеральным планом развития Москвы - до 2010 и 2020 годов.
Вместе с тем растягивать реализацию программы на существенно более длительный срок также нецелесообразно, поскольку постоянно изменяется экономическая ситуация, растет инвестиционный рейтинг России, увеличиваются качественные потребности жителей к различным аспектам жилищных условий, появляются новые технологические возможности совершенствования управления и ведения реконструкционных работ. В связи с этим программа рассчитана на 3-годичный период с возможной пролонгацией или подготовкой новой - долгосрочной - программы.
Настоящая программа разработана на основе Закона города Москвы от 11 июля 2001 года N 34 "О государственных целевых программах в городе Москве" и Генерального плана развития Москвы до 2020 года. Проблемное обоснование программных мероприятий проведено на основе комплексного стратегического анализа факторов, способствующих достижению целей и решению задач программы.
Программа базируется на удовлетворении реальных потребностей всех участников ее реализации, включая, в первую очередь, население города Москвы, органы государственной власти и местного самоуправления, инвесторов и застройщиков.
II. Основные цели и задачи, ожидаемые результаты, этапы и сроки реализации программы
2.1. Основные цели программы
2.1.1. Постоянное повышение уровня и качества жизни населения Москвы на основе формирования комплексной жилой среды, отвечающей требованиям архитектурно-пространственной выразительности, социально-психологического и экологического комфорта, безопасности и функциональной достаточности городских жилых территорий в соответствии с основными задачами Генерального плана развития Москвы.
2.1.2. Совершенствование городской системы отраслевого управления процессами капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений, а также реорганизации территорий сложившейся застройки с обеспечением постоянного снижения себестоимости (издержек) как при реализации строительных программ, так и при дальнейшей эксплуатации жилищного фонда.
2.1.3. Создание эффективной системы управления территорией, процессами развития и эксплуатации жилищного фонда на основе совершенствования института самоуправлении при активном участии населения.
2.2. Основные задачи программы
2.2.1. Обеспечение комплексности решения вопросов реорганизации (преобразования, реконструкции) территории сложившейся застройки с определением квартала или его планировочно-обособленной части в качестве минимального элемента инвестиционного контракта.
2.2.2. Повышение социальной эффективности комплексной реконструкции сложившейся застройки на основе осуществления постоянного мониторинга и плановых исследований потребностей населения к улучшению жилищных условий.
2.2.3. Создание различных механизмов согласования с москвичами вопросов переселения и формирования благоприятной социальной среды реализации программы.
2.2.4. Обеспечение достаточного для реализации программы объема инвестиций на основе повышения открытости участия инвесторов в конкурсах, упрощения процедуры согласования проектов, повышения заинтересованности инвесторов в эксплуатации жилищного фонда и в планировании преобразований.
2.2.5. Развитие инфраструктуры системы отраслевого управления процессами комплексной реконструкции сложившейся застройки.
2.2.6. Обеспечение эффективного перераспределения доходов, формирующихся у города в результате проведения торгов на право заключения инвестиционных контрактов, на финансирование социально значимых и коммерчески непривлекательных проектов реновации и реконструкции, а также капитальный ремонт.
2.2.7. Создание условий постоянного повышения эффективности деятельности собственников и управляющих недвижимостью в жилищной сфере, в том числе за счет совершенствования института самоорганизации населения и развития рынка услуг организаций, управляющих процессами эксплуатации.
2.2.8. Повышение качества строящегося жилья на основе внедрения методов менеджмента качества, в том числе за счет формирования сертификационных центров, а также повышения инвестиционной привлекательности процессов эксплуатации.
2.2.9. Совершенствование нормативно-правовой базы работ по комплексной реконструкции сложившейся застройки.
2.3. Основные понятия, термины и определения
Основные направления развития жилой застройки города - комплекс установленных Генеральным планом развития города Москвы мер по совершенствованию и развитию сложившейся жилой застройки города и формированию жилой застройки на высвобождаемых городских территориях изменяемого функционального использования.
Совершенствование и развитие сложившейся жилой застройки города - комплекс мер по сохранению и реорганизации сложившейся застройки.
Сохранение сложившейся жилой застройки города - комплекс мер по научной реставрации и реконструкции сложившейся жилой застройки, обладающей историко-культурной или средовой ценностью, поддержанию застройки, находящейся в хорошем физическом состоянии, капитальному ремонту и модернизации сохраняемого жилого и нежилого фонда и внедомовых инженерных коммуникаций и устройств, а так же обеспечению комплексного благоустройства территорий градостроительных образований.
Реорганизация сложившейся жилой застройки города - комплекс мер по реконструкции и реновации (замене) жилищного фонда, капитальному ремонту и технической модернизации внедомовых инженерных коммуникаций и устройств, обеспечению нормативных требований в части санитарно-гигиенической обстановки, комплексного благоустройства и функционально-планировочной организации территории жилых образований, размещения объектов социальной инфраструктуры.
Территория комплексной реконструкции сложившейся застройки - квартал или его планировочно обособленная часть, в пределах которых все существующие жилые и нежилые здания, в том числе объекты социальной инфраструктуры, сооружения, в том числе плоскостные, элементы благоустройства, в том числе озеленения, инженерные коммуникации и устройства, являются объектами проведения взаимосвязанного комплекса мер по сохранению и реорганизации сложившейся застройки города.
Управление территорией сложившейся жилой застройки - управление территорией сложившейся жилой застройки, процессами развития и эксплуатации жилищного фонда на основе института кондоминиума и товариществ собственников жилья.
2.4. Ожидаемые основные результаты
2.4.1. Рост удовлетворенности населения условиями проживания по результатам комплексной реконструкции сложившейся застройки (по итогам социологических исследований).
2.4.2. Устойчивое обеспечение объемов инвестиций, поступающих в результате заключения инвестиционных контрактов, для проведения запланированных работ по реконструкции и реновации.
2.4.3. Обеспечение работ по комплексной реконструкции сложившейся жилой застройки в объеме до 2,3 млн.кв.м в год, в том числе:
- реконструкцию и реновацию зданий, сооружений и территорий - до 1,5 млн. кв.м в год;
- капитальный ремонт и модернизацию зданий, сооружений и территорий - до 0,7 млн.кв.м в год.
2.4.4. Обеспечение экономии расходов средств из городского бюджета, предусматриваемых на предоставление жилья очередникам на социальное жилье, переселяемых из сносимого жилого фонда.
2.4.5. Формирование нормативно-правовой основы обеспечения роста инвестиционной привлекательности процессов эксплуатации жилищного фонда на основе повышения эффективности управления территорией, в том числе, за счет совершенствования механизма самоуправления населения.
2.5. Этапы и сроки реализации программы
Программа реализуется в три этапа, каждый из которых соответствует ежегодному составлению адресного перечня комплексной реконструкции сложившейся застройки.
Программа носит среднесрочный характер, рассчитана на 2004-2006 годы и предусматривает разработку проекта долгосрочной программы до 2012 и последующие годы.
Постановлением Правительства Москвы от 23 мая 2006 г. N 336-ПП в раздел III настоящего приложения внесены изменения
III. Перечень программных мероприятий
Подпрограмма 1. Постоянное повышение уровня и качества жизни населения Москвы на основе комплексной реконструкции сложившейся застройки
1.1. Основные цели подпрограммы |
1.1.1. Повышение архитектурно-пространственной выразительности и экологического комфорта, безопасности и функциональной достаточности городских селитебных территорий. 1.1.2. Постоянный рост удовлетворенности населения Москвы жилищными условиями. 1.1.3. Обеспечение доступности приобретения жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также поддержка малоимущих граждан в улучшении их жилищных условий. 1.1.4. Повышение уровня информированности Правительства Москвы о потребностях жителей. |
1.2. Разделы подпрограммы |
1.2.1. Организация и проведение социологического мониторинга потребностей населения в комплексной реконструкции сложившейся застройки. 1.2.2. Градостроительное планирование и его организационное и методическое обеспечение. 1.2.3. Нормативно-правовое и методическое обеспечение подпрограммы. |
1.3. Ожидаемые результаты |
1.3.1. Обеспечение ежегодного объема работ по реконструкции и реновации - до 1,5 млн. кв.м. 1.3.2. Оптимизация соотношений капитального ремонта и реновации на территориях сложившейся застройки для экономии бюджетных и прочих ресурсов. 1.3.3. Ежегодное повышение удовлетворенности населения процессами комплексной реконструкции территорий сложившейся застройки (оценивается на основе социологических исследований). |
Наименование мероприятий |
Срок |
Исполнитель |
1 |
2 |
3 |
1.2.1. Организация и проведение социологического мониторинга потребностей населения в комплексной реконструкции сложившейся застройки: |
|
|
1.2.1.1. Разработка сетевой схемы организации и проведения социологических исследований при подготовке проектов планировки, проведения градостроительной оценки и экспертизы недвижимости. |
30.05.2004 |
Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы |
1.2.1.2. Составление прогноза поведения населения относительно комплексной реконструкции и переселения. |
Ежегодно - за 18 месяцев до планируемого срока проведения конкурса |
Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы |
1.2.2. Градостроительное планирование, его организационное и методическое обеспечение: |
|
|
1.2.2.1. Подготовка проектов адресных перечней комплексной реконструкции сложившейся застройки (кварталов) и их утверждение. |
Ежегодно - за 18 месяцев до планируемого срока проведения конкурса |
Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы при участии Комплекса городского хозяйства Москвы, Комплекса социальной сферы города Москвы, Департамента экономической политики и развития города Москвы, префектур административных округов города Москвы |
1.2.2.2. Проведение градостроительной оценки, экспертизы недвижимости территорий для определения объектов комплексной градостроительной реорганизации. |
Ежегодно - за 18 месяцев до планируемого срока проведения конкурса |
Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы при участии Комплекса городского хозяйства Москвы, Комплекса социальной сферы города Москвы, Департамента экономической политики и развития города Москвы, префектур административных округов города Москвы |
1.2.2.3. Разработка и утверждение в установленном порядке предпроектной документации на объекты комплексной реконструкции сложившейся застройки (кварталы). |
-"- |
Москомархитектура при участии Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы |
1.2.2.4. Экспресс-оценка коммерческого потенциала территорий для определения стартовых условий проведения конкурсов на право инвестирования проектов. |
-"- |
Департамент экономической политики и развития города Москвы |
1.2.3. Нормативно-правовое и методическое обеспечение подпрограммы: |
|
|
1.2.3.1. Разработка детальной сетевой модели процесса комплексной реконструкции сложившейся застройки. |
30.06.2004 |
Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы |
1.2.3.2. Разработка и утверждение технологии вариационного выбора проекта комплексной реконструкции сложившейся застройки (квартала) на совещании группы заинтересованных участников. |
30.09.2005 |
Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы при участии Москомархитектуры |
1.2.3.3. Исключен ГАРАНТ:См. текст пункта 1.2.3.3 |
|
|
1.2.3.4. Разработка предложений по корректировке существующих норм и правил застройки в части уточнения установленных морфотипов для рассмотрения их Правительством Москвы. |
01.09.2004 |
Москомархитектура по заказу Департамента градостроительной политики развития и реконструкции города Москвы |
Подпрограмма 2. Совершенствование городской системы отраслевого управления процессами комплексной реконструкции сложившейся застройки
2.1. Основные цели подпрограммы |
2.1.1. Сокращение времени капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации сложившейся застройки. 2.1.2. Снижение бюджетных издержек в процессах реализации строительных программ и эксплуатации жилищного фонда. 2.1.3. Создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций в реконструкцию территорий сложившейся застройки. 2.1.4. Сокращение времени согласования предпроектной и проектной документации. |
2.2. Разделы подпрограммы |
2.2.1. Совершенствование планово-организационного и нормативно-правового обеспечения процессов комплексной реконструкции сложившейся застройки. 2.2.2. Обеспечение эффективного финансирования социально значимых проектов за счет консолидации источников финансирования. 2.2.3. Организация системы обучения участников процесса комплексной реконструкции сложившейся застройки. 2.2.4. Разработка информационной системы управления программой и проектами комплексной реконструкции сложившейся застройки, включающей подсисте |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.