г. Тюмень |
|
22 марта 2012 г. |
Дело N А75-4203/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Маняшиной В.П.
судей Ильина В.И.
Шабалковой Т.Я.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Сургутского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте на решение от 27.07.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Шабанова Г.А.) и постановление от 28.10.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-4203/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Аэропорт Сургут" (628422, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Аэрофлотская, ИНН 8602060523, ОГРН 1028600603998) к Линейному отделу внутренних дел на станции Сургут Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уральскому федеральному округу (628414, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Привокзальная, 17, ИНН 8602200379, ОГРН 1028600602304) о признании незаконными действий, связанных с отказом в проведении плановых периодических проверок сотрудников службы авиационной безопасности, имеющих право на хранение и ношение при исполнении служебных обязанностей служебного оружия.
В заседании принял участие представитель Сургутского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте - Троицкий А.В. по доверенности от 16.01.2012.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Аэропорт Сургут" (далее - заявитель, общество, ОАО "Аэропорт Сургут") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Линейному отделу внутренних дел на станции Сургут Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уральскому федеральному округу (далее - Отдел, ЛОВД на станции Сургут) о признании незаконными действий, связанных с отказом в проведении плановых периодических проверок сотрудников службы авиационной безопасности, имеющих право на хранение и ношение при исполнении служебных обязанностей служебного оружия.
Решением от 27.07.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 28.10.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ЛОВД на станции Сургут, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Отдела в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Аэропорт Сургут" просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами установлено, что ОАО "Аэропорт Сургут" обратилось с письмом от 31.01.2011 к ЛОВД на станции Сургут с просьбой организовать проведение плановых периодических проверок сотрудников Службы авиационной безопасности аэропорта, имеющих разрешение на хранение и ношение при исполнении служебных обязанностей служебного оружия.
ЛОВД на станции Сургут письмом от 09.02.2011 сообщил, что проведение периодической проверки согласно приказу МВД России от 15.07.2005 N 568 не может быть организовано, так как Служба авиационной безопасности не обладает статусом тех субъектов, которые в соответствии с законодательством имеют право на прохождение периодической проверки. Кроме того, указано, что действующим законодательством не регламентирован порядок применения, ношения, хранения, использования и владения оружием, не определены потребности, виды, типы и модели использования оружия.
Полагая, что отказ в проведении плановых периодических проверок сотрудников Службы авиационной безопасности аэропорта, имеющих разрешение на хранение и ношение при исполнении служебных обязанностей служебного оружия не основан на нормах действующего законодательства и препятствует выполнению возложенных на Службу авиационной безопасности задач, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
Круг субъектов, имеющих право на приобретение оружия, к которым относятся, в том числе юридические лица с особыми уставными задачами, определен статьей 10 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии).
Согласно статье 4 Закона об оружии к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них Федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции. Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 83 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.
Согласно пункту 3 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.
Указанные положения статей 83, 84 Воздушного кодекса Российской Федерации конкретизированы в пунктах 3 - 5 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных приказом от 28.11.2005 N 142 Министерства транспорта Российской Федерации.
При рассмотрении спора судами установлено, что в соответствии с пунктом 3.2 Устава ОАО "Аэропорт Сургут" осуществляет обеспечение мер авиационной безопасности в аэропорту.
Таким образом, на основании изложенных норм права, учитывая пункт 3.2 Устава, суды пришли к правильному выводу о том, что ОАО "Аэропорт Сургут" является юридическим лицом с особыми уставными задачами, осуществляющим деятельность по обеспечению мер авиационной безопасности непосредственно через свое структурное подразделение - службу авиационной безопасности, сотрудники которой имеют право приобретать, хранить и использовать служебное оружие и патроны к нему.
В соответствии со статьей 12 Закона об оружии выдача оружия работникам юридических лиц с особыми уставными задачами осуществляется по решению руководителей данных юридических лиц после прохождения указанными работниками соответствующей подготовки и при отсутствии у них оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение гражданского оружия. Эти работники обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, и иметь разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение служебного оружия. Содержание программы подготовки и порядок проведения проверки определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Во исполнение названного положения Закона приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15.07.2005 N 568 утверждено Положение о проведении органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств (далее - Положение).
Подпунктом "б" пункта 1 Положения предусмотрено проведение обязательных плановых проверок. При этом данная норма не содержит исчерпывающего перечня организаций и учреждений, работники которых подлежат соответствующей проверке.
Исходя из изложенного, суды правомерно отклонили доводы ЛОВД на станции Сургут о неурегулированности федеральным законодательством вопроса об обороте оружия в службах авиационной безопасности.
При этом суды указали, что отсутствие соответствующего правового акта Правительства Российской Федерации не может служить препятствием для выполнения требований, закрепленных в нормах Закона об оружии и Воздушного кодекса Российской Федерации. При этом требования к хранению и учету оружия и условиям его применения являются одинаковыми для всех юридических лиц.
Доводы ЛОВД на станции Сургут об аннулировании лицензии на хранение и использование оружия и патронов к нему, выданной ОАО "Аэропорт Сургут", отклонены с учетом того, что на момент рассмотрения судом первой инстанции настоящего дела общество имело действующую лицензию. При этом, отказывая в проведении периодических проверок, ЛОВД на станции Сургут не приводило доводы об аннулировании лицензии.
Кроме того, вступившим в законную силу решением от 14.11.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу А75-4203/2011 признано недействительным заключение от 17.08.2011 об аннулировании лицензии (разрешения) на хранение и использование оружия и патронов к нему РХИ N 0043869, выданное Сургутским линейным отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте в отношении открытого акционерного общества "Аэропорт Сургут", а также признаны незаконными действия сотрудников Сургутского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте по изъятию у открытого акционерного общества "Аэропорт Сургут" оружия и патронов к нему.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о незаконности отказа ЛОВД на станции Сургут в проведении периодической проверки сотрудников службы авиационной безопасности ОАО "Аэропорт Сургут" на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия.
Аналогичная правовая позиция содержится в судебных актах арбитражных судов по делам N N А13-9940/2010, А75-2496/2011, А55-14398/2010, А75-728/2010, А45-494/2010, А12-2380/2011.
Приведенные подателем кассационной жалобы доводы были предметом рассмотрения и оценки в первой и апелляционной судебных инстанциях и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений судами норм материального и процессуального права не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 27.07.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 28.10.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-4203/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.П. Маняшина |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 12 Закона об оружии выдача оружия работникам юридических лиц с особыми уставными задачами осуществляется по решению руководителей данных юридических лиц после прохождения указанными работниками соответствующей подготовки и при отсутствии у них оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение гражданского оружия. Эти работники обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, и иметь разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение служебного оружия. Содержание программы подготовки и порядок проведения проверки определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Во исполнение названного положения Закона приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15.07.2005 N 568 утверждено Положение о проведении органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств (далее - Положение).
Подпунктом "б" пункта 1 Положения предусмотрено проведение обязательных плановых проверок. При этом данная норма не содержит исчерпывающего перечня организаций и учреждений, работники которых подлежат соответствующей проверке.
Исходя из изложенного, суды правомерно отклонили доводы ЛОВД на станции Сургут о неурегулированности федеральным законодательством вопроса об обороте оружия в службах авиационной безопасности.
При этом суды указали, что отсутствие соответствующего правового акта Правительства Российской Федерации не может служить препятствием для выполнения требований, закрепленных в нормах Закона об оружии и Воздушного кодекса Российской Федерации. При этом требования к хранению и учету оружия и условиям его применения являются одинаковыми для всех юридических лиц."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 марта 2012 г. N Ф04-77/12 по делу N А75-4203/2011