г. Тюмень |
|
4 апреля 2012 г. |
Дело N А27-10601/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 4 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Беловой Л.В.
судей Новоселова В.И.
Черноусовой О.Ю.
При ведении протокола помощником судьи Желниной Е.В.
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу открытого акционерного общества "ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат" на решение от 20.10.2011 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Обухова Г.П.) и постановление от 29.12.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И., Журавлева В.А.) по делу N А27-10601/2011 по заявлению открытого акционерного общества "ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат" (654043, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ш. Космическое, д. 16, ОГРН 1024201670020, ИНН 4218000951) к Кемеровской таможне Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы (650055, г. Кемерово, ул. Сарыгина, д. 36, ОГРН 1024200707079, ИНН 4203009474) о признании незаконным постановления от 04.08.2011 N 10608000-137/2011 о привлечении к ответственности по части 3 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 1 906 827,44 рублей,
В заседании приняли участие представители Кемеровской таможни - Егорова С.И. по доверенности от 01.03.2012, Мигулев В.В. по доверенности от 06.04.2010.
Суд установил:
Открытое акционерное общество "ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат" (далее по тексту ОАО "ЕВРАЗ ЗСМК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Кемеровской таможни (далее по тексту таможня, административный орган) от 04.08.2011 N 10608000-137/2011 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ).
Решением от 20.10.2011 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 29.12.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе ОАО "ЕВРАЗ ЗСМК" просит отменить судебные акты и прекратить производство по административному делу ввиду малозначительности совершенного правонарушения.
Таможня в отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы, изложенные в отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовав обстоятельства дела, проанализировав доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей административного органа, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что 30.08.2009 между ОАО "ЕВРАЗ ЗСМК" и фирмой "DanieliEngineering&ServicesGmbH" был заключен контракт N 9063044 на приобретение запасных частей к машине непрерывного литья заготовок, при этом пунктом 9.5 контракта предусмотрено, что в случае поставки дефектных частей, продавец обязан устранить выявленные дефекты.
05.04.2011 во исполнение условий контракта, для устранения выявленных дефектов, в порядке, предусмотренном статьей 259 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее по тексту Закон N311-ФЗ), Общество обратилось на Новокузнецкий таможенный пост с заявлением на переработку товаров вне таможенной территории. Данное заявление было рассмотрено таможенным органом и обществу выдано разрешение на переработку товаров вне таможенной территории ДТ N10608052/050411/0001353 со сроком до 30.05.2011.
Срок переработки товаров вне таможенной территории - до 30.05.2011 Общество определило самостоятельно в соответствии с частью 1 статьи 255 Закона N 311-ФЗ.
С территории таможенного союза товары убыли 22.04.2011, в зону деятельности таможенного поста прибыли 24.05.2011. В этот же день продукты переработки Общество поместило на свой склад временного хранения. По истечении согласованного с таможенным органом срока переработки товаров - 30.05.2011, Общество таможенную процедуру переработки в установленном законом порядке не завершило, товары (продукты переработки) ни под одну из таможенных процедур (реимпорта или выпуска для внутреннего потребления) не поместило, срок переработки товаров вне таможенной территории не продлило.
Данное обстоятельство послужило основанием для возбуждения 22.06.2011 таможней дело N 10608000-137/2011 об административном правонарушении и проведено административное расследование по окончании которого 22.07.2011 составлен протокол об административном правонарушении N10608000-137/2011.
По результатам рассмотрения материалов административного производства 04.08.2011 вынесено постановление N 10608000-137/2011. ОАО "ЕВРАЗ ЗСМК" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 16.19 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере одной второй стоимости товара, являющегося предметом административного правонарушения, что составляет 1 906 827,44 руб.
Считая, что совершенное правонарушение является малозначительным, ОАО "ЕВРАЗ ЗСМК" обратилось в Арбитражный суд с заявлением об отмене постановления.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что материалами дела подтверждается совершение Обществом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.19 КоАП РФ, и отсутствуют основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Кассационная инстанция, оставляя судебные акты без изменения, исходит из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 16.19 КоАП РФ, в редакции, действующей в момент совершения административного правонарушения, незавершение в установленные сроки таможенного режима, в отношении которого установлено требование о его завершении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от одной второй до однократного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
ОАО "ЕВРАЗ ЗСМК" факт совершения административного правонарушения не оспаривается, материалами дела подтвержден состав административного правонарушения и вина Общества в его совершении.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Исходя из разъяснений, содержащихся в названном пункте, при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального составов) не исключаются при оценке малозначительности содеянного. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Исследовав представленные сторонами доказательства, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии в данном конкретном случае оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
При определении размера штрафа, административный орган исходил из санкции статьи 16.19 КоАП РФ и исчислил минимальную его сумму. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает прав административных органов назначать штраф ниже того предела, который установлен санкцией конкретной статьи.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что арбитражный суд принял законные и обоснованные судебные акты, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 20.10.2011 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 29.12.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-10601/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Белова |
Судьи |
В.И. Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из разъяснений, содержащихся в названном пункте, при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального составов) не исключаются при оценке малозначительности содеянного. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Исследовав представленные сторонами доказательства, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии в данном конкретном случае оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
При определении размера штрафа, административный орган исходил из санкции статьи 16.19 КоАП РФ и исчислил минимальную его сумму. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает прав административных органов назначать штраф ниже того предела, который установлен санкцией конкретной статьи."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2012 г. N Ф04-957/12 по делу N А27-10601/2011