г. Тюмень |
|
16 мая 2012 г. |
Дело N А75-8250/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мартыновой С.А.
судей Кокшарова А.А.
Поликарпова Е.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.11.2011 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 по делу N А75-8250/2011 по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600942567, ИНН 8603102173; 628615, г. Нижневартовск, ул. Дзержинского, 17Б) к обществу с ограниченной ответственностью "Стройнефть-Инжиниринг" (628615, г. Нижневартовск, ул. Интернациональная, 47/27, ИНН 860301001, ОГРН 1078603000630) о взыскании штрафа за несвоевременное представление индивидуальных сведений.
Суд установил:
государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Стройнефть-Инжиниринг" (далее - Общество) о взыскании штрафных санкций в размере 18 764,70 руб.
Решением от 16.11.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 16.02.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Фонд, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права, на отсутствие единообразия судебно-арбитражной практики при рассмотрении дел о взыскании Фондом со страхователя штрафных санкций за непредставление в установленный срок индивидуальных сведений на застрахованных лиц (учитывая результаты рассмотрения дел N А75-5266/2011 и N А75-5265/2011), просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение - об удовлетворении требований Фонда. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Судами и материалами дела установлено следующее.
Должностным лицом Фонда выявлен факт несвоевременного предоставления Обществом индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за первое полугодие 2010 года - сведения представлены 20.04.2011. Данный факт зафиксирован в акте от 04.05.2011 N 78 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, что также подтверждается протоколом приема индивидуальных сведений (персонифицированного) учета и журналом приема-сдачи индивидуальных сведений (том 1 л.д. 8, 13-14). Акт направлен страхователю почтой (том 1, л.д. 12).
По результатам рассмотрения материалов проверки начальником Фонда вынесено решение от 03.06.2011 N 78 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде финансовой санкции в размере 10 процентов причитающихся за первое полугодие 2010 года платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, что составило 18 764,70 руб. Решение отправлено Обществу почтой 03.06.2011 (том 1, л.д. 12).
Обществу выставлено требование от 03.06.2011 N 78 об уплате штрафа в добровольном порядке в срок до 22.06.2011 (том 1, л.д. 18). Требование направлено в адрес Общества почтой (л.д. 20).
Неисполнение Обществом требования об уплате штрафа в добровольном порядке послужило основанием для обращения Фонда в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных Фондом требований, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя о взыскании с Общества финансовой санкции, поскольку Фонд в нарушение части 1 статьи 65, части 4 статьи 215 АПК РФ не доказал наличие в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Суды указали, что в нарушение положений Закона N 27-ФЗ, Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) ни в акте проверки, ни в решении о привлечении к ответственности не изложены надлежащим образом обстоятельства совершения правонарушения, акт проверки не содержит сведений о том, за непредставление каких конкретно сведений Общество привлекалось к ответственности, а также не указаны документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства правонарушения; отсутствуют ссылки на конкретные нормы, устанавливающие перечень и порядок представления сведений для той или иной категории страхователей и иных лиц.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии с пунктом 12 статьи 37 Федерального закона 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в целях реализации Закона N 27-ФЗ отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Законом N 27-ФЗ, до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 1 февраля 2011 года.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании должен установить, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверить правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 1 полугодие 2010 года Обществом в Фонд были представлены несвоевременно: 20.04.2011, тогда как следовало представить не позднее 01.08.2010.
Таким образом, материалами дела установлено нарушение Обществом сроков представления индивидуальных сведений в отношении застрахованных лиц, которое влечет наступление ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
С 01.01.2010 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируется Законом N 212-ФЗ.
В соответствии со статьей 38 Закона N 212-ФЗ, в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (пункт 1).
Акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки (пункт 3).
Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем).
В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.
В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма (пункт 4).
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений.
В силу пункта 6 названной статьи в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения.
В рассматриваемом случае в соответствии с указанными нормами в тексте акта проверки отражены обстоятельства выявленного нарушения, а именно: указано на нарушение статьи 11 Закона N 27-ФЗ, выразившееся в представлении сведений 20.04.2011, то есть за пределами установленного срока.
Также в акте проверки и в тексте решения отражено, что Общество подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ именно за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Кроме того, в материалы дела представлены протокол приема сведений индивидуального персонифицированного учета от 20.04.2011 N 46/55765 (том 1, л.д. 8), расчет начисления финансовых санкций по акту от 04.05.2011 (том 1, л.д. 15).
Таким образом, из материалов дела возможно достоверно установить, какое именно правонарушение совершено Обществом, когда фактически представлен расчет, на какую сумму исчислены штрафные санкции.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 20.10.2011 N 7729/11, исходя из положений части 4 статьи 200 АПК РФ о незаконности решения Фонда (что препятствовало бы взысканию санкций в судебном порядке) могло свидетельствовать лишь существенное несоблюдение Фондом установленного порядка проведения проверки и вынесения решения.
Несвоевременное представление Обществом индивидуальных сведений на застрахованных лиц подтверждается материалами дела.
Как видно из материалов дела, общество возражений по существу заявленных требований не представляло, факт правонарушения не оспаривало.
Так как в рассматриваемом случае при проведении проверки и вынесении решения не было допущено существенных нарушений требований законодательства, у судов отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судами неправильно применены вышеуказанные нормы права (в части установления существенности нарушений при проведении проверки и рассмотрении ее материалов), суд кассационной инстанции считает возможным, отменив принятые по настоящему делу судебные акты, принять новый судебный акт - об удовлетворении требований Фонда.
В силу части 2 статьи 319 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом кассационной инстанции, выдается арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 16.11.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 16.02.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-8250/2011 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Требования государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Стройнефть-Инжиниринг" (ИНН 860301001, ОГРН 1078603000630) штрафные санкции в сумме 18 764 рублей 70 копеек за непредставление в установленный срок индивидуальных сведений на застрахованных лиц в Пенсионный фонд Российской Федерации за первое полугодие 2010 года.
Реквизиты для уплаты штрафных санкций: р/с 40101810900000010001 ИНН 8601002078, КПП 860101001 УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда РФ по ХМАО-Югре), БИК 047162000, Банк получателя: РКЦ г. Ханты-Мансийска, г. Ханты-Мансийск, КБК 392 1 16 20010 06 0000 140 Назначение платежа: "штрафные санкции за нарушение закона РФ по ОПС".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Стройнефть-Инжиниринг" (ИНН 860301001, ОГРН 1078603000630) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей 00 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.А. Мартынова |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений.
...
В рассматриваемом случае в соответствии с указанными нормами в тексте акта проверки отражены обстоятельства выявленного нарушения, а именно: указано на нарушение статьи 11 Закона N 27-ФЗ, выразившееся в представлении сведений 20.04.2011, то есть за пределами установленного срока.
Также в акте проверки и в тексте решения отражено, что Общество подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ именно за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
...
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 20.10.2011 N 7729/11, исходя из положений части 4 статьи 200 АПК РФ о незаконности решения Фонда (что препятствовало бы взысканию санкций в судебном порядке) могло свидетельствовать лишь существенное несоблюдение Фондом установленного порядка проведения проверки и вынесения решения.
...
В силу части 2 статьи 319 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом кассационной инстанции, выдается арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 мая 2012 г. N Ф04-2199/12 по делу N А75-8250/2011