г. Тюмень |
|
12 апреля 2012 г. |
Дело N А27-9096/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Гудыма В.Н.
судей Клиновой Г.Н.
Комковой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шаламовских Л.В.,
рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2012 (судьи Музыкантова М.Х., Жданова Л.И., Скачкова О.А.) по делу N А27-9096/2011 Арбитражного суда Кемеровской области по заявлению Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области (650000, г. Кемерово, пр. Советский, 58, ИНН 4200000478, ОГРН 1024200702569) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (650922, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 11, ИНН 4205002373, ОГРН 1044205091380) о признании решения недействительным.
В заседании приняли участие представители:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово - Боброва Т.А. по доверенности от 08.08.2011;
от Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области - Шевченко Е.А. по доверенности от 17.10.2011.
Суд установил:
Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее по тексту - комитет) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - инспекция, регистрирующий орган) от 19.04.2011 N 3295 об исключении общества с ограниченной ответственностью "Доминго" (далее - общество) в связи с его ликвидацией из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и обязании исключить соответствующую запись из ЕГРЮЛ.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 19.10.2011 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2012 решение суда от 19.10.2011 отменено, заявление удовлетворено. Признано недействительным решение регистрирующего органа от 19.04.2011 N 3295. Регистрирующий орган обязан устранить нарушение прав и законных интересов комитета путем исключения из ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности общества за основным регистрационным номером 10247240677570 от 19.04.2011 за государственным регистрационным номером 2114205107729.
С постановлением апелляционного суда не согласен регистрирующий орган, в кассационной жалобе, поддержанной представителем в судебном заседании, просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель указывает, что ликвидатором был представлен в регистрирующий орган полный пакет документов, необходимый для государственной регистрации прекращения деятельности общества, закон не возлагает обязанность на регистрирующий орган проверять достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных на государственную регистрацию ликвидации юридического лица. Инспекция не имела возможности располагать информацией о задолженности общества перед комитетом.
Комитет в отзыве на кассационную жалобу, поддержанным представителем в судебном заседании, возражает против доводов заявителя, просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
Выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого постановления арбитражного апелляционного суда по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, единственный участник общества Мухин В.И. 12.01.2011 принял решение о ликвидации общества и назначении ликвидатором гражданина Корчуганова М.А.
На основании заявления ликвидатора регистрирующим органом внесены записи в ЕГРЮЛ о принятии обществом решения о ликвидации, о назначении ликвидатора, о публикации 09.02.2011 объявления о ликвидации, 11.04.2011 - о составлении промежуточного баланса.
Ликвидатор 12.04.2011 обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, приложив к заявлению ликвидационный баланс, в котором не содержалось сведений о наличии у общества какой-либо задолженности.
На основании решения инспекции от 19.04.2011 N 3295 произведена государственная регистрация прекращения деятельности общества, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись и выдано свидетельство.
Считая, что ликвидация общества проведена с нарушением прав комитета как кредитора, последний обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований у инспекции для отказа в регистрации, предусмотренных статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации). Суд исходил из того, что закон не возлагает обязанность на регистрирующий орган проверять достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных на государственную регистрацию ликвидации юридического лица. Также суд указал, что комитет, считая себя кредитором по отношению к обществу, не проявил в должной степени озабоченность и осмотрительность.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявление, апелляционный суд пришел к выводу об ошибочности выводов суда, поскольку достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно. Признав сведения, содержащиеся в ликвидационном балансе недостоверными, суд пришел к выводу об обоснованности заявленного требования.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют материалам дела и закону.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона о регистрации, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11).
При ликвидации юридического лица ликвидатор в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации обязан принимать меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомлять кредиторов о ликвидации юридического лица.
Ликвидационный баланс юридического лица в силу пункта 5 статьи 63 Кодекса должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.
В данном случае, как установлено судом апелляционной инстанции, комитет не был надлежащим образом уведомлен о процессе ликвидации общества. Представленный в инспекцию ликвидационный баланс содержал недостоверные сведения об отсутствии у названного общества какой-либо кредиторской задолженности.
При этом ликвидационная комиссия знала о том, что комитет является кредитором общества, о чем свидетельствуют: уведомление от 23.01.2009 N 1, уведомление от 30.12.2009 N 2, уведомление от 19.01.2011 N 3.
Также в период проведения ликвидационных процедур по иску комитета возбуждено производство по делу о взыскании с общества задолженности по договору аренды земельного участка от 24.10.2005 N 05-1646. На момент рассмотрения инспекцией заявления о государственной регистрации прекращения деятельности общества дело по существу не рассмотрено.
Установив, что ликвидация общества произведена с нарушением закона, в период ее осуществления имелись неразрешенные судебные споры о взыскании кредиторской задолженности, в связи с чем ликвидация юридического лица не могла быть завершена, и что представленный в инспекцию ликвидационный баланс являлся недостоверным, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявления, констатировав факт нарушения прав и законных интересов комитета при ликвидации общества.
Поскольку предусмотренных законом оснований для регистрации прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией у инспекции не имелось, решение регистрирующего органа от 19.04.2011 N 3295 признано судами недействительным правомерно.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению как противоречащие статьям 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 21, 22 Закона о регистрации, толкование которых дано Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 13.10.2011 N 7075/11.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что постановление принято с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для его отмены в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2012 по делу N А27-9096/2011 Арбитражного суда Кемеровской области оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Гудым |
Судьи |
Г.Н. Клинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона о регистрации, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11).
При ликвидации юридического лица ликвидатор в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации обязан принимать меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомлять кредиторов о ликвидации юридического лица.
Ликвидационный баланс юридического лица в силу пункта 5 статьи 63 Кодекса должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.
...
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению как противоречащие статьям 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 21, 22 Закона о регистрации, толкование которых дано Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 13.10.2011 N 7075/11."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 апреля 2012 г. N Ф04-1442/12 по делу N А27-9096/2011
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1442/12