г. Тюмень |
|
27 апреля 2012 г. |
Дело N А67-4370/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Роженас О.Г.
судей Мартыновой С.А.
Перминовой И.В.
рассмотрел в судебном заседании с использованием системы видео-конференцсвязи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Терентьевым А.В., кассационную жалобу открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" на решение от 07.11.2011 Арбитражного суда Томской области (судья Гелбутовский В.И.) и постановление от 23.01.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Музыкантова М.Х., Бородулина И.И., Скачкова О.А.) по делу N А67-4370/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (634034, г. Томск, ул. Котовского, д. 19, ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (634061, г. Томск, пр-кт. Фрунзе, д. 55, ИНН 7021022569, ОГРН 1047000302436) о признании недействительным решения.
В заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" - Салдин А.П. по доверенности от 01.01.2012;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску - Федоренко М.А. по доверенности от 10.01.2011.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 03.06.2011 N 338-10 "о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением от 07.11.2011 Арбитражного суда Томской области признано частично недействительным решение инспекции в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств. В остальной части требования общества оставлены без удовлетворения.
Постановлением от 23.01.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении требований. Общество считает, что отсутствует факт совершения налогового правонарушения, поскольку до окончания камеральной налоговой проверки обществом представлена уточненная налоговая декларация, уплачен налог и соответствующие пени; отсутствует вина общества в совершении налогового правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.
В судебном заседании объявлен перерыв до 10 час. 20 мин. 24.04.2012.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке норм статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
По результатам камеральной проверки уточненной декларации общества по налогу на прибыль за 2010 год инспекцией было принято решение от 03.06.2011 N 338-10 "о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно которому общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 2 418 952 руб.
Решением от 21.07.2011 N 259 Управления Федеральной налоговой службы по Томской области решение инспекции оставлено без изменения.
Арбитражными судами оставлены без удовлетворения требования общества о признании решения инспекции недействительным в связи с тем, что уточненная налоговая декларация подана обществом после того, как общество узнало об обнаружении инспекцией ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога. Обществом не выполнены требований пункта 4 статьи 81 НК РФ для освобождения от налоговой ответственности.
Как следует из материалов дела, обществом 24.03.2011 представлена в инспекцию декларация по налогу на прибыль за 2010 год, в которой указана сумма начисленных авансовых платежей за налоговый период в размере 106 551 645 руб., сумма налога к доплате в бюджет - 0 руб.
В ходе камеральной проверки вышеуказанной декларации инспекция направила обществу сообщение от 30.03.2011 N 10-46/3035, в котором обществу предлагалось представить пояснения и внести исправления в декларацию в связи с завышением суммы авансовых платежей за налоговый период на 88 861 323 руб. Размер авансовых платежей определен инспекцией в сумме 17 690 322 руб., поскольку в налоговой декларации за 9 месяцев 2010 года сумма исчисленного налога составила 17 690 322 руб., авансовые платежи за 4 квартал 2010 года - не заявлены.
01.04.2011 общество представило в инспекцию уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2010 год, в которой указало сумму начисленных авансовых платежей за налоговый период в размере 17 690 322 руб., сумму налога к доплате в бюджет - 25 245 265 руб.
До подачи уточненной налоговой декларации обществом уплачены полностью сумма налога в размере 25 245 265 руб. и пени в размере 24 236 руб. по платежным поручениям от 31.03.2011.
Согласно пункту 1 статьи 287 НК РФ, авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.
Согласно пункту 9.1 статьи 88 НК РФ в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).
Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Обществом представлена в инспекцию уточненная налоговая декларация 01.04.2011 до окончания камеральной налоговой проверки по первоначальной налоговой декларации. В уточненной налоговой декларации внесены изменения в размер начисленных авансовых платежей за 2010 год по налогу на прибыль, и соответственно внесены изменения в размер налога, подлежащего уплате в бюджет.
В решении инспекции от 03.06.2011 N 338-10 "о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" сделан вывод о совершении обществом налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ в связи с неуплатой налога в размере 25 245 265 руб. в результате неправильного определения обществом в налоговой декларации суммы авансовых платежей в размере 106 551 645 руб. По данным инспекции размер авансовых платежей составил 17 690 322 руб.
При вынесении вышеуказанного решения от 03.06.2011 инспекция исходила из размера авансовых платежей и размера налога, указанных обществом в первоначально поданной 24.03.2011 налоговой декларации, без учета изменений, внесенных в размер авансовых платежей и размер подлежащего уплате в бюджет налога в уточненной налоговой декларации, поданной 01.04.2011.
Учитывая, что камеральная проверка по первоначально поданной налоговой декларации инспекцией не была завершена на дату представления обществом уточненной налоговой декларации (01.04.2011), привлечение общества к ответственности на основании данных, отраженных в первоначальной декларации, не соответствует нормам пункта 9.1 статьи 88 НК РФ.
В соответствии с нормами пункта 9.1 статьи 88 НК РФ подлежит прекращению проверка ранее поданной декларации, в связи с чем проверяется правомерность начисленных авансовых платежей и размера налога по итогам налогового периода, указанные в уточненной налоговой декларации. Согласно результатам камеральной налоговой проверки в уточненной налоговой декларации размер авансовых платежей и размер налога к уплате в бюджет определены обществом правильно. Оснований для доначисления налога инспекцией не установлено.
Согласно пункту 9.1 статьи 88 НК РФ право налогового органа использовать документы (сведения), полученные в рамках прекращенной камеральной проверки, не означает возможности привлекать к ответственности исходя из данных налоговой декларации, по которой проверка прекращена.
Учитывая прекращение проверки ранее поданной декларации, наличие недоимки по налогу и размер штрафа за неуплату налога в бюджет подлежат определению исходя из данных уточненной налоговой декларации, в том числе по размеру авансовых платежей и размеру подлежащего уплате в бюджет налога по итогам налогового периода.
Арбитражными судами неправильно применены нормы пункта 9.1 статьи 88 НК РФ при рассмотрении данного дела.
Исходя из фактических обстоятельств данного дела, оснований привлечения к ответственности, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением судами нормы материального права.
Обществом внесены изменения в декларацию, произведена оплата налога и пеней в течение 2-х дней с даты получения требования инспекции от 30.03.2011 о представлении пояснений и о внесении исправлений в декларацию. Требование инспекции, направленное в порядке пункта 3 статьи 88 НК РФ, выполнено обществом в установленный законом срок.
Судами не установлено наличия злоупотребления обществом правами в ходе налоговой проверки.
Сообщение о выявленных ошибках в налоговой декларации и требование о представлении пояснений от 30.03.2011 направлено инспекцией обществу в порядке пункта 3 статьи 88 НК РФ. Направление требования в порядке пункта 3 статьи 88 НК РФ является обязанностью налогового органа и предусматривает возможность устранения налогоплательщиком допущенных ошибок и представления пояснений налоговому органу. Акт камеральной проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ, составлен 26.04.2011, после получения инспекцией уточненной налоговой декларации общества.
Нормы пункта 9.1. статьи 88 НК РФ о возможности использования документов (сведений), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, по данному делу не могут являться основанием для исчисления суммы штрафа исходя из размера налога, указанного в первоначальной декларации.
Обстоятельства по делу установлены арбитражными судами в полном объеме, в связи с чем суд кассационной инстанции принимает по делу новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение.
Судом кассационной инстанции признается недействительным решение инспекции 03.06.2011 N 338-10 "о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", как вынесенное с нарушением норм пункта 9.1 статьи 88 НК РФ.
Кассационная жалоба общества подлежит удовлетворению.
На основании норм статьи 110 АПК РФ в связи с удовлетворением требований общества в полном объеме подлежат взысканию с инспекции судебные расходы по уплате обществом государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции - 2000 руб., апелляционной инстанции - 1 000 руб., кассационной инстанции - 1 000 руб., всего в общей сумме - 4 000 руб.
На основании пункта 2 статьи 319 АПК РФ исполнительный лист на взыскание судебных расходов выдается судом первой инстанции с учетом ранее выданного исполнительного листа на взыскание с инспекции судебных расходов в размере 2 000 руб.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, часть 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 07.11.2011 Арбитражного суда Томской области и постановление от 23.01.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-4370/2011 отменить.
Принять по делу новый судебный акт. Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску от 03.06.2011 N 338-10 "о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску судебные расходы в размере 4 000 руб. в пользу открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Г. Роженас |
Судьи |
С.А. Мартынова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сообщение о выявленных ошибках в налоговой декларации и требование о представлении пояснений от 30.03.2011 направлено инспекцией обществу в порядке пункта 3 статьи 88 НК РФ. Направление требования в порядке пункта 3 статьи 88 НК РФ является обязанностью налогового органа и предусматривает возможность устранения налогоплательщиком допущенных ошибок и представления пояснений налоговому органу. Акт камеральной проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ, составлен 26.04.2011, после получения инспекцией уточненной налоговой декларации общества.
Нормы пункта 9.1. статьи 88 НК РФ о возможности использования документов (сведений), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, по данному делу не могут являться основанием для исчисления суммы штрафа исходя из размера налога, указанного в первоначальной декларации.
...
Судом кассационной инстанции признается недействительным решение инспекции 03.06.2011 N 338-10 "о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", как вынесенное с нарушением норм пункта 9.1 статьи 88 НК РФ.
...
На основании пункта 2 статьи 319 АПК РФ исполнительный лист на взыскание судебных расходов выдается судом первой инстанции с учетом ранее выданного исполнительного листа на взыскание с инспекции судебных расходов в размере 2 000 руб."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 апреля 2012 г. N Ф04-1616/12 по делу N А67-4370/2011
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11039/12
07.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11039/12
09.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11039/12
27.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1616/12
23.01.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10553/11