г. Тюмень |
|
17 апреля 2012 г. |
Дело N А75-7498/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Новоселова В.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северавтотранс" на постановление от 03.02.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу N А75-7498/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северавтотранс" (628007, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, 104, ИНН 8602060280, ОГРН 1028600508155) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Ханты-Мансийск, улица Чехова, 12, А, ИНН 8601009316, ОГРН 1028600512093) о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 31.08.2011 N 57.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Северавтотранс" - Дядюнов В.В. по доверенности от 01.01.2012 N 1-Ю.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Северавтотранс" (далее - ООО "Северавтотранс", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - антимонопольный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 31.08.2011 N 57.
Решением от 28.10.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры заявленное обществом требование удовлетворено.
Постановлением от 03.02.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "Северавтотранс" просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 03.02.2012, поскольку суд не применил статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и не квалифицировал допущенное правонарушение, как малозначительное. Это, по мнению общества, противоречит правовой позиции, изложенной в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Общество также указывает на то, что антимонопольный орган не доказал в действиях общества наличия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит постановление апелляционного суда оставить без изменения, поскольку общество было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 руб., что является минимальным размером предусмотренной частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ санкции.
Общество знало о необходимости соблюдения антимонопольного законодательства, поскольку ранее неоднократно предоставляло информацию в антимонопольный орган.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителя общества, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в адрес управления поступили документы и материалы проверки, направленные прокуратурой города Нягани, по обращению генерального директора ООО "Северавтотранс" о соблюдении муниципальным учреждением "Комитет городского хозяйства" законности при организации транспортного обслуживания населения города Нягани посредством изменения маршрутной сети пассажирского транспорта города Нягани, заключению договоров на обеспечение пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутной сети пассажирского транспорта города Нягани на 2011 год без проведения конкурсного отбора.
Рассмотрев материалы указанной проверки и на основании приказа заместителя руководителя управления от 06.06.2011 N 460 в отношении ООО "Северавтотранс" антимонопольным органом было возбуждено дело N 06-02-129/2011 по признакам нарушения части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
06.06.2011 председателем комиссии управления по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства было вынесено определение о назначении дела N 06-02-129/2011 о нарушении антимонопольного законодательства на 19.07.2011.
В определении от 06.06.2011 антимонопольный орган также указал, что ООО "Северавтотранс" необходимо представить в управление в срок до 04.07.2011: выписку из Единого государственного реестра юридических лиц; документы, подтверждающие полномочия на заключение договора; письменные пояснения по признакам нарушения части 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции; другие документы в обоснование своей позиции.
К указанной дате обществом не были представлены документы, в связи с чем, определением от 19.07.2011 рассмотрение дела антимонопольным органом было отложено на 03.08.2011.
Согласно протоколу заседания комиссии о нарушении антимонопольного законодательства от 03.08.2011, пояснениям сторон в судебном заседании первой инстанции арбитражного суда, истребуемые антимонопольным органом документы представлены обществом 03.08.2011.
В связи с непредставлением в установленный срок истребуемых документов в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 18.08.2011 N 54, на основании которого принято постановление от 31.08.2011 N 57 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Общество, полагая, что названное постановление нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из факта совершения ООО "Северавтотранс" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ. Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что совершенное обществом правонарушение является малозначительным.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из факта совершения ООО "Северавтотранс" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, отсутствия нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия оснований для применения положений о малозначительности правонарушения.
Частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 19.8 КоАП РФ, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации).
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, заключается в непредставлении в федеральный орган, его территориальный орган сведений (информации) по требованию указанных органов либо представление заведомо недостоверных сведений.
Из содержания статей 23, 25 Закона о защите конкуренции следует, что коммерческие организации обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию в письменной и устной форме.
Суды первой и апелляционной инстанций, дав оценку представленным доказательствам, обоснованно пришли к выводу о том, что общество в установленные сроки не исполнило требование антимонопольного органа о предоставлении документов. Суды правомерно исходили из наличия в бездействии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, и отсутствия нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.
Суд первой инстанции с учетом статьи 2.9 КоАП РФ пришел к выводу о наличии оснований для квалификации правонарушения, как малозначительного.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и исследовав вопрос о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для квалификации правонарушения, как малозначительного.
В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" - оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Таким образом, доводы общества о малозначительности совершенного правонарушения, изложенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием для переоценки выводов суда апелляционной инстанции и отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, пунктом 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" - не облагаются государственной пошлиной дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности. В этой связи, на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 2 000 рублей, уплаченная заявителем по платежному поручению от 15.02.2012 N 712, подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью "Северавтотранс".
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 03.02.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-7498/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Северавтотранс" из федерального бюджета 2 000 (две тысячи) рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 15.02.2012 N 712.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
В.И. Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" - оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
...
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, пунктом 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" - не облагаются государственной пошлиной дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности. В этой связи, на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 2 000 рублей, уплаченная заявителем по платежному поручению от 15.02.2012 N 712, подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью "Северавтотранс"."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 апреля 2012 г. N Ф04-1200/12 по делу N А75-7498/2011