г. Тюмень |
|
13 апреля 2012 г. |
Дело N А46-10456/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Клиновой Г.Н.
судей Гудыма В.Н.
Комковой Н.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 30.11.2011 (судья Луговик С.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 (Гладышева Е.В., Зорина О.В., Семенова Т.П.) по делу N А46-10456/2011 по иску муниципального учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 7" (644053, Омская область, г. Омск, ул. Тварковского, д. 8, ИНН 5501042593, ОГРН 1025500522673) (в настоящее время - бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Медико-санитарная часть N 7") к Военному комиссариату Омской области (644099, Омская область, г. Омск, ул. Партизанская, д. 14, ИНН 5503019462, ОГРН 1025500745270) о взыскании 90 374 руб. 96 коп.
В заседании принял участие представитель от: муниципального учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 7" - Смирнов В.В. по доверенности от 26.03.2012.
Суд установил:
Муниципальное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 7" (далее - учреждение "Медико-санитарная часть N 7", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Военному комиссариату Омской области (далее также - Военный комиссариат, ответчик) о взыскании 90 374 руб. 96 коп. за оказанные медицинские услуги на основании договора от 11.01.2010 N 1.
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.11.2011, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012, с ответчика в пользу истца взыскано 90 374 руб. 96 коп. за оказанные медицинские услуги на основании договора от 11.01.2010 N 1, а также 3 615 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Военный комиссариат обратился в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином судебном составе, ссылаясь при этом на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Как указывает заявитель жалобы, суммы среднего заработка, выплачиваемые врачам специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий, связанных с реализацией Федерального закона от 28.02.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") за счет федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем в оплату труда по трудовому договору, а являются компенсационными выплатами, не подлежащими налогообложению (обложению страховыми взносами). В этой связи Военный комиссариат не может нести расходы, не предусмотренные объемом финансирования и перечислять денежные средства по КОСГУ 213.
Также, податель жалобы указывает, что суд неосновательно взыскал с него госпошлину в пользу истца, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Военный комиссариат освобожден от ее уплаты.
Учреждение "Медико-санитарная часть N 7" в письменном отзыве на кассационную жалобу поддерживает решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций, считает их законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца кассационную жалобу оспорил.
Рассмотрев доводы жалобы, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене, а исковые требования - отклонению.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 11.01.2010 между учреждением "Медико-санитарная часть N 7" (исполнитель) и Военным комиссариатом (заказчик) был заключен договор N 1 о предоставлении медицинских услуг (далее - договор от 11.01.2010 N 1), по условиям пункта 1.1. которого исполнитель обязуется предоставлять заказчику услуги по медицинскому обеспечению исполнения воинской обязанности (в призывной комиссии, в комиссии по первоначальной постановке граждан на воинский учет) для реализации Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Заказчик компенсирует расходы исполнителю путем перечисления на его лицевой счет денежных средств, предусмотренных федеральным бюджетом для Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (пункты 1.2, 2.4. договора N 1 от 11.01.2010).
Пунктом 2.1 договора от 11.01.2010 N 1 предусмотрено, что исполнитель обязуется направлять в военный комиссариат необходимых врачей-специалистов и средний медицинский персонал для работы в целях медицинского обеспечения исполнения воинской обязанности.
На основании пункта 2.5 договора от 11.01.2010 N 1 заказчик компенсирует расходы, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, привлекаемых в соответствии с пунктом 2.1 данного договора, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, а также командировочных (суточных) расходов.
В соответствии с пунктом 3.1 договора от 11.01.2010 N 1 заказчик ежемесячно, не позднее 3 числа, следующего за отчетным, представляет исполнителю документ учета рабочего времени на лиц, указанных в пункте 2.1 договора.
Пунктом 3.3 договора от 11.01.2010 N 1 определено, что исполнитель представляет заказчику до 5 числа месяца, следующего за отчетным, сведения о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов). Для подтверждения указанных расходов учреждения здравоохранения представляют документы: счет (счет-фактура), копию табеля учета рабочего времени, расчет фактически произведенного расхода. Указанные документы оформляются на официальном бланке, скрепляются подписью руководителя (заместителя руководителя), главного бухгалтера и основой печатью медицинского учреждения.
В целях компенсации расходов, связанных с выплатой среднего заработка указанным лицам, понесенных учреждением "Медико-санитарная часть N 7", ответчику выставлены счета-фактуры на общую сумму 435 317 руб. 61 коп.
В материалы дела истец представил акты приема-передачи оказанных услуг на общую сумму 435 317 руб. 61 коп., подписанные ответчиком.
При этом акты за май, июнь, июль, август, декабрь 2010 года подписаны ответчиком путем исправления стоимости услуг с отметкой "без начислений на фонд оплаты труда".
Обязательства по компенсации расходов ответчик исполнил частично, в сумме 344 942 руб. 65 коп. Военный комиссариат отказал в оплате учреждению "Медико-санитарная часть N 7" по спорному договору расходов по начислениям на фонд оплаты труда - страховых взносов в размере 90 374 руб. 96 коп.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что работники медицинского учреждения выполняли обязанность, установленную Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", непосредственно в рамках трудовых отношений с истцом. Судами не установлено оснований для отнесения денежных средств, выплачиваемых работникам медицинских учреждений, к перечню сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанному в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
Суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что расходы по оплате среднего заработка привлеченным по спорному договору медицинским работникам подлежали оплате Военным комиссариатом истцу с учетом начислений на фонд оплаты труда - страховых взносов, основаны на неправильном толковании норм права. Исковые требования в сумме 90 374 руб. 96 коп. не подлежали удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В свою очередь порядок возмещения затрат, понесенных медицинскими учреждениями в результате освидетельствования граждан в связи с призывом на военную службу, определен в Правилах компенсации расходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Правила компенсации расходов).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 Правил компенсации расходов компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, а также командировочных (суточных) расходов в случае участия указанных лиц в проведении, в том числе мероприятий по медицинскому освидетельствованию граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы.
На основании пункта 3 Правил компенсации расходов компенсация расходов, указанных в пункте 2 Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил компенсации расходов определено, что выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 2 настоящих Правил, - путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности.
Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Поскольку Военный комиссариат не является в силу Закона N 212-ФЗ страхователем по отношению к привлеченным в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" медицинским работникам, исполнявшим государственную обязанность, то обязанность по оплате страховых взносов на ответчика не может быть возложена.
Дополнительных расходов, кроме выплаты медперсоналу заработной платы за период участия в призывной компании, которые подлежали бы компенсации сверх тех, что предусмотрены Правилами компенсации расходов и фактически произведены комиссариатом, участие в ней для больницы не создает.
Уплата страховых взносов с фонда заработной платы дополнительным расходом не является, поскольку обязательна независимо от участия в деятельности комиссариата.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты в части удовлетворения исковых требований подлежат отмене.
Суду первой инстанции следует произвести поворот исполнения отмененных судебных актов.
Руководствуясь пунктами 1, 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 30.11.2011 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 по делу N А46-10456/2011 отменить. Принять новое решение. В иске отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.Н. Клинова |
Судьи |
В.Н. Гудым |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4 Правил компенсации расходов определено, что выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 2 настоящих Правил, - путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности.
Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Поскольку Военный комиссариат не является в силу Закона N 212-ФЗ страхователем по отношению к привлеченным в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" медицинским работникам, исполнявшим государственную обязанность, то обязанность по оплате страховых взносов на ответчика не может быть возложена.
Дополнительных расходов, кроме выплаты медперсоналу заработной платы за период участия в призывной компании, которые подлежали бы компенсации сверх тех, что предусмотрены Правилами компенсации расходов и фактически произведены комиссариатом, участие в ней для больницы не создает."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2012 г. N Ф04-1291/12 по делу N А46-10456/2011
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1291/12
16.02.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10696/11
22.12.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10696/11
30.11.2011 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-10456/11