г. Тюмень |
|
15 мая 2012 г. |
Дело N А75-6423/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего В.И. Новоселова
судей Л.В. Беловой
В.И. Ильина
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Белые ночи" на решение от 10.10.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Зубакина О.В.) и постановление от 28.12.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Золотова Л.А, Лотов А.Н.) по делу N А75-6423/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Белые ночи" (628463, ХМАО-Югра, г. Радужный, 1 мкр., д.13, ИНН 8609006412, ОГРН 1028601465210) к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Хнты-Мансийского автономного округа - Югры (628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Рознина, 64 ИНН 8601035002, ОГРН 1088601000762) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
В заседании приняли участие представители сторон: от общества с ограниченной ответственностью "Белые ночи"- Исмагулов К.А. по доверенности от 30.12.2011 N 8.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственности "Белые ночи" (далее - Общество, заявитель, ООО "Белые ночи") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты - Мансийского автономного округа - Югры (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 20.07.2011 N 10-87/2011, которым Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 10.10.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 28.12.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит принятые по делу судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального права и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, поскольку нарушение условий, предусмотренных лицензией на право пользование недрами, не сопряжено с пользованием недрами. Выводы судов сделаны по неполно выясненным обстоятельства дела, имеющим значение для дела, поскольку заявитель к разработке запасов в границах лицензии недропользователя не приступал, работы по добыче общераспространенных полезных ископаемых не ведутся.
В отзыве на кассационную жалобу Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, представленной в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации указывает на законность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, заслушав представителя стороны, участвующего в рассмотрении кассационной жалобы, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на жалобу, суд кассационной инстанции считает ее подлежащей удовлетворению.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ООО "Белые ночи" выдана лицензия на право пользования недрами серии ХМН N 00749 ОЭ с целевым назначением и видами работ в виде разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (торф) карьер N 13 площадью 1.63 га на Западно-Варьеганском месторождении нефти в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области.
На основании распоряжения первого заместителя руководителя административного органа от 14.06.2011 N 10-16/2011, в период с 01.07.2011 по 08.07.2011 в отношении ООО "Белые ночи" проведена плановая выездная (документарная) проверка выполнения законодательства в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр при разработке месторождений, условиями пользованиями недрами, включая и на лицензионном участке согласно выданной лицензии серии ХМН N 00749 ОЭ.
По итогам данной проверки составлен акт от 07.07.2011 N 110-16/2011, из которого следует, что ООО "Белые ночи" не приступало к разработке запасов в границах лицензии; не выполнило основные требования по разведке и добыче полезных ископаемых, что привело к несоблюдению пункта 3.1 условий пользования недрами, не выполнило следующие работы на лицензионном участке:
- не разработало и не представило на согласование в орган государственного горного надзора (территориальный орган) проектный документ на разработку и обустройство месторождения общераспространенных полезных ископаемых и не получило на него положительное заключение государственной экспертизы;
- не провело на территории выделенного участка недр геологоразведочные работы;
- не предоставило в территориальный фонд геологической информации и Департамент по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отчет о результатах геологоразведочных работ в пределах участка недр: "Карьер N 13 на Западно-Варьеганском месторождении нефти";
- не оформило в установленном порядке горноотводный акт,
- по истечению установленных сроков не приступило к разведке и добыче общераспространенных полезных ископаемых и не осуществляет указанные мероприятия по настоящее время.
В отношении ООО "Белые ночи" составлен протокол об административном правонарушении от 07.07.2011 N 10-88/2011 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ООО "Белые ночи" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ и подвергнут штрафу в размере 300 000 руб.
Общество, не согласившись с указанным постановлением административного органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, исходили из того, что административным органом доказано наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, при отсутствии процессуальных нарушений при производстве по данному административному делу.
Однако судами при принятии оспариваемых судебных актов не было учтено следующее.
Согласно части 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективной стороной указанного правонарушения являются действия по пользованию недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, что признается одним из существенных обстоятельств, подлежащих доказыванию при осуществлении производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использование недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах одной из обязанностей пользователя недр является выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Неиспользование недр и неисполнение обязанностей, предусмотренных лицензионным соглашением, в соответствии со статьей 20 Закона о недрах могут повлечь досрочное прекращение права пользования недрами по инициативе органов, предоставивших лицензию, а также взыскание причиненного таким неисполнением ущерба.
Из анализа указанных норм следует, что привлечение к административной ответственности, предусмотренной части 2 статьи 7.3 КоАП РФ возможно только при условии фактического пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утверждённого в установленном порядке технического проекта, а не наличия такого права.
Из материалов дела следует, что административным органом не представлено доказательств факта использования Обществом указанного в лицензии серии ХМН N 00749 ОЭ ка карьера N 13 на Западно - Варьеганском месторождении нефти.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что в действиях Общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения, следовательно, правовых оснований у административного органа для привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ не имелось.
Данные выводы согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которую изложил в своем определении от 16.02.2012 N ВАС-1618/12.
Учитывая, что при рассмотрении спора фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но при этом судами неправильно применены нормы права, суд кассационной инстанция, отменяя судебные акты, принятые судами первой и апелляционной инстанций, в соответствии с пунктом 2 части 1статьи 287 АПК РФ, принимает новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 10.10.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 28.12.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-6423/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить вынесенное Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры постановление от 20.07.2011 N 10-87/2011 о назначении обществу с ограниченной ответственностью "Белые ночи" административного наказания по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Неиспользование недр и неисполнение обязанностей, предусмотренных лицензионным соглашением, в соответствии со статьей 20 Закона о недрах могут повлечь досрочное прекращение права пользования недрами по инициативе органов, предоставивших лицензию, а также взыскание причиненного таким неисполнением ущерба.
Из анализа указанных норм следует, что привлечение к административной ответственности, предусмотренной части 2 статьи 7.3 КоАП РФ возможно только при условии фактического пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утверждённого в установленном порядке технического проекта, а не наличия такого права.
Из материалов дела следует, что административным органом не представлено доказательств факта использования Обществом указанного в лицензии серии ХМН N 00749 ОЭ ка карьера N 13 на Западно - Варьеганском месторождении нефти.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что в действиях Общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения, следовательно, правовых оснований у административного органа для привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ не имелось.
Данные выводы согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которую изложил в своем определении от 16.02.2012 N ВАС-1618/12."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 мая 2012 г. N Ф04-1405/12 по делу N А75-6423/2011
Хронология рассмотрения дела:
08.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8086/12
05.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8086/12
14.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8086/12
15.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1405/12
28.12.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9260/11