г. Тюмень |
|
27 апреля 2012 г. |
Дело N А27-10760/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Роженас О.Г.
судей Мартыновой С.А.
Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Терентьевым А.В. кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области на решение от 16.11.2011 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Кузнецов П.Л.) и постановление от 01.02.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А27-10760/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "СДС-Трейд" (650000, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Терешковой, д. 45, ИНН 4205101769, ОГРН 1064205065517) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (650024, г. Кемерово, ул. Глинки, д. 19, ИНН 4205035918, ОГРН 1044205091435) о признании недействительным решения.
В заседании приняли участие представители от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области - Кругова Т.Н. по доверенности от 28.12.2011.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "СДС-Трейд" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (далее - МИФНС по КН N 1 по Кемеровской области) о признании недействительным решения от 22.06.2011 N 26 "о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение".
Решением от 16.12.2011 Арбитражного суда Кемеровской области требования общества удовлетворены.
Постановлением от 01.02.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МИФНС по КН N 1 по Кемеровской области просит отменить принятые судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. МИФНС по КН N 1 по Кемеровской области считает, что общество своевременно не исполнило обязанность по предоставлению сведений о доходах физических лиц в инспекцию по месту постановки на налоговый учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, предоставив в данный орган справки о доходах 04.04.2011 вместо 01.04.2010; обществом неправомерно представлены сведения о доходах физических лиц в инспекцию по месту нахождения общества. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу общество возражает против доводов инспекции, просит принятые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель МИФНС по КН N 1 по Кемеровской области поддержал свои доводы.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения акта об обнаружении факта нарушения обществом положений, предусмотренных пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), МИФНС по КН N 1 по Кемеровской принято решение от 26.06.2011 N 26 "о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение". Указанным решением общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 24 200 руб. за непредставление в установленный срок в инспекцию сведений о доходах физических лиц.
Решением от 26.07.2011 N 515 Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области решение МИФНС по КН N 1 по Кемеровской области оставлено без изменения.
Арбитражные суды, удовлетворяя заявленное обществом требование, пришли к выводу о том, что нормами налогового законодательства не установлена обязанность налогового агента направлять сведения о доходах физических лиц только по месту постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. В связи с чем представление обществом сведений в установленный законом срок в инспекцию по месту нахождения общества не может рассматриваться в качестве совершения налогового правонарушения. Поскольку общество своевременно представило соответствующие сведения в налоговый орган по месту нахождения организации, основания для привлечения к ответственности у МИФНС по КН N 1 по Кемеровской области отсутствуют.
Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 24 НК РФ на налогового агента возложена обязанность представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. В соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты сведения о доходах физических лиц подают в налоговый орган по месту своего учета.
Из пункта 1 статьи 83 НК РФ следует, что в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Статьей 126 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных НК РФ, но не за нарушение порядка их представления.
Арбитражными судами установлено, что общество поставлено на учет 15.03.2006 по месту нахождения в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - ИФНС по г. Кемерово) (свидетельство о постановке на учет серии 42 N 0026000999), а также поставлено на учет 14.09.2010 в МИФНС по КН N 1 по Кемеровской области (уведомление о постановке на учет) в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Согласно пунктам 1, 2 Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, утвержденных приказом Минфина Российской Федерации от 11.07.2005 N 85н, положениям Методических указаний для налоговых органов по вопросам учета крупнейших налогоплательщиков - российских организаций, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы России от 27.09.2007 N ММ-3-09/553@, организация - крупнейший налогоплательщик состоит на учете в двух налоговых органах: в налоговом органе по месту нахождения организации и в налоговом органе по крупнейшим налогоплательщикам.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 08.11.2005 N 438-О, НК РФ не разграничивает компетенцию налоговых органов, их полномочия должны осуществляться с надлежащей степенью взаимодействия, с тем, чтобы исключить возможность проведения параллельных контрольных процедур и, как следствие, - возложения на крупнейших налогоплательщиков дополнительных обременений, связанных с выполнением требований сразу нескольких налоговых органов.
На основании изложенного арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание пункт 7 статьи 3 НК РФ и вышеуказанную позицию Конституционного суда Российской Федерации, правомерно пришли к выводу о том, что оснований для привлечения общества к ответственности по данному делу не имеется. Постановка общества на учет в МИФНС по КН N 1 по Кемеровской области не исключает его учет в налоговом органе по месту нахождения - в ИФНС по г. Кемерово.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что общество представило сведения о доходах физических лиц за 2010 год с использованием средств телекоммуникации 09.02.2011 в ИФНС по г. Кемерово - по месту нахождения общества. Соответствующие сведения были загружены в базу данных для межинспекционного обмена. Письмом от 04.04.2011 общество сообщило МИФНС по КН N 1 по Кемеровской области, что сведения о доходах физических лиц за 2010 год были переданы в ИФНС по г. Кемерово.
В связи с направлением обществом в установленный законом срок сведений о доходах физических лиц в инспекцию ИФНС по г. Кемерово, отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 126 НК РФ. Инспекцией не установлен факт злоупотребления обществом своими правами с целью уклонения от исполнения обязанностей налогового агента.
Ссылка МИФНС по КН N 1 по Кемеровской области на памятку о предоставлении деклараций и уплате налогов, подтверждающую, по мнению инспекции, осведомленность общества об органе, в который необходимо представлять сведения, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку судами обоснованно учтено, что указанная памятка не имеет отношения к правовой квалификации действий общества на предмет их соответствия положениям пункта 2 статьи 230 НК РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, нормы материального права применены правильно.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение от 16.11.2011 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 01.02.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-10760/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Г. Роженас |
Судьи |
С.А. Мартынова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 08.11.2005 N 438-О, НК РФ не разграничивает компетенцию налоговых органов, их полномочия должны осуществляться с надлежащей степенью взаимодействия, с тем, чтобы исключить возможность проведения параллельных контрольных процедур и, как следствие, - возложения на крупнейших налогоплательщиков дополнительных обременений, связанных с выполнением требований сразу нескольких налоговых органов.
На основании изложенного арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание пункт 7 статьи 3 НК РФ и вышеуказанную позицию Конституционного суда Российской Федерации, правомерно пришли к выводу о том, что оснований для привлечения общества к ответственности по данному делу не имеется. Постановка общества на учет в МИФНС по КН N 1 по Кемеровской области не исключает его учет в налоговом органе по месту нахождения - в ИФНС по г. Кемерово.
...
В связи с направлением обществом в установленный законом срок сведений о доходах физических лиц в инспекцию ИФНС по г. Кемерово, отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 126 НК РФ. Инспекцией не установлен факт злоупотребления обществом своими правами с целью уклонения от исполнения обязанностей налогового агента.
Ссылка МИФНС по КН N 1 по Кемеровской области на памятку о предоставлении деклараций и уплате налогов, подтверждающую, по мнению инспекции, осведомленность общества об органе, в который необходимо представлять сведения, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку судами обоснованно учтено, что указанная памятка не имеет отношения к правовой квалификации действий общества на предмет их соответствия положениям пункта 2 статьи 230 НК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 апреля 2012 г. N Ф04-1816/12 по делу N А27-10760/2011
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1816/12