г. Тюмень |
|
18 апреля 2012 г. |
Дело N А75-339/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 18 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Сириной В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Металлург-2" на решение от 20.10.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Дроздов А.Н.) и постановление от 08.02.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-339/2011 по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Металлург-2" (628433, ХМАО, Сургутский р-н, г.п. Белый Яр, ул. Совхозная, 33А, ОГРН 1088617000713, ИНН 8617027014) к администрации Сургутского района (628400, ХМАО, г. Сургут, ул. Энгельса, 10, ИНН 8617011350, ОГРН 1028600615207) о признании недействительным решения и обязании совершить действия.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района.
В заседании приняли участие представители:
от администрации Сургутского района - Гасанова Л.В. по доверенности от 31.12.2011 N 210;
от Департамент имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района - Гасанова Л.В. по доверенности от 27.12.2011 N 110.
Суд установил:
дачное некоммерческое товарищество "Металлург-2" (далее - ДНТ "Металург-2", товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Сургутского района (администрация, ответчик), в котором просило:
- признать недействительным решение от 20.10.2010 N 12 заседания земельной комиссии администрации по 9 (девятому) вопросу повестки дня, которым заявителю отказано в оформлении отвода земельного участка под размещение дачного некоммерческого товарищества в д. Сайгатина Сургутского района и отменено решение земельной комиссии от 15.05.2008 N 6 о предоставлении земельного участка для товарищества;
- обязать администрацию предоставить земельный участок с кадастровым номером 86:03:051401:113, под дачное некоммерческое товарищество в д. Сайгатина, на землях поселений общей площадью 16,5 га;
- обязать администрацию заключить договор аренды вышеуказанного участка для разработки проекта организации и застройки территории товарищества и вынести соответствующее распоряжение.
Решением от 20.10.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 08.02.2012 Восьмого Арбитражного апелляционного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ДНТ "Металург-2" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Податель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанции неправильно применили нормы материального права, выводы судов противоречат обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Полагает, что вывод суда о необходимости проведения зонирования земельного участка является необоснованным. Указывает, что у земельной комиссии в настоящее время отсутствуют полномочия по отмене решения предыдущей комиссией, так как её деятельность имеет в соответствии с новым положением рекомендательный характер.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность обжалуемого постановления по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что в апреле 2008 года создана инициативная группа для организации дачного некоммерческого товарищества и выделения земельного участка, направлена заявка от 05.05.2008 в администрацию Сургутского района о выделении земельного участка под дачное некоммерческое товарищество (далее - ДНТ).
На заседании земельной комиссии принято решение от 15.05.2008 о предоставлении участка под ДНТ только на землях поселения в д. Сайгатина в установленном порядке.
В Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись от 17.06.2008 о создании ДНТ "Металлург-2"
Комитет имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района письмом от 18.09.2008 N 8693 сообщил о необходимости утверждения списков членов ДНТ "Металлург-2" главами сп. Солнечный и пгт. Барсово, а также о том, что планируется приступить к разработке генерального плана д. Сайгатина в конце 2008 года и завершить его до 01.01.2010. До утверждения генерального плана принять решение о предоставлении земельного участка под ДНТ не представляется возможным.
Комитет архитектуры и градостроительства администрации Сургутского района письмом от 27.06.2009 N 017-23-1270 сообщил, что при разработке генплана сп. Солнечный будет предусмотрена территория под размещение ДНТ "Металлург-2". Также письмом от 06.07.2009 N 6803 сообщил, что заявителем не предоставлены утверждённые главами пгт. Барсово и сп. Солнечный списки членов ДНТ, и протокол общего собрания граждан, которое организуется органом местного самоуправления, а также согласование отводов земельных участков приостановлено до окончания разработки и утверждения генерального плана д. Сайгатина.
Земельной комиссией от 20.10.2010 N 12 принятое ранее (05.05.2008) решение N 6 о предоставлении земельного участка под ДНТ "Металлург-2" отменено, в связи с планируемым размещением на этом земельном участке индивидуального жилищного строительства, а также в связи с нарушением процедуры создания ДНТ.
Отказ мотивирован нарушением заявителем положений Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" при создании ДНТ и в связи с тем, что в соответствии с проектом генерального плана сп. Солнечный испрашиваемый земельный участок располагается в зоне, предназначенной для индивидуального жилищного строительства.
ДНТ "Металлург", полагая, что, отказ в предоставлении земельного участка противоречит земельному законодательству, нарушает его права и создаёт препятствия в осуществлении принадлежащего ему права на получение земельного участка для ведения дачного хозяйства, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, исходил из того, что на момент вынесения решения земельной комиссией от 15.05.2008 не согласованы и не утверждены списки граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, а также не представлены на момент вынесения оспариваемого решения земельной комиссии. В нарушение статьи 65 АПК РФ не предоставлены доказательства проведения зонирования испрашиваемой территории, данный земельный участок согласован для строительства индивидуального жилищного строительства. При этом указал, что формулировка решения земельной комиссии от 15.05.2008, изложенного в пункте 18, не свидетельствует о безусловном принятии решения о предоставлении земельного участка заявителю в п. Сайгатина, данное решение содержит вывод о категории земель, из которых должно произойти предоставление - земли поселений.
Оставляя решение суда первой инстанции в силе, апелляционная инстанция также указала, что согласно положениям о земельной комиссии (в редакции 2005 и 2010), как на момент принятия решения от 15.05.2008, так и на момент принятия оспариваемого решения от 20.10.2010 в полномочия комиссии не входило принятие решения о предоставлении земельного участка, окончательное решение о предоставлении земельного участка вправе принимать лишь администрация Сургутского района.
Выводы судов соответствуют закону и материалам дела.
Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населённых пунктов и земли лесного фонда.
В силу пункта 2 статьи 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населённых пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населённых пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Статьёй 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан" (далее - Федерального закона N 66-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства гражданами, и устанавливается правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
Для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений нормы главы III Федерального закона N 66-ФЗ предполагают обязательное предварительное проведение зонирования территорий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона N 66-ФЗ регистрация и учёт заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
При этом выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьёй 14 названного Закона, пунктом 2 предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учётом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или даёт заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учётом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 той же статьи вышеназванного Закона N 66-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона N 66-ФЗ на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Таким образом, по смыслу приведённых выше норм права, выбор и предоставление земельного участка для целей ведения дачного хозяйства должны осуществляться из формируемого органом местного самоуправления фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, а не из земель населённого пункта.
При рассмотрении заявления о признании незаконным бездействия администрации судами первой и апелляционной инстанций установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судами, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ не имеется.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Согласно подпункту 4 пункта 1 названной статьи Кодекса при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера государственная пошлина уплачивается в размере 2 000 рублей.
Таким образом, при подаче кассационной жалобы подлежит уплате государственная пошлина в сумме 1000 рублей.
Поскольку ДНТ "Металлург" при подаче кассационной жалобы государственная пошлина уплачена в размере 2 000 руб., то согласно статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации ему следует возвратить 1 000 руб. излишне уплаченной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 20.10.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 08.02.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-339/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Дачному некоммерческому товариществу "Металлург-2" возвратить из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона N 66-ФЗ регистрация и учёт заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
При этом выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьёй 14 названного Закона, пунктом 2 предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учётом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или даёт заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учётом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 той же статьи вышеназванного Закона N 66-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона N 66-ФЗ на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 апреля 2012 г. N Ф04-1413/12 по делу N А75-339/2011
Хронология рассмотрения дела:
02.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7963/12
18.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1413/12
08.02.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9851/11
20.10.2011 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-339/11