г. Тюмень |
|
2 мая 2012 г. |
Дело N А02-1479/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Григорьева Д.В.
Орловой Н.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Алтай на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 12.12.2011 (судья Микьянец Л.Я.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 (судьи Павлюк Т.В., Кайгородова М.Ю., Марченко Н.В.) по делу N А02-1479/2011
по иску общества с ограниченной ответственностью "Силена" (630032, г. Новосибирск, мкр. Горский, 78, 34/3, ИНН 0411133800, ОГРН 1070411004400)
к Министерству лесного хозяйства Республики Алтай (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 12, ИНН 0411130302, ОГРН 1070411000660)
об установлении границ земельного участка.
Другие лица, участвующие в деле:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Силена" (далее - общество, ООО "Селена") обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к Министерству лесного хозяйства Республики Алтай (далее - Министерство лесного хозяйства) об установлении границ земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 209 440 000 кв.м с местоположением: Республика Алтай, Кош-Агачский район, чересполосный участок "Ачик", кадастровый номер 04:10:000000:74, согласно межевому плану от 01.11.2011.
Исковые требования основаны ссылками на статьи 5, 7, 39, 44 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статьи 8, 64 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 6, 8 Лесного кодекса Российской Федерации, мотивированы необоснованным отказом в согласовании местоположения границ земельного участка, препятствующим постановке участка на государственный кадастровый учет при наличии регистрационного свидетельства о правах собственности на данный участок сельскохозяйственного назначения.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (далее - Управление Росреестра).
Решением от 12.12.2011, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство лесного хозяйства просит отменить судебные акты, как основанные на неполно выясненных обстоятельствах, на неправильном применении норм материального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, судом не приняты во внимание положения части 3 статьи 4.1, части 1 статьи 4.2, части 1 статьи 14 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ), пункта 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), согласно которым установлено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Податель жалобы указывает на то, что лесным участком является земельный участок, границы лесного участка определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, то есть с соблюдением правил лесопользования и лесоустройства. Податель жалобы считает, что судами не дана правовая оценка нормам подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 2 и 9 статьи 1, статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о судебном заседании по делу.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм права, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что ООО "Силена" приобрело в собственность у СПК "Чибит" земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 04:10:000000:74 площадью 209440000 кв.м с местоположением: Республика Алтай, Кош-Агачский район, чересполосный участок "Ачик", без установления границ.
Право собственности общества на данный земельный участок подтверждается выданным 11.08.2011 свидетельством о государственной регистрации права.
Судами установлено, что ранее земельный участок находился во владении колхоза "Чибитский", преобразованного в СПК "Чибит", на праве постоянного (бессрочного) пользования согласно государственному акту на право пользования землей N 7 от 10.10.1984. В последующем СПК "Чибит" приобрело в собственность земельный участок, зарегистрировав право собственности на этот земельный участок.
В целях уточнения границ данного земельного участка ООО "Силена" заключило договор от 31.08.2011 с обществом с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости Алтай" о проведении землеустроительных работ, в результате выполнения которых был оформлен межевой план от 01.11.2011.
ООО "Селена" обратилось в порядке статьи 39 Закона N 221-ФЗ за согласованием границ к собственникам смежных участков.
Отказ Министерства лесного хозяйства от 24.10.2011 N 4209 в согласовании смежных участков, послужил основанием для обращения ООО "Селена" в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, установив наличие у общества изначального правообладания спорным земельным участком как землей сельскохозяйственного назначения, наличие у его правопредшественника неоспоренного зарегистрированного права на этот участок, а также отсутствие в деле доказательств тому, что общество осуществляет землепользование с нанесением ущерба и (или) ущемлением прав третьих лиц.
Суд апелляционной инстанции, поддержав выводы суда первой инстанции, при этом отклонил доводы Министерства лесного хозяйства о непринятии судом во внимание норм права, запрещающих передачу лесных участков в собственность субъектов Российской Федерации, в собственность муниципальных образований, а также в частную собственность; об оставлении без оценки выписки из плана лесонасаждений Шавалинского лесничества 2005 года и выписки из материалов лесохозяйственного регламента Кош-Агачского лесничества 2010 года, указав на наличие неоспоренного в установленном законом порядке права собственности общества на спорный земельный участок.
Выводы судов основаны на правильной оценке доказательств, установленных обстоятельств по делу, не противоречат действующему законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 5 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" допускается перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, в том числе в случае включения непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса.
На основании пунктов 1, 3 статьи 39, пункта 1 статьи 40 Федерального закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды.
Спорный земельный участок, принадлежащий на праве собственности ООО "Селена", входит в состав земель сельскохозяйственного назначения - для ведения сельского хозяйства.
В кадастровой выписке от 23.09.2011 N 0400/501/11-5198 в сведениях о земельном участке указано, что весь земельный участок относиться к землям сельскохозяйственного назначения.
Право собственности общества на спорный земельный участок в установленном законе порядке не оспорено, недействительным не признано.
Доказательства перевода указанного земельного участка из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли лесного фонда в материалах дела отсутствуют.
С учетом установленных обстоятельств судами обоснованно удовлетворены заявленные требования и отклонены доводы Министерства лесного хозяйства о том, что спорный земельный участок подлежит переводу в земли лесного фонда.
Приведенные в кассационной жалобе доводы рассмотрены и подлежат отклонению, поскольку основаны на иной оценке установленных судом обстоятельств и не свидетельствуют о незаконности выводов судов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, сделаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 12.12.2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 по делу N А02-1479/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 5 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" допускается перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, в том числе в случае включения непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса.
На основании пунктов 1, 3 статьи 39, пункта 1 статьи 40 Федерального закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 мая 2012 г. N Ф04-1692/12 по делу N А02-1479/2011