г. Тюмень |
|
27 апреля 2012 г. |
Дело N А03-11550/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Орловой Н.В.
Цыгановой Е.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Алтайэнерго" на решение от 25.11.2011 Арбитражного суда Алтайского края (судья Русских Е.В.) и постановление от 10.02.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Бородулина И.И., Музыкантова М.Х.) по делу N А03-11550/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Алтайэнерго" (656002, г. Барнаул, ул. Кулагина, 16, ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) к Федеральному бюджетному учреждению Земельная кадастровая палата" по Алтайскому краю, г. Барнаул (656002, г. Барнаул, пр. Социалистический, д. 37, ОГРН 1022201765585) о признании бездействия незаконным.
В заседании приняли участие представитель открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" Матвиенко Д.В. по доверенности от 14.09.2011 N 233н/7.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Алтайэнерго" (далее - ОАО "МРСК Сибири", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Федеральному бюджетному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Алтайскому краю (далее - ФБУ "Земельная кадастровая палата", учреждение) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению ошибок в государственном кадастре недвижимости относительно ранее учтенных земельных участков со следующими кадастровыми номерами: 22:31:030704:1357, 22:31:030704:1518, 22:31:030704:1515, 22:31:030902:155 (входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 22:31:030902:160), 22:31:030603:11, 22:31:030603:40 (входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 22:31:030603:41), 22:31:030603:33 (входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 22:31:030603:41), 22:31:030603:35 (входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 22:31:030603:41), 22:31:030603:38 (входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 22:31:030603:41), 22:31:030603:25 (входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 22:31:030603:32), 22:31:030603:26 (входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 22:31:030603:32), 22:31:030603:27 (входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 22:31:030603:32), 22:31:030603:592, 22:31:030603:29 (входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 22:31:030603:32), 22:31:030603:30 (входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 22:31:030603:32), 22:31:030603:472, 22:31:030603:652, 22:31:030603:643, 22:31:030704:1515 при принятии решения от 24.06.2011 N 22/11-1-14150 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости; 22:31:030603:41, 22:31:030603:32, 22:31:030603:472, 22:31:030603:652, 22:31:030603:642, 22:31:080001:1709, 22:31:080001:1508 (входящего в состав единого землепользования 22:36:080001:1501), 22:36:080001:1510 (входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 22:36:080001:1501), 22:36:080001:73, 22:36:080001:1514 (входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 22:36:080001:1501), 22:36:080001:1487, 22:36:080001:1488, 22:36:080001:1496, 22:36:080001:1495, 22:36:080001:1494, 22:36:080001:1493, 22:36:080001:1492, 22:36:080001:1491 (входят в состав единого землепользования с кадастровым номером 22:36:080001:1485), 22:36:080001:18 (входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 22:36:080001:19), 22:36:070001:385, 22:36:070001:388, 22:36:100001:13 (входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 22:36:100001:15), 22:36:100001:436, 22:36:100001:112, 22:36:100001:54 (входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 22:36:0:11), 22:36:100001:586, 22:36:100002:6 (входящего в состав земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 22:36:0:11), 22:36:110002:445 (входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 22:36:110002:443), 22:36:110002:453 (входящего в состав земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 22:36:110002:451), 22:36:110002:441 (входящего в состав земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 22:36:110002:439), 22:36:110002:440 (входящего в состав земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 22:36:110002:439), 22:36:110002:20 (входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 22:36:110002:18), 22:36:110002:559, 22:36:110002:445 (входящего в состав земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 22:36:110002:443), 22:36:110002:9 (входящего в состав земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 22:36:110002:10, 22:36:130003:437, 22:36:130003:438, 22:36:130003:439, 22:36:130003:409, 22:36:130003:427, 22:36:090004:2, 22:36:090003:12, 22:36:090003:13 (входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 22:36:090003:15), 22:36:090003:332, 22:36:090002:661, 22:36:090002:662, 22:36:080001:1709, 22:36:080001:1508, 22:36:080001:1509, 22:36:080001:1510, 22:36:080001:1514 (входящего в состав земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 22:36:080001:1501), 22:36:080001:73, 22:36:080001:18 (входящего в состав земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 22:36:080001:19), 22:36:080001:1487, 22:36:080001:1488, 22:36:080001:1496, 22:36:080001:1495, 22:36:080001:1494, 22:36:080001:1493, 22:36:080001:1492, 22:36:080001:1491 (входящего в состав земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 22:36:080001:1485), 22:36:090004:2, 22:36:090003:10 (входящего в единое землепользование с кадастровым номером 22:36:090003:11), 22:36:090003:13 (входящего в единое землепользование с кадастровым номером 22:36:090003:15), 22:36:090003:332, 22:36:090002:661, 22:36:090002:662, 22:36:180003:3, 22:36:170001:1, 22:36:170001:1, 2:36:070001:385, 22:36:070001:387, 22:36:070001:388, 2:36:070001:384, 2:36:070001:381 и обязании исправить кадастровую ошибку в сведениях.
Требования со ссылкой на части 1, 4, 5 статьи 28 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), пункт 48 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок N 42), мотивированы тем, что учреждением при осуществлении государственного кадастрового учета не были выявлены кадастровые ошибки и не приняты соответствующие решения, устраняющие эти ошибки.
Решением от 25.11.2011 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 10.02.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "МРСК Сибири" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Заявитель жалобы считает, что судами не принято во внимание, что в представленных в Учреждение межевых планах содержатся заключения кадастрового инженера об обнаружении кадастровой ошибки в сведениях, акты обнаружения кадастровых ошибок подтверждают, что кадастровые ошибки были допущены в ранее поставленных на учет земельных участках, при постановки которых на кадастровый учет не была исключена площадь под опорами линий электропередач (далее - ЛЭП), в связи с чем происходит пересечение границ земельных участков.
По мнению заявителя, обществом были представлены все необходимые документы для исправления учреждением кадастровых ошибок и принятии решения о необходимости их устранения.
Проверив в соответствии со статьями 286-288 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ОАО "МРСК Сибири" на основании договора о присоединении от 29.10.2007 на праве собственности принадлежит сооружение электросетевой комплекс N Ц-3 "Ребрихинский" филиала ОАО "Алтайэнерго" Центральные электрические сети, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.10.2008.
14.07.2003 земельный участок, необходимый для размещения опор линий электропередач электросетевого комплекса N Ц-3 "Ребрихинский", поставлен на кадастровый учет декларативно как единое землепользование с присвоением кадастрового номера 22:00:0:108.
Для уточнения границ земельных участков под опорами ЛЭП ОАО "МРСК Сибири" обратилось в ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Алтайскому краю с заявлениями о государственном кадастровом учете объектов недвижимости, а именно многоконтурных земельных участков под опорами ЛЭП электросетевого комплекса N Ц-3 "Ребрихинский" (далее - ЭСК N Ц-3), представив необходимые для кадастрового учета документы на основании статьи 22 Закона N 221-ФЗ.
ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Алтайскому краю приостановило осуществление кадастрового учета объектов недвижимости соответствующими решениями, поскольку одна из границ земельных участков, о кадастровом учете которых представлены заявления, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ других земельных участков, ранее поставленных на кадастровый учет.
В указанных решениях учреждение рекомендовало для устранения причин приостановления осуществления кадастрового учета объектов недвижимости обратиться к кадастровому инженеру для внесения изменений в межевой план границ ранее учтенного участка и подать в орган кадастрового учета правообладателям, либо их представителям заявления о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости, указанных в акте обнаружения кадастровой ошибки, приложенного в качестве приложения к межевому плану.
Полагая, что учреждением не были приняты меры по устранению ошибок в государственном кадастре недвижимости, ОАО "МРСК Сибири" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявления, руководствовался частью 1 статьи 28 Закона N 221-ФЗ, посчитал, что вопрос об исправлении кадастровой ошибки не может быть решен в рамках требования, заявленного в порядке главы 24 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции данные выводы поддержал, ссылаясь на статью 13 ГК РФ, часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 АПК РФ, пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 ГК РФ". Руководствуясь частью 3 статьи 1, статьей 16, пунктом 2 части 2 статьи 26, частью 3 статьи 26 Закона N 221-ФЗ суд апелляционной инстанции указал на правильно установленный факт того, что в представленных заявителем межевых планах (в заключении кадастрового инженера) содержалась информация о выявленных им (кадастровым инженером) кадастровых ошибках. Однако при возникновении пересечений границ земельного участка, орган кадастрового учета не обладает информацией о том, в каком именно из межевых документов (в отношении ранее поставленных на учет участков или тех, постановку на учет которых осуществляет заявитель) содержится ошибка, так как это может выявить только кадастровый инженер при выполнении определенных работ, о чем и было им указано в акте об обнаружении кадастровой ошибки. В связи с этим учреждение приостановило кадастровый учет, указав обществу на действия, которые должны быть совершены для устранения причин приостановления.
На основании положений пунктов 4, 18, 47 Порядка N 42, части 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что обязательным условием для обнаружения кадастровой ошибки в сведениях, является обнаружение ее непосредственно самим органом кадастрового учета, что в данном случае было невозможно, так как в нарушение пункта 70 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" раздел межевого плана "Заключение кадастрового инженера" (далее - Приказ N 412) не содержал результатов необходимых геодезических измерений, позволяющих органу кадастрового учета определить возможные причины возникновения указанных обстоятельств.
Кроме того, суды указали, что в соответствии с положениями части 4 статьи 28 Закона N 221-ФЗ у учреждения отсутствовали основания для принятия решения об устранении ошибки.
Оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Предметом требований заявителя является оценка действия (бездействия) учреждения, которое, по мнению заявителя должно было принять решение о необходимости устранения ошибки в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Согласно части 4 статьи 28 Закона N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, относится к уникальным характеристикам объекта недвижимости, которые вносятся в государственный кадастр недвижимости. При этом местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ).
Исходя из указанных норм права, суды правомерно сослались на пункт 70 Приказа N 412, предусматривающий обязательное наличие в составе межевого плана в "Заключении кадастрового инженера" результатов необходимых измерений в случае, если в ходе кадастровых работ были выявлены ошибки (пересечения, несовпадения, разрывы) в местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков (ранее допущенные кадастровые ошибки). Отсутствие таких сведений не позволяет выявить кадастровую ошибку, которая является ошибкой, допущенной именно в отношении ранее учтенных земельных участков. В связи с этим суд кассационной инстанции отклоняет довод заявителя жалобы об отсутствии оснований для предъявления к нему учреждением требований о представлении в составе межевого плана сведений об уточняемых земельных участках.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции поддерживает и считает обоснованными выводы судов о том, что учреждением в решениях о приостановлении кадастрового учета обществу указаны рекомендации, основанные на нормах действующего законодательства о кадастре и направленные на недопущение нарушения прав лиц, владеющих земельными участками, с которыми выявлено пересечение.
Также суд кассационной инстанции учитывает, что заявитель не доказал наличие необходимых для исправления кадастровой ошибки сведений - исправленных значений координат характерных точек границ ранее учтенных земельных участков. Данное обстоятельство уже само по себе исключает возможность в настоящем споре возложить на учреждение обязанность исправить кадастровую ошибку в сведениях.
Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 22.03.2011 N 14765/11, при необходимости внесения в кадастр изменений, вызванных ошибочностью ранее внесенных в него сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, такая ошибка исправляется органом кадастрового учета как ошибка в сведениях документов, представляемых по статье 22 Закона о кадастре недвижимости для осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик земельного участка. Как следует из совокупности положений, предусмотренных частью 3 статьи 25 и частями 4 и 5 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости, при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных правообладателей земельного участка упомянутая ошибка исправляется в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них - по решению суда.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер указанного постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.03.2011 следует читать как "N 14765/10"
Таким образом, оснований для отмены или изменения судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 25.11.2011 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 10.02.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-11550/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Алтайэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, относится к уникальным характеристикам объекта недвижимости, которые вносятся в государственный кадастр недвижимости. При этом местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ).
Исходя из указанных норм права, суды правомерно сослались на пункт 70 Приказа N 412, предусматривающий обязательное наличие в составе межевого плана в "Заключении кадастрового инженера" результатов необходимых измерений в случае, если в ходе кадастровых работ были выявлены ошибки (пересечения, несовпадения, разрывы) в местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков (ранее допущенные кадастровые ошибки). Отсутствие таких сведений не позволяет выявить кадастровую ошибку, которая является ошибкой, допущенной именно в отношении ранее учтенных земельных участков. В связи с этим суд кассационной инстанции отклоняет довод заявителя жалобы об отсутствии оснований для предъявления к нему учреждением требований о представлении в составе межевого плана сведений об уточняемых земельных участках.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции поддерживает и считает обоснованными выводы судов о том, что учреждением в решениях о приостановлении кадастрового учета обществу указаны рекомендации, основанные на нормах действующего законодательства о кадастре и направленные на недопущение нарушения прав лиц, владеющих земельными участками, с которыми выявлено пересечение.
Также суд кассационной инстанции учитывает, что заявитель не доказал наличие необходимых для исправления кадастровой ошибки сведений - исправленных значений координат характерных точек границ ранее учтенных земельных участков. Данное обстоятельство уже само по себе исключает возможность в настоящем споре возложить на учреждение обязанность исправить кадастровую ошибку в сведениях.
Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 22.03.2011 N 14765/11, при необходимости внесения в кадастр изменений, вызванных ошибочностью ранее внесенных в него сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, такая ошибка исправляется органом кадастрового учета как ошибка в сведениях документов, представляемых по статье 22 Закона о кадастре недвижимости для осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик земельного участка. Как следует из совокупности положений, предусмотренных частью 3 статьи 25 и частями 4 и 5 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости, при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных правообладателей земельного участка упомянутая ошибка исправляется в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них - по решению суда."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 апреля 2012 г. N Ф04-1840/12 по делу N А03-11550/2011