г. Тюмень |
|
19 марта 2012 г. |
Дело N А03-9879/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего В.И. Новоселова
судей В.И. Ильина
Т.Я. Шабалковой
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края на решение от 10.10.2011 (судья Музюкин Д.В.) Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 28.12.2011 (судьи Журавлева В.А., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-9879/2011 по заявлению строительно-проектно-промышленного открытого акционерного общества "СтройГАЗ" (656038, г. Барнаул, пр-т Комсомольский, 118, ИНН 2222008413, ОГРН 1022201131116) к Инспекции государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края (656015, г. Барнаул, ул. Деповская, 7, ИНН 2221123406, ОГРН 1072221001280) о признании незаконным предписания.
Другие лица, участвующие в деле: Данькова Н.М.
В заседании приняли участие представители: от строительно-проектно-промышленного открытого акционерного общества "СтройГАЗ" - Данькова Н.М. по доверенности от 29.12.201; Ткачук Н.Л. по доверенности от 15.01.2010 N 3.
Суд установил:
строительно-проектно-промышленное открытое акционерное общество "СтройГАЗ" (далее - СП ОАО "СтройГАЗ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Инспекции государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства в Алтайском крае (далее - Инспекция) о признании незаконным предписания от 06.04.2011 N 22-ДС.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена главный бухгалтер Общества - Данькова Нина Максимовна.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 10.10.2011, оставленным без изменения постановлением от 28.12.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неполное выяснение всех обстоятельств по делу, просит отменить принятые по делу судебные акты, дело направить на новое рассмотрение в ином составе.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты, указывает на изменение формы бухгалтерской отчетности только с 01.01.2010 на основании Приказа контролирующего органа от 02.07.2010 N 66-н, поэтому бухгалтерская отчетность за 3 квартал 2010 представлена в полном объеме.
В судебном заседании представители СП ОАО "СтройГАЗ" поддержали доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителей стороны по делу, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений, изложенных в отзыве, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, Общество представило в Инспекцию 01.11.2010 отчетность за 3 квартал 2010 года (за июль-сентябрь) застройщика, предусмотренную Правилами предоставления застройщиком ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645.
Письмом от 03.12.2010 N 2602 Инспекция указала Обществу на необходимость в срок до 16.12.2010 представить в Инспекцию данные аналитического учета активов и обязательств по каждому объекту, указанному в отчетности застройщика за 3 квартал 2010 года, а также приказ об учетной политике организации и приложения к нему.
Во исполнение данного указания Общество 16.12.2010 направило в адрес Инспекции документы бухгалтерского учета, содержащие информацию по заключенным договорам долевого строительства жилого дома N 53 по ул. Молодежная в г. Барнауле.
Инспекцией проведена проверка представленной ежеквартальной отчетности заявителя на соответствие требованиям Постановления правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства"; соблюдение Постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2006 N 233 "О нормативах финансовой устойчивости деятельности застройщика", Инструкции о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, утвержденной приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 30.11.2006 N 06-137/пз-н (далее - Инструкция N 06-137/пз-н).
По результатам проверки выявлено, что в нарушение Инструкции N 06-137/пз-н аналитический учет активов и обязательств Общества не обеспечивает получение необходимой информации у застройщика по каждому участнику долевого строительства и договорам долевого строительства, связанным с привлечением денежных средств (включая жилищные сертификаты) участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, по активам застройщика, считающимися находящимися в залоге, по обязательствам застройщика перед участниками долевого строительства и обязательствам участников долевого строительства перед застройщиком по внесению платежей в предусмотренный договором период, об оплате жилых помещений после завершения и признании выручки от продаж, о чем составлен акт проверки от 28.01.2011 N 60-ДС.
На основании акта Обществу выдано предписание от 28.01.2011 N 7-ДС, согласно которому в срок до 31.03.2011 Обществу предписано устранить нарушения Инструкции N 06-137/пз-н и представить отчет об их устранении с приложением подтверждающих документов.
Согласно акту проверки от 06.04.2011 N 101/7-ДС в установленный контролирующим органом срок Обществом отчет об устранении нарушений с приложением подтверждающих документов не был представлен в Инспекцию.
Обществу повторно было выдано предписание от 06.04.2011 N 22-ДС о невыполнении ранее выданного предписания от 28.01.2011 N 101/7-ДС о нарушениях Инструкции N 06-137/пз-н по представлению ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлению деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства и установлен срок представления - до 30.07.2011.
Общество, посчитав, что указанное предписание нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования заявителя, исходили из представления в Инспекцию информации в полном объёме и содержащей достоверные сведения, предусмотренные законодательством, об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, при соблюдении нормативов финансовой устойчивости деятельности застройщика.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из обстоятельств дела и действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федеральным закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N214-ФЗ) контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с названным Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Таким уполномоченным исполнительным органом в Алтайском крае согласно пункту 1.1 Положения, утвержденного Администрацией Алтайского края от 13.02.2007 N 53, является - Инспекция государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края.
Пунктом 5 статьи 23 Закона N 214-ФЗ предусмотрено право контролирующего органа, в том числе, ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным органом Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; направлять лицам, осуществляющим привлечение денежных средств граждан для строительства, предписания об устранении нарушений настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и устанавливать сроки устранения таких нарушений.
Согласно пункту 2 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 (далее - Правила N 645), застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости (далее - уполномоченный орган), отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - отчетность).
В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1 - 4, справки, представляемые в случаях, установленных Правилами N 645, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Застройщики несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за недостоверность сведений, представляемых в отчетности, и нарушение сроков ее представления (пункт 7 Правил N 645).
Расчет нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика производится в соответствии с Инструкцией N 06-137/пх-н.
В соответствии с пунктом 1.2 Инструкции N 06-137/пз-н аналитический учет активов и обязательств должен обеспечить получение необходимой информации у застройщика по каждому участнику долевого строительства и договорам долевого строительства, связанным с привлечением денежных средств (включая жилищные сертификаты) участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, по активам застройщика, считающимся находящимися в залоге, по обязательствам застройщика перед участниками долевого строительства и обязательствам участников долевого строительства перед застройщиком по внесению платежей в предусмотренный договором период, об оплате жилых помещений после завершения и признании выручки от продажи.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 01.11.2010 ОАО "СтройГАЗ" представило в Инспекцию отчетность, предусмотренную Правилами N 645, в том числе, включая ведомости аналитического учета за июль - сентябрь 2010 года.
Кроме того, 16.12.2010 в адрес Инспекции Обществом был направлен пакет документов, в том числе, оборотно-сальдовая ведомость по счетам N 86040331, N 86140331 по состоянию на 01.01.2010.
В указанной ведомости содержалась информация по заключенным договорам долевого участия в строительстве жилого дома по ул. Молодежная, 53, в г. Барнауле, включая сведения: Ф.И.О. дольщика, номер договора, дата регистрации, сумма договора, исполненные обязательства каждого участника долевого строительства перед застройщиком, размер обязательств участников долевого строительства перед застройщиком по внесению платежей в предусмотренный договором срок, обязательства застройщика перед участниками долевого строительства, по передаче конкретных объектов долевого строительства.
Судами установлено, что отчетность представлена Обществом в полном объеме и содержит достоверные сведения. Соблюдаются нормативы финансовой устойчивости деятельности застройщика.
При таких обстоятельствах, суды пришли к выводу о том, что предписание Инспекции от 06.04.2011 N 22-ДС, выданное Обществу, является не обоснованным, незаконно возлагающим на Общество обязанности устранить нарушения Инструкции N06-137/пз-н.
Из материалов дела следует, что перечень сведений и (или) документов, необходимых для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, утвержден руководителем Инспекции Приказом от 13.10.2010 N 249, а Общество за 3 квартал 2010 года (июль-сентябрь 2010 года) представляло информацию согласно Инструкции N 06-137/пз-н.
Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы Инспекции, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах, им дана соответствующая правовая оценка.
Переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 10.10.2011 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 28.12.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-9879/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1.2 Инструкции N 06-137/пз-н аналитический учет активов и обязательств должен обеспечить получение необходимой информации у застройщика по каждому участнику долевого строительства и договорам долевого строительства, связанным с привлечением денежных средств (включая жилищные сертификаты) участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, по активам застройщика, считающимся находящимися в залоге, по обязательствам застройщика перед участниками долевого строительства и обязательствам участников долевого строительства перед застройщиком по внесению платежей в предусмотренный договором период, об оплате жилых помещений после завершения и признании выручки от продажи.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 01.11.2010 ОАО "СтройГАЗ" представило в Инспекцию отчетность, предусмотренную Правилами N 645, в том числе, включая ведомости аналитического учета за июль - сентябрь 2010 года.
...
Судами установлено, что отчетность представлена Обществом в полном объеме и содержит достоверные сведения. Соблюдаются нормативы финансовой устойчивости деятельности застройщика.
При таких обстоятельствах, суды пришли к выводу о том, что предписание Инспекции от 06.04.2011 N 22-ДС, выданное Обществу, является не обоснованным, незаконно возлагающим на Общество обязанности устранить нарушения Инструкции N06-137/пз-н.
Из материалов дела следует, что перечень сведений и (или) документов, необходимых для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, утвержден руководителем Инспекции Приказом от 13.10.2010 N 249, а Общество за 3 квартал 2010 года (июль-сентябрь 2010 года) представляло информацию согласно Инструкции N 06-137/пз-н."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 марта 2012 г. N Ф04-650/12 по делу N А03-9879/2011