г. Тюмень |
|
23 марта 2012 г. |
Дело N А75-1965/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 23 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Есикова А.Н.
судей Буракова Ю.С.
Коробейниковой О.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Сургут" на постановление от 17.11.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-1965/2011 по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Сургут" (628406, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Университетская, 1, ИНН 8617002073, ОГРН 1028601679314) к администрации Нижневартовского района (628600, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. Ленина, 6, ИНН 8620008290, ОГРН 1028601870967) об обязании принять недвижимое имущество в муниципальную собственность.
Другие лица, участвующие в деле: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
В заседании приняли участие представители:
от ООО "Газпром трансгаз Сургут" - Анохина Ю.П. по доверенности от 31.12.2010 и Айсин Р.Р. по доверенности от 06.03.2012,
от администрации Нижневартовского района - Ушаков Р.А. по доверенности от 26.10.2011 N 1-65Д.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Сургут" (далее - ООО "Газпром трансгаз Сургут", истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к администрации Нижневартовского района (далее - администрация, ответчик) об обязании принять недвижимое имущество в муниципальную собственность.
Решением от 10.08.2011 (судья Агеев А.Х.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением от 17.11.2011 решение отменено, в удовлетворении иска отказано.
ООО "Газпром трансгаз Сургут" в кассационной жалобе просит отменить названное постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции. Полагает, что судом апелляционной инстанции нарушены нормы материального и процессуального права. Указывает, что судом не приняты во внимание и не дана оценка распоряжениям Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - ТУ Росимущества) от 09.10.2007 N 859-р и от 31.12.2007 N 1157-р "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования Нижневартовский муниципальный район". Считает ошибочным вывод суда о том, что ООО "Газпром трансгаз Сургут", на балансе которого находится спорное имущество, является ненадлежащим истцом по настоящему делу.
Администрация Нижневартовского района в отзыве на кассационную жалобу, указывая на несостоятельность содержащихся в ней доводов, просит оставить без изменения обжалуемое постановление как законное.
В судебном заседании явившиеся представители поддержали каждый свои доводы, изложенные в жалобе и в отзыве на неё.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятых по нему судебных актов в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы заявителя.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании пункта 1 Указа Президента РФ от 05.11.1992 N 1333 "О преобразовании государственного газового концерна "Газпром" в Российское акционерное общество "Газпром" Правительству Российской Федерации было поручено учредить на базе государственного газового концерна "Газпром" Российское акционерное общество "Газпром" (РАО "Газпром").
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 05.11.1992 N 1333 установлено, что при учреждении ОАО "Газпром" его уставный капитал формируется, в том числе из капитала предприятий, состоящего из имущества Единой системы газоснабжения.
Состав предприятий перечислен в Приложении N 1 к Указу, в числе которых указано государственное предприятие "Сургутгазпром".
Решением учредителя ОАО "Газпром" от 28.06.1999 путём преобразования дочернего предприятия "Сургутгазпром" создано ООО "Сургутгазпром" с принятием всех юридических прав и обязанностей. Решением участника от 14.01.2008 N 1 общество переименовано в ООО "Газпром трансгаз Сургут".
В настоящее время на балансе ООО "Газпром трансгаз Сургут" состоит ряд объектов недвижимого имущества, не вошедших в перечень основных средств по акту приёмки-передачи имущества в качестве вклада ОАО "Газпром" в уставный капитал ООО "Сургутгазпром" от 28.06.1999.
Объекты расположены на территории компрессорной станции КС-3 "Аганская" ООО "Газпром трансгаз Сургут" Нижневартовского района, входят в состав федерального имущества, что подтверждается соответствующими выписками из реестра федерального имущества, а именно: общежитие "Вахта-80", спортзал с пристроем, комплекс очистных сооружений (КОС-25), воздушная линия электропередач, артезианская скважина с насосной, которые предназначены для обслуживания работников истца, работающих вахтовым способом.
Обращаясь с настоящим иском, истец указал, что во исполнение требований пункта 2 распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 08.04.2004 N 1448-р "О перечне объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, подлежащих передаче ОАО "Газпром" и его дочерними обществами в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" и пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) ТУ Росимущества неоднократно пыталось передать вышеуказанные спорные объекты в муниципальную собственность Нижневартовского района, в частности, путём издания распоряжений от 09.10.2007 N 859-р, от 31.12.2007 N 1157-р "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования Нижневартовский район" и направления в адрес администрации Нижневартовского района актов приёма-передачи имущества.
Ответчик, возражая против исковых требований, ссылается на большую отдалённость указанных объектов от населённых пунктов района, невозможность их дальнейшей эксплуатации и то, что указанное имущество не предназначено для решения вопросов местного значения.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришёл к выводу, что спорные объекты являются объектами муниципальной собственности в силу положений Постановления N 3020-1, что возлагает на муниципальное образование в лице органов, выступающих от его имени в области имущественных отношений, обязанность по принятию этих объектов.
Апелляционная инстанция в полной мере и всесторонне исследовала материалы дела и доводы сторон, в том числе аналогичные изложенным в кассационной жалобе, дала им правильную, соответствующую обстоятельствам дела и закону, оценку. Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 04.12.2007 N 828-О-П, принимая во внимание, что спорные объекты находятся вне границ какого-либо (муниципального) поселения Нижневартовского района и возведены истцом самостоятельно и исключительно для себя, обоснованно сочла, что в данном случае передача спорного имущества в муниципальную собственность Нижневартовского района не соответствует интересам муниципального образования, поскольку указанное имущество не предназначено и не может быть использовано для решения вопросов местного значения в силу чего объективная необходимость принятия его в собственность муниципального образования отсутствует. Кроме того, анализируя совокупность представленных доказательств с учётом требований упомянутых выше правовых норм, пришла к правомерному выводу об отсутствии у истца, не являющегося собственником спорного имущества и не наделённого в установленном порядке специальными полномочиями на распоряжение этим имуществом, права на обращение в суд с заявленными требованиями.
Учитывая изложенное, нельзя признать состоятельными доводы заявителя, так как они по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оценённых судом апелляционной инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Каких-либо оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, являющегося обоснованным и законным, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 17.11.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-1965/2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Есиков |
Судьи |
Ю.С. Бураков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обращаясь с настоящим иском, истец указал, что во исполнение требований пункта 2 распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 08.04.2004 N 1448-р "О перечне объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, подлежащих передаче ОАО "Газпром" и его дочерними обществами в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" и пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) ТУ Росимущества неоднократно пыталось передать вышеуказанные спорные объекты в муниципальную собственность Нижневартовского района, в частности, путём издания распоряжений от 09.10.2007 N 859-р, от 31.12.2007 N 1157-р "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования Нижневартовский район" и направления в адрес администрации Нижневартовского района актов приёма-передачи имущества.
...
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришёл к выводу, что спорные объекты являются объектами муниципальной собственности в силу положений Постановления N 3020-1, что возлагает на муниципальное образование в лице органов, выступающих от его имени в области имущественных отношений, обязанность по принятию этих объектов."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 марта 2012 г. N Ф04-633/12 по делу N А75-1965/2011