г. Тюмень |
|
25 апреля 2012 г. |
Дело N А27-10519/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Поликарпова Е.В.
Роженас О.Г.
при ведении протокола помощником судьи Квитко Д.С.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово на решение от 20.10.2011 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Потапов А.Л.) и постановление от 16.01.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Кривошеина С.В., Колупаева Л.А.) по делу N А27-10519/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Лидер" (650000, город Кемерово, улица Аллейная, 11, ОГРН 1024200679194, ИНН 4210001760) к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (650992, город Кемерово, проспект Кузнецкий, 11, ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373) о признании недействительным решения.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области в заседании участвовали представители:
от открытого акционерного общества "Лидер" - Абакумов Г.В. по доверенности от 17.08.2011;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово - Делитаева Е.Б. по доверенности от 07.02.2012.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Лидер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Кемерово (далее - инспекция) от 29.04.2011 N 34365 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (далее - решение инспекции).
Решением от 20.10.2011 Арбитражного суда Кемеровской области заявленное требование удовлетворено.
Постановлением от 16.01.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение от 20.10.2011 и постановление от 16.01.2012 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Податель жалобы считает необоснованным вывод судов об отсутствии вины общества в совершении налогового правонарушения.
По мнению заявителя кассационной жалобы, заявление общества следовало оставить без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), поскольку решение инспекции было обжаловано им лишь в части размера штрафа.
В отзыве общество просит оставить принятые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, в отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год за земельный участок с кадастровым номером 42:24:0301011:890.
По результатам этой проверки инспекция установила, что уточненная декларация подана по истечении срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога. Сумма налога к доплате составила 2 506 258 рублей.
По итогам проверки инспекцией составлен акт от 30.03.2011 N 62373.
Решением инспекции от 29.04.2011 N 34365 общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, что составило 501 251 рубль 60 копеек.
В качестве основания для принятия этого решения указана неполная уплата сумм налога в результате неправильного исчисления.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области (далее - управление) от 14.06.2011 N 380 решение инспекции изменено в части отмены налоговой санкции равной 250 625 рублям 80 копейкам. С учетом внесенных изменений управление утвердило решение инспекции.
Общество, не согласившись с решением инспекции (с учетом внесенных управлением изменений), обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия вины общества в нарушении срока подачи уточненной налоговой декларации.
Выводы судов являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, то есть виновно совершенного противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое Кодексом установлена ответственность (статья 106).
Статьей 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как устанавливаемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом обложения этим налогом.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации) в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что решением от 14.07.2010 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 24.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, по делу N А27-5466/2010 признан недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0301011:890, принадлежащего обществу на праве собственности. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости этого земельного участка.
25.01.2011 общество подало налоговую декларацию по земельному налогу за 2010 год, исчислив сумму налога (19 559 рублей) исходя из нормативной цены земли, утвержденной распоряжением Администрации Кемеровской области от 04.02.1999 N 73-р "О нормативной цене земель Кемеровской области".
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.02.2011 по делу N А27-5466/2010 решение Арбитражного суда Кемеровской области и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда отменены, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Суд кассационной инстанции признал законным результат государственной кадастровой оценки земельного участка, принадлежащего обществу.
08.02.2011 общество подало уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2010 год, исчислив сумму налога (2 525 817 рублей) исходя из установленной кадастровой стоимости земельного участка.
Инспекцией не оспаривается, что при подаче первоначальной налоговой декларации не были установлены неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иное неправильное исчисление налога (сбора) или другие неправомерные действия (бездействие), являющиеся основанием для привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса.
Суды верно сочли, что подача уточненной налоговой декларации связана с принятием Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа постановления от 01.02.2011 по делу N А27-5466/2010, а не наличием допущенных обществом при подаче первоначальной налоговой декларации ошибок.
Апелляционным судом правильно указано, что оспариваемое решение инспекции не содержит указания на то, какие виновные неправомерные действия (бездействие) общества повлекли неуплату земельного налога.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, в том числе сроки подачи первоначальной и уточненной налоговых деклараций по земельному налогу за 2010 год, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии вины общества в совершении налогового правонарушения, что в силу статьи 109 Кодекса исключает привлечение его к ответственности за налоговое правонарушение.
Довод инспекции о том, что суд должен был оставить заявление общества без рассмотрения по пункту 2 части 1 статьи 148 АПК РФ, правомерно отклонен судами.
Пунктом 5 статьи 101.2 Кодекса установлен обязательный досудебный порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган решений, принимаемых по результатам налоговых проверок.
Как установлено судами и не оспаривается инспекцией, общество обратилось в управление с апелляционной жалобой, которая была удовлетворена частично. Решение инспекции с учетом принятых управлением изменений утверждено и вступило в законную силу.
При этом суды обоснованно отметили, что в поданной в управление апелляционной жалобе общество указывало на отсутствие в его действиях налогового правонарушения.
Судами верно указано, что статья 140 Кодекса не содержит ограничений по пересмотру обжалуемого решения вышестоящим налоговым органом в полном объеме.
Таким образом, правильным является вывод судов о соблюдении обществом досудебного порядка урегулирования спора.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали оспариваемое решение инспекции недействительным.
В целом доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 20.10.2011 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 16.01.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-10519/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
Е.В. Поликарпов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды верно сочли, что подача уточненной налоговой декларации связана с принятием Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа постановления от 01.02.2011 по делу N А27-5466/2010, а не наличием допущенных обществом при подаче первоначальной налоговой декларации ошибок.
Апелляционным судом правильно указано, что оспариваемое решение инспекции не содержит указания на то, какие виновные неправомерные действия (бездействие) общества повлекли неуплату земельного налога.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, в том числе сроки подачи первоначальной и уточненной налоговых деклараций по земельному налогу за 2010 год, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии вины общества в совершении налогового правонарушения, что в силу статьи 109 Кодекса исключает привлечение его к ответственности за налоговое правонарушение.
Довод инспекции о том, что суд должен был оставить заявление общества без рассмотрения по пункту 2 части 1 статьи 148 АПК РФ, правомерно отклонен судами.
Пунктом 5 статьи 101.2 Кодекса установлен обязательный досудебный порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган решений, принимаемых по результатам налоговых проверок.
...
Судами верно указано, что статья 140 Кодекса не содержит ограничений по пересмотру обжалуемого решения вышестоящим налоговым органом в полном объеме."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 апреля 2012 г. N Ф04-1722/12 по делу N А27-10519/2011