г. Тюмень |
|
27 марта 2012 г. |
Дело N А45-8863/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лукьяненко М.Ф.,
судей Мелихова Н.В.,
Рябининой Т.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице структурного подразделения центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" Западно-Сибирский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания на решение от 28.09.2011 Арбитражного суда Новосибирской области (Рыбина Н.А.) и постановление от 30.12.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (Ярцев Д.Г., Мухина И.Н., Логачев К.Д.) по делу N А45-8863/2011 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице структурного подразделения центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" Западно-Сибирский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания (107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, 2, ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к открытому акционерному обществу "Сибпромжелдортранс" (630108, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Станционная, 18/1, ИНН 5406015374, ОГРН 1025402457123) о взыскании платы за пользование вагонами.
Другие лица, участвующие в деле: открытое акционерное общество "Сибирская энергетическая компания".
В заседании приняли участие представители:
от ОАО "РЖД" - Башмаков А. А., по доверенности N ТЦФТОЮ-11/7 от 04.02.2010;
от ОАО "Сибпромжелдортранс" - Смирнова О. И., по доверенности от 27.12.2010;
от ОАО "Сибэко" - Ярославцев А. В., по доверенности N 585 от 19.07.2011.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к открытому акционерному обществу "Сибпромжелдортранс" (далее - ОАО "Сибпромжелдортранс", ответчик) о взыскании платы за пользование вагонами в размере 1 004 677, 02 руб.
Решением от 28.09.2011 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении требований отказано, при этом суд, исходил из недоказанности принадлежности истцу на праве собственности или ином праве вагонов, за простой которых начислена плата, в спорный период, а также из того, что акты общей формы, представленные истцом в качестве доказательств простоя вагонов составлены ненадлежащим образом и не направлены ответчику.
Постановлением от 30.12.2011 Седьмого арбитражного апелляционного решение оставлено без изменения, суд согласился с выводами суда первой инстанции, однако указал на необоснованность вывода о недоказанности истцом принадлежности ему данных вагонов.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "РЖД" обратилось с кассационной жалобой.
ОАО "РЖД" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы истец приводит следующие доводы: суды не применили подлежащие применению пункты 1.1, 1.2, 4.6, 7.10 Правил эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов, пункты 1.2, 5.6, 6.4, 8.9 Правил курсирования и учета собственных грузовых вагонов, принадлежащих предприятиям, организациям и физическим лицам, имеющих восьмизначную нумерацию на цифру "5", а также статьи 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ); действующее законодательство не содержит требования о том, что акт общей формы должен быть одновременно подписан и владельцем пути необщего пользования, и грузополучателем; действующим законодательством не предусмотрена обязанность перевозчика направлять акты общей формы владельцу путей необщего пользования; ОАО "РЖД" уведомило генерального директора ОАО "Сибпромжелдортранс" о необходимости ежедневно являться на станцию для подписания актов общей формы; пономерный список вагонов приведен в информации, предоставленной ИВЦ ЖА и подтверждает нахождение вагонов в собственности истца.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Сибпромжелдортранс" просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив в порядке статей 286, 288 АПК РФ законность судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 17.04.2003 между федеральным государственным унитарным предприятием "Западно-Сибирская железная дорога" (правопредшественник ОАО "РЖД", (дорога) и ОАО "Сибпромжелдортранс" (владелец) заключен договор N 11/Н, связанный с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути Октябрьского производственного участка ОАО "Сибпромжелдортранс" при станции Жеребцово Западно-Сибирской железной дороги (далее - договор).
В соответствии с параграфом 3 договора вагоны, сдаваемые на подъездной путь, подаются локомотивом дороги на один из свободных путей N N 3, 5, 7, 9 станции Жеребцово, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца.
Согласно пункту 15.1 договора в редакции дополнительного соглашения от 18.03.2004 N 1 владелец уплачивает дороге плату за пользование вагонами, прибывающими как в адрес владельца пути необщего пользования, так и в адрес его контрагентов, по ставкам Тарифного руководства N 2 с учетом повышающих коэффициентов и коэффициентов индексации.
В июне 2010 года на станцию Жеребцово прибывали вагоны, подлежащие подаче на подъездные пути ответчика для осуществления погрузки/выгрузки. Однако вагоны простаивали на железнодорожных путях общего пользования, о чем в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), были составлены акты общей формы.
Для подписания актов общей формы письмом от 19.04.2010 N 13/1 истцом был приглашен генеральный директор ответчика Ивашин А.С., но указанное лицо не являлось, о чем также были составлены акты общей формы.
За период простоя вагонов в июне 2010 года истец начислил ответчику плату за их использование в размере 1 004 677, 02 руб.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды, отказав в удовлетворении исковых требований, исходили из несоответствия составленных истцом актов общей формы положениям статьи 119 Устава железнодорожного транспорта, пункта 3.1. Правил N 45.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов на основании следующего.
В соответствии с положениями статьи 39 Устава железнодорожного транспорта за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Пунктом 3.2.2 Правил N 45 предусмотрено, что при составлении акта общей формы для взимания с грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования и других юридических и физических лиц штрафов, сборов и других платежей, перевозчиком составляется три экземпляра акта.
Согласно пункту 3.2.4 Правил N 45 в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления.
При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением".
Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Согласно пункту 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Поскольку имеющиеся в деле акты общей формы ОАО "РЖД" подписаны в одностороннем порядке, для их составления не привлечено конкретное лицо из числа лиц, поименованных в пункте 4.6. Правил N 26, они не направлялись ОАО "Сибпромжелдортранс" для подписания, суды сделали правильные выводы о том, что обстоятельства, предусмотренные статьей 39 Устава железнодорожного транспорта, не доказаны.
Вывод судов о необходимости направления актов общей формы ответчику сделан применительно к сложившимся между сторонами отношениям по исполнению заключенного договора. При исполнении договора истец поставлен ответчиком в известность о том, что от имени ответчика акты общей формы вправе подписывать только генеральный директор, иные лица, исполняющие должностные обязанности в период прибытия вагонов, данные действия совершать не вправе. Поэтому способом, который обеспечивал бы выполнение требований пунктов 3.2.2., 3.2.4, 3.2.5 Правил N 45, является своевременное извещение ответчика о составлении актов общей формы и их направление ответчику.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал на ошибочность вывода суда первой о недоказанности принадлежности истцу на праве собственности или ином праве вагонов, за простой которых начислена плата, в спорный период. При этом суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД" от 30.09.2003, является правоустанавливающим документом на поименованные в приложениях к акту железнодорожные вагоны. Инвентарные карточки на вагоны не являются правоустанавливающим документом при определении принадлежности вагонов владельцу на праве собственности, поскольку составляются в целях ведения бухгалтерского учета.
В силу статьи 60 Устава железнодорожного транспорта отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.
При обслуживании контрагента локомотивами, принадлежащими владельцу железнодорожного пути необщего пользования, внесение перевозчику платы за пользование вагонами, контейнерами за время их нахождения у контрагентов осуществляется владельцем железнодорожного пути необщего пользования, если иное не установлено договором между перевозчиком, владельцем железнодорожного пути необщего пользования и контрагентом.
Согласно статье 62 Устава железнодорожного транспорта порядок передачи вагонов, контейнеров на железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные выставочные пути и их возвращения обратно, а также место такой передачи устанавливается договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.
Как следует из условий договора, ОАО "Сибпромжелдортранс" самостоятельно, исходя из собственной экономической целесообразности, осуществляет прием вагонов на выставочных путях и подачу их на места выгрузки, уплачивает дороге плату за пользование вагонами, прибывающими как в адрес владельца пути необщего пользования, так и в адрес его контрагентов, по ставкам Тарифного руководства N 2 с учетом повышающих коэффициентов и коэффициентов индексации.
Условиями заключенного договора не предусмотрено, что в случае нахождения вагонов на путях необщего пользования вследствие неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от действий контрагентов ответчика, акт общей формы дорогой должен быть составлен с их участием.
Следовательно, вывод судов о необходимости привлечения к составлению актов в обязательном порядке и именно самой дорогой контрагентов ответчика является ошибочным, но он не привел к принятию незаконного судебного акта по существу спора.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 28.09.2011 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 30.12.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-8863/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Ф. Лукьяненко |
Судьи |
Н.В. Мелихов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 60 Устава железнодорожного транспорта отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.
...
Согласно статье 62 Устава железнодорожного транспорта порядок передачи вагонов, контейнеров на железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные выставочные пути и их возвращения обратно, а также место такой передачи устанавливается договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.
Как следует из условий договора, ... самостоятельно, исходя из собственной экономической целесообразности, осуществляет прием вагонов на выставочных путях и подачу их на места выгрузки, уплачивает дороге плату за пользование вагонами, прибывающими как в адрес владельца пути необщего пользования, так и в адрес его контрагентов, по ставкам Тарифного руководства N 2 с учетом повышающих коэффициентов и коэффициентов индексации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 марта 2012 г. N Ф04-1246/12 по делу N А45-8863/2011