г. Тюмень |
|
3 апреля 2012 г. |
Дело N А27-11676/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Новоселова В.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Металлург-10" на решение от 07.12.2011 Арбитражного суда Кемеровской области (судьи Обухова Г.П., Власов В.В., Драпезо В.Я.) по делу N А27-11676/2011 по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Металлург-10" (654909, Кемеровская область, Новокузнецкий район, село Бунгур, ИНН 4238007384, ОГРН 1024202130710) к Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (650000, город Кемерово, улица Н. Островского, дом 32) о признании недействующим нормативного правового акта в части.
Другие лица, участвующие в деле: открытое акционерное общество "Кузбасская энергетическая сбытовая компания", прокурор Кемеровской области.
В заседании принял участие представитель садоводческого некоммерческого товарищества "Металлург-10" - Коленько С.М. - председатель садоводческого товарищества, выписка из протокола общего собрания членов садоводческого товарищества от 24.03.2012.
Суд установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Металлург-10" (далее - СНТ "Металлург-10", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании пункта 2.1 постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 23.11.2010 N 220 (далее - постановление РЭК КО) недействующим для СНТ "Металлург-10", как противоречащего Федеральному закону от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"; пункта 1.3 (в части тарифа для сельского населения) постановления РЭК КО противоречащим постановлению Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" и обязании открытого акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (далее - ОАО "Кузбасская энергетическая сбытовая компания") произвести перерасчет тарифа на электроэнергию как для сельского населения с 01.01.2011.
Решением от 07.12.2011 Арбитражного суда Кемеровской области СНТ "Металлург-10" отказано в удовлетворении заявленного требования.
Пункты 2.1, 1.3 постановления РЭК КО признаны соответствующими Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, постановлению Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением", Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, СНТ "Металлург-10", ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение от 07.12.2011 Арбитражного суда Кемеровской области и передать дело на рассмотрение другого арбитражного суда.
По мнению заявителя, для садоводов должен применяться тариф как для сельского населения. В пункте 1.3 постановления РЭК КО неправомерно применен тариф в размере 1,53 руб./кВт.ч для сельского населения, в то время как должен применяться тариф в размере 1, 07 руб./кВт.ч. Органами исполнительной власти не должно допускаться повышение цен для одних потребителей при установлении льготных цен для других потребителей.
От РЭК КО, ОАО "Кузбасская энергетическая сбытовая компания", прокурора Кемеровской области отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителя садоводческого общества, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, руководствуясь статьями 284, 286 АПК РФ, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к выводу о том, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что заявитель зарегистрирован в установленном порядке в качестве юридического лица и является садоводческим некоммерческим товариществом.
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе заключать договоры, а также через свои органы управления решать вопросы создания и развития объектов инфраструктуры, организации строительства, ремонта и содержания инженерных сетей (статья 7, подпункт 10 пункта 1 статьи 21, подпункт 10 пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
Между СНТ "Металлург-10" и ОАО "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" заключен договор от 18.06.2007 N 3627 электроснабжения непромышленного потребителя, приравненного к категории населения.
Предметом указанного договора является продажа ОАО "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" абоненту (СНТ "Металлург-10") электрической энергии и мощности, обеспечение передачи электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей.
Согласно условиям договора расчеты за полученную энергию производятся на основании тарифов, утвержденных РЭК КО. Абонент обязан оплачивать по настоящему договору энергию и услуги по одноставочному тарифу по тарифной ставке "Потребители, приравненные к населению" (с учетом дополнительного соглашения от 21.01.2010).
РЭК КО 23.11.2010 принято оспариваемое в части постановление.
Приложением к указанному постановлению установлены тарифы: для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами в размере - 2,18 руб./кВт.ч с учетом НДС (пункт 1.1); для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками в размере - 1, 53 руб./кВт.ч с учетом НДС (пункт 1.2); для населения, проживающего в сельских населенных пунктах - в размере 1, 53 руб./кВт.ч с учетом НДС (пункт 1.3).
Пунктом 2.1 приложения к постановлению РЭК КО установлен одноставочный тариф для потребителей, приравненных к населению, в размере 1,85 руб./кВт.ч (без НДС), что с учетом НДС составляет 2,18 руб./кВт.ч.
В соответствии с примечанием 4 к приложению, тариф, установленный пунктом 2 для потребителей, приравненных к населению, применяется, в том числе в отношении садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан.
Полагая, что пункты 2.1, 1.3 оспариваемого постановления РЭК КО не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, СНТ "Металлург-10" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействующим в части данного нормативного правового акта.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что нарушений ценообразования и процедуры установления тарифа на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории "население", не установлено. Постановление вынесено уполномоченным на то органом. Тарифы установлены в пределах, указанных в приказе Федеральной службы по тарифам от 07.10.2010 N 245-э/3 для Кемеровской области размеров минимальных и максимальных уровней тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему потребителей на 2011 год, то есть в размере минимального уровня тарифов. Оспариваемое постановление не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы суда соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности об оспаривании нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; электроэнергетики (пункт 1 части 1 статьи 29 АПК РФ).
Частью 1 статьи 192 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими нормативных правовых актов в указанной сфере, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, исходя из статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 23, части 1 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35 ФЗ "Об электроэнергетике", пунктов 54, 57 (2) Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, пункта 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, пришел к обоснованному выводу об отнесении садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан к потребителям, приравненным к категории "население".
Так, пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого постановления) установлены следующие тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности): 1 группа - базовые потребители; 2 группа - население; 3 группа - прочие потребители.
К тарифной группе "население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды.
Аналогично указанной группе производится расчет тарифов для прочих потребителей, в том числе садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан (некоммерческих организаций, учрежденных гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства).
РЭК КО установлен тариф для садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, в размере, установленном для группы "населения", проживающего в городских населенных пунктах, домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами, в размере - 1,85 руб./ кВт.ч (без учета НДС) или 2, 18 руб./ кВт.ч (с учетом НДС).
Оплата электрической энергии производится СНТ "Металлург-10" по указанному тарифу в соответствии с оспариваемым постановлением.
Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не регулируются отношения по установлению тарифов и цен на электроэнергию.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 35 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать для садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений нормативы платы за электрическую энергию, воду, газ, телефон, определенные для сельских потребителей.
Исходя из данной нормы, как правомерно указано судом первой инстанции, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения не относятся к сельским потребителям, поскольку в указанной норме говорится лишь о праве органов исполнительной власти устанавливать тариф на электроэнергию для садоводческих объединений как для сельских потребителей.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" понижающий коэффициент 0,7 применяется только для населения, проживающего в сельских населенных пунктах (имеющих регистрацию по месту жительства) и в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками.
Судом первой инстанции установлено, что доказательств, свидетельствующих о проживании членов СНТ "Металлург-10" в сельском населенном пункте (с регистрацией по месту нахождения дачного участка), не предоставлено.
Довод заявителя о неправильном исчислении тарифа для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в частности, не применения понижающего коэффициента 0,7, правомерно признан судом первой инстанции не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, поскольку тарифы в оспариваемом постановлении РЭК КО указаны с учетом применения понижающего коэффициента 0, 7.
Учитывая, что РЭК КО не устанавливал для каких-либо потребителей льготных цен и тарифов, довод заявителя о повышении цен для одних потребителей при установлении льготных цен для других потребителей, также обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд первой инстанции не выявил нарушений ценообразования и процедуры установления тарифа для СНТ "Металлург-10", предусмотренных нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, чем оспариваемое постановление РЭК КО.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы заявителя, явившиеся обоснованием его позиции в суде первой инстанции, которые исследованы судом при рассмотрении спора, им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 07.12.2011 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-11676/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
В.И. Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции, исходя из статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 23, части 1 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35 ФЗ "Об электроэнергетике", пунктов 54, 57 (2) Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, пункта 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, пришел к обоснованному выводу об отнесении садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан к потребителям, приравненным к категории "население".
Так, пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого постановления) установлены следующие тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности): 1 группа - базовые потребители; 2 группа - население; 3 группа - прочие потребители.
...
Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не регулируются отношения по установлению тарифов и цен на электроэнергию.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 35 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать для садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений нормативы платы за электрическую энергию, воду, газ, телефон, определенные для сельских потребителей.
...
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" понижающий коэффициент 0,7 применяется только для населения, проживающего в сельских населенных пунктах (имеющих регистрацию по месту жительства) и в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 апреля 2012 г. N Ф04-467/12 по делу N А27-11676/2011
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12523/12
13.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12523/12
03.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-467/12
07.12.2011 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-11676/11