г. Тюмень |
|
16 апреля 2012 г. |
Дело N А02-792/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Сириной В.В.
Цыгановой Е.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алэм" на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 05.09.2011 (судья Борков А.А.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2011 (судьи Музыкантова М.Х., Жданова Л.И., Скачкова О.А.) по делу N А02-792/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алэм" (ОГРН 1020400746838, ИНН 0411062564, 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Чаптынова, 32) к Администрации города Горно-Алтайска (ОГРН 1030400726938, ИНН 0411112575, 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 18), о признании незаконным бездействия.
Другие лица, участвующие в деле: Шумков Павел Дмитриевич.
В заседании приняли участие представители:
от ООО "Алэм" - представитель Альмагамбетова С.М. по доверенности от 26.04.2011, директор Адамбекова Л.Ж. на основании протокола собрания учредителей от 01.07.2010.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Алэм" (далее - ООО "Алэм", заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации г. Горно-Алтайска (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в несогласовании межевого плана и непризнании установленными смежных границ между земельным участком с кадастровым номером 04:11:020152:22, с разрешенным использованием для размещения и обслуживания здания цеха безалкогольных напитков, расположенным по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Чаптынова, 34, и земельным участком, предоставленным Обществу распоряжением N 37/281 от 19.10.2007, для размещения и обслуживания котельной и цеха по переработке солода с подвалом, расположенным по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Чаптынова, 32/2 по определенном на межевом плане координатам межевых точек: 1864, 1863, 175, 1266, 1267, 1288, 1289.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 05.09.2011, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Алэм" в кассационной жалобе просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Алэм" на праве собственности принадлежит цех по переработке солода с подвалом, общей площадью 992,8 кв. м. и здание котельной, площадью 223,9 кв.м., расположенные по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Чаптынова,32/2 (адресная справка N 1354 от 29.05.2007).
Распоряжением от 09.10.2007 N 37/116 Администрацией утвержден проект границ земельного участка общей площадью 1457 кв.м, расположенного по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Чаптынова,32/2, образуемого из части: А земельного участка, находящегося в государственной собственности с кадастровым номером 04:11:02 0152:0058, для размещения и обслуживания котельной и цеха по переработке солода с подвалом.
19.10.2007 Администрацией издано распоряжение N 37/281 о предоставлении указанного участка ООО "Алэм" в собственность за плату, при этом МУ "Управление по имуществу и земельным отношениям города Горно-Алтайска" поручено заключить договор купли-продажи земельного участка после предоставления Обществом кадастрового плана.
Межевой план на основании указанных распоряжений Администрации, изданных в ноябре 2007 года, не изготовлен, земельный участок на кадастровый учет не поставлен.
27.10.2010 представителем ООО "Алэм" мэру г. Горно-Алтайска подано заявление о предоставлении земельного участка площадью 1457 кв.м. по ул. Чаптынова,32/2 в собственность за плату.
В связи с указанным обращением Администрацией вынесено распоряжение от 04.10.2010 N 36/24 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (КПТ.4 лист 5) в кадастровом квартале 04:11:020152 по указанному ООО "Алэм" адресу, в котором также указано о необходимости обращения Общества в ФГУ "Земельная кадастровая палата" для постановки земельного участка на кадастровый учет. О вынесении распоряжения МУ "Управление по имуществу и земельным отношениям города Горно-Алтайска" известило Общество письмом от 12.11.2010 N 4099.
28.10.2010 Общество обращалось в Администрацию с заявлением о предоставлении участка, расположенного по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Чаптынова, 34/1 в собственность за плату, на которое дан ответ о невозможности такого предоставления в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка в собственности Шумкова П.Д. на основании распоряжения Администрации от 05.12.2008 и договора купли-продажи от 30.12.2008 N 484.
27.01.2011 ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" составлен предварительный план согласования границ земельного участка для размещения и обслуживания здания котельной, цеха по переработке солода с подвалом площадью 1499 кв.м., который согласован МУ "Управление по имуществу и земельным отношениям города Горно-Алтайска" и МУ "Управление архитектуры и градостроительства г. Горно-Алтайска" с учетом корректировки по координатам межевых точек 1863; 175.
В дальнейшем, по заказу представителя ООО "Алэм" Филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Чаптынова, 32/2, площадью 1486 кв. м.
В соответствии с актом согласования местоположения границы земельного участка согласованию подлежат границы со смежными земельными участками общего пользования по ул. Чаптынова и ул. Кирова (от т. 1556 ч/з н1 до т. 1736; и от т. 1735 ч/з н3 до т. 1866).
При этом в качестве представителя правообладателя указан представитель Администрации Алейников Д. А. действующий на основании доверенности от 26.02.2009 N 475.
Считая бездействие Администрации в несогласовании межевого плана незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 36, 39, частями 1, 2, 3 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) суды пришли к выводу о недоказанности обращения в Администрацию для согласования границ земельного участка в рамках межевого плана, а также об отсутствии нарушений прав и законных интересов Общества бездействием Администрации.
У суда кассационной инстанции нет оснований для иных выводов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным бездействия Администрации необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие такого бездействия нормам действующего законодательства и нарушение таким бездействием прав и законных интересов Общества.
Согласно части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Положениями частей 1, 2 статьи 40 Закона N 221-ФЗ установлено, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
В силу части 3 статьи 40 Закона N 221-ФЗ, если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
По смыслу статьи 40 Закона N 221-ФЗ заинтересованное лицо в установленный срок может выразить свое согласие либо представить мотивированные возражения о местоположении границ земельного участка, следовательно, указанному лицу должны быть представлены все необходимые документы, позволяющие ему определить свою позицию по данному вопросу.
Таким образом, о проведении землеустроительных работ в отношении спорного земельного участка Общество должно надлежащим образом уведомить Администрацию, а в случае ее уклонения от согласования местоположения границ действовать в соответствии с частью 3 статьи 40 Закона N 221-ФЗ.
Как правильно указано судами, в материалах дела отсутствуют доказательства обращения заявителя в Администрацию, в том числе, как к правообладателю смежных земельных участков, для согласования границ спорного земельного участка в рамках межевого плана.
Ссылка Общества на показания свидетеля - инженера-геодезиста Филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Алтай Аккожановой Н.Т. правомерно отклонена судом первой инстанции на основании статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как верно отметил суд первой инстанции, в рассматриваемом случае, в силу прямого указания закона (пункт 3 статьи 40 Закона N 221-ФЗ) необходимо предоставление именно письменных доказательств, подтверждающих своевременное и надлежащее извещение заинтересованного лица о необходимости согласования местоположения границ.
Между тем, таких доказательств заявителем не представлено.
В связи с чем, суды пришли к правильному выводу о том, что в данном случае не имеется оснований для вывода о бездействии Администрации в согласовании межевого плана и признании установленными смежных границ земельных участков.
При этом суд оценил доводы администрации о пропуске заявителем срока, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на обжалование действий (бездействия) ответчика, и счел их несостоятельными в связи с отсутствием доказательств нарушения прав и законных интересов общества именно в рамках заявленных требований, а соответственно и факта незаконного бездействия администрации г. Горно-Алтайска.
Доводы заявителя, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, несостоятельны, поскольку иное толкование заявителем положений законодательства не свидетельствует о допущенных судом нарушениях норм права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 05.09.2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2011 по делу N А02-792/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Орлова |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 3 статьи 40 Закона N 221-ФЗ, если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
По смыслу статьи 40 Закона N 221-ФЗ заинтересованное лицо в установленный срок может выразить свое согласие либо представить мотивированные возражения о местоположении границ земельного участка, следовательно, указанному лицу должны быть представлены все необходимые документы, позволяющие ему определить свою позицию по данному вопросу.
Таким образом, о проведении землеустроительных работ в отношении спорного земельного участка Общество должно надлежащим образом уведомить Администрацию, а в случае ее уклонения от согласования местоположения границ действовать в соответствии с частью 3 статьи 40 Закона N 221-ФЗ.
...
Как верно отметил суд первой инстанции, в рассматриваемом случае, в силу прямого указания закона (пункт 3 статьи 40 Закона N 221-ФЗ) необходимо предоставление именно письменных доказательств, подтверждающих своевременное и надлежащее извещение заинтересованного лица о необходимости согласования местоположения границ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 апреля 2012 г. N Ф04-1320/12 по делу N А02-792/2011