г. Тюмень |
|
15 мая 2012 г. |
Дело N А27-9884/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Мартыновой С.А.
Перминовой И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22.11.2011 (судья Мраморная Т.А.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2012 (судьи Музыкантова М.Х., Бородулина И.И., Скачкова О.А.) по делу N А27-9884/2011 по заявлению закрытого акционерного общества Обогатительная фабрика "Чертинская" (652600, Кемеровская область, город Белово, ИИН 4202021836, ОГРН 10242005402420) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области (652600, Кемеровская область, город Белово, переулок Бородина, дом 28А, ИНН 4202007359, ОГРН 1044202010456) о признании недействительным решения в части.
В заседании приняли участие представители:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области - Чикнаева Н.В. по доверенности от 11.01.2012 N03-07/00051.
Суд установил:
закрытое акционерное общество Обогатительная фабрика "Чертинская" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области (далее - налоговый орган, Инспекция) от 14.06.2011 N 5132 в части привлечения к ответственности и наложении штрафа в размере 101 547,59 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 22.11.2011, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2012, требования Общества удовлетворены частично.
Налоговый орган, не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части удовлетворенных требований, обратился с кассационной жалобой, так как считает, что они приняты с нарушением норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в оспариваемой части и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Отзыв на кассационную жалобу от Общества не поступил.
Заслушав представителя Инспекции, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что Обществом платежным поручением 01.02.2011 оплачен земельный налог за 2010 год в размере 504 209,80 руб. (до срока уплаты земельного налога - 10.02.2011). 31 марта 2010 года Обществом представлена уточненная налоговая декларация после истечения срока представления декларации и срока уплаты земельного налога.
Согласно уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год сумма к уплате составила 508 914 руб.
Налоговый орган по результатам проверки, отраженным в акте проверки от 28.04.2011 N 3771, установил на дату представления уточненной налоговой декларации за 2010 год неуплату земельного налога за 2010 год в размере 508 914 руб. и сумм пени.
Данное обстоятельство (нарушение обязанности по своевременной уплате налога) послужило основанием для принятия Инспекцией решения от 14.06.2011 N 5132, в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 101 782,80 руб.
Штрафные санкции налоговым органом исчислены с недоимки в размере 508 914 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение Инспекции оставлено без изменения.
Несогласие с вышеназванным решением налогового органа послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащую правовую оценку, удовлетворяя в соответствующей части требования Общества, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
Пунктом 4 данной статьи установлено, что если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, в том числе в случае представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
В соответствии с пунктом 42 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового Кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 5) при применении статьи 122 НК РФ судам необходимо иметь в виду, что "неуплата или неполная уплата сумм налога" означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статьей деяний (действий или бездействия).
В связи с этим, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога.
Если же у налогоплательщика имеется переплата налога в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, когда возникла задолженность, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, только при соблюдении им условий, определенных пунктом 4 статьи 81 НК РФ.
Исходя из положений статьи 122 НК РФ, пункта 42 постановления Пленума N 5 следует, что при установлении обоснованности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности на основе уточненной налоговой декларации, необходимо проверить фактическое возникновение задолженности перед бюджетом на установленный законом срок уплаты налога за проверяемый налоговый период, а также на дату представления уточненной декларации в целях возможного зачета дополнительно исчисленной суммы налога и соответствующих пеней. При наличии же переплаты на дату представления уточненной налоговой декларации последней должно быть достаточно для полного погашения дополнительно исчисленной налогоплательщиком к уплате суммы налога, а также пеней. При таких обстоятельствах условия для освобождения от налоговой ответственности об уплате недостающей суммы налога и пеней, предусмотренные пунктом 4 статьи 81 НК РФ, могут считаться соблюденными.
В соответствии с положениями статьи 122 НК РФ, пункта 42 постановления Пленума N 5, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций проверено фактическое возникновение у Общества задолженности перед бюджетом на установленный законом срок уплаты налога за 2010 год, а также на дату представления уточненной декларации. При этом судебными инстанциями указано, что действия Общества по представлению уточненной налоговой декларации привели к возникновению задолженности перед бюджетом в части уплаты земельного налога в размере 4 704,20 руб.
Таким образом, при исчислении размера штрафа суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из фактически имеющейся у Общества задолженности по земельному налогу перед бюджетом. Исходя из чего судебные инстанции, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, установили, что санкция в размере 940, 84 руб. отвечает принципу справедливости и соразмерности.
Выводы арбитражных судов основаны на исследовании всех имеющихся материалов дела и соответствуют нормам налогового права, а также положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, в соответствии с которыми налоговый орган обязан документально доказать основания и законность принятых ненормативных актов.
Ссылки налогового органа на судебную практику судом кассационной инстанции не принимается, поскольку обстоятельства, установленные в указанных Инспекцией в кассационной жалобе судебных актах, не являются аналогичными обстоятельствам по настоящему делу.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию Инспекции по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа считает, что выводы Арбитражного суда Кемеровской области и Седьмого арбитражного апелляционного суда подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую юридическую оценку судов в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Судебными инстанциями применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального закона не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ правовые основания для переоценки установленных судами обстоятельств и отмены вынесенных по делу судебных актов отсутствуют.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22.11.2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2012 по делу N А27-9884/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
С.А. Мартынова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений статьи 122 НК РФ, пункта 42 постановления Пленума N 5 следует, что при установлении обоснованности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности на основе уточненной налоговой декларации, необходимо проверить фактическое возникновение задолженности перед бюджетом на установленный законом срок уплаты налога за проверяемый налоговый период, а также на дату представления уточненной декларации в целях возможного зачета дополнительно исчисленной суммы налога и соответствующих пеней. При наличии же переплаты на дату представления уточненной налоговой декларации последней должно быть достаточно для полного погашения дополнительно исчисленной налогоплательщиком к уплате суммы налога, а также пеней. При таких обстоятельствах условия для освобождения от налоговой ответственности об уплате недостающей суммы налога и пеней, предусмотренные пунктом 4 статьи 81 НК РФ, могут считаться соблюденными.
В соответствии с положениями статьи 122 НК РФ, пункта 42 постановления Пленума N 5, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций проверено фактическое возникновение у Общества задолженности перед бюджетом на установленный законом срок уплаты налога за 2010 год, а также на дату представления уточненной декларации. При этом судебными инстанциями указано, что действия Общества по представлению уточненной налоговой декларации привели к возникновению задолженности перед бюджетом в части уплаты земельного налога в размере ...
Таким образом, при исчислении размера штрафа суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из фактически имеющейся у Общества задолженности по земельному налогу перед бюджетом. Исходя из чего судебные инстанции, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, установили, что санкция в размере ... отвечает принципу справедливости и соразмерности."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 мая 2012 г. N Ф04-1538/12 по делу N А27-9884/2011