г. Тюмень |
|
15 мая 2012 г. |
Дело N А81-1681/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Беловой Л.В.
Ильина В.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Володиной Ю.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании с применением видеоконференц-связи кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкого автономного округа на решение от 25.10.2011 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) и постановление от 15.02.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Золотова Л.А., Лотов А.Н.) по делу N А81-1681/2011 по заявлению закрытого акционерного общества "Сибирская Сервисная Компания" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкого автономного округа о взыскании излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2 361 489,32 руб., и по встречному заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8901015575, ОГРН 1048900003151) к закрытому акционерному обществу "Сибирская сервисная компания" (ИНН 0814118403, ОГРН 1028601792878) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую природную среду в сумме 1 091 120,27 руб.
В заседании приняли участие представители сторон: от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкого автономного округа - Елита Е.В. по доверенности от 20.04.2012; Смирнов Р.М. по доверенности от 11.05.2012.
от закрытого акционерного общества "Сибирская Сервисная Компания" - Бутова О.А. по доверенности от 27.01.2012 N 34 Шарыпова Н.Н. по доверенности от 01.12.2011 N 246.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Сибирская сервисная компания" (далее - ЗАО "ССК", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление Росприроднадзора по ЯНАО, уполномоченный орган) о взыскании излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2 361 489,32 руб.
В ходе рассмотрения дела Управлением Росприроднадзора по ЯНАО было подано встречное заявление о взыскании с Общества платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1091120,27 руб.
Решением от 25.10.2011 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 15.02.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования ЗАО "ССК" о взыскании излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2361489,32 руб. удовлетворены. В удовлетворении встречного заявления Управления Росприроднадзора по ЯНАО отказано.
В кассационной жалобе Управление Росприроднадзора по ЯНАО, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты, дело передать на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы судов о законности действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с 01.01.2008 не соответствуют положениям статей 18, 22 Федерального закона от 26.04.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также пункту 5 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по установлению лимитов размещения отходов, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 20.09.2007 N 643.
Управление Росприроднадзора по ЯНАО считает не соответствующим действующему законодательству вывод судов об обоснованном применении Обществом коэффициента 0,3, указывая, что не предоставлено достаточных доказательств обоснованности применения вышеуказанного понижающего коэффициента.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "ССК" указывая на законность принятых по делу судебных актов, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на данную жалобу.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, заслушав представителей сторон, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на данную жалобу, не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Обществом в 2008 году осуществлялась деятельность по бурению эксплуатационных скважин в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа.
Обществом 08.11.2007 в адрес Управления по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзор) по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление Ростехнадзора по ЯНАО) был направлен пакет документов для согласования "Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" и выдаче лимитов на размещение отходов согласно указанному проекту (вх. N б/н от 13.11.2007).
До утверждения со стороны Управления Ростехнадзора по ЯНАО лимитов на размещение, ЗАО "ССК" платежным поручением от 16.04.2008 N 295 произвело плату за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2008 года в сумме 2 883 909 руб.
Управлением Ростехнадзора по ЯНАО 22.04.2008 для Общества утвержден норматив образования отходов и лимит на их размещение.
Согласно указанному документу лимит на размещение отходов по вышеуказанным объектам производственной деятельности установлен сроком на 1 год 6 месяцев (начиная с 01.01.2008).
В соответствии с полученными лимитами Обществом была произведена корректировка расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду: за 1 квартал 2008 года сумма составила 178 898 руб., во 2 квартале 2008 года - 177 431,68 руб., за 3 квартал 2008 года - 166090 руб. а всего, по данным ЗАО "ССК" фактическая сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2008 год составила 522 419,68 руб.
Обществом в адрес Управления Ростехнадзора по ЯНАО 10.07.2008 направлено письмо о согласовании справки о состоянии расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду и составления акта сверки (исх. N НФ-20-1563), которое было оставлено без ответа уполномоченным органом.
ЗАО "ССК" письмом от 20.10.2008 (исх. N НФ-20-2397) обратилось в Управление Ростехнадзора по ЯНАО с заявлением произвести возврат излишне перечисленной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 2361489,32 руб. за вышеуказанный период.
Управление Ростехнадзора по ЯНАО письмом от 16.12.2008 (исх. N 2951-05) сообщило, что вопрос по зачету (возврату) возможен после составления акта сверки.
Общество повторно обратилось в Управление Ростехнадзора по ЯНАО (письмо от 11.01.2009 исх. N НФ-20-03) с просьбой о предоставлении акта сверки по плате за негативное воздействие на окружающую среду по состоянию на 01.01.2009, но ответ не был получен.
28.05.2009 общество обратилось в Управление Ростехнадзора по ЯНАО (исх. N ССК-НФ-09-1048-И) о возврате либо зачете излишне уплаченной суммы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 2 361 489,32 рубля.
ЗАО "ССК" направило 27.08.2009 в Управление Ростехнадзора по ЯНАО пакет документов, необходимых для возврата излишне уплаченных денежных средств за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2008 (исх. N НФ-09-1628-и).
Ответов и действий со стороны Управления Ростехнадзора по ЯНАО по решению указанного вопроса не совершалось.
Обществом 22.06.2010 в Управление Ростехнадзора по ЯНАО было направлено письмо (исх. N ССК-НФ-10-1163-и) о снятии с учета в качестве плательщика за негативное воздействие на окружающую среду в связи с прекращением деятельность по бурению эксплуатационных скважин в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа с 4 квартала 2008 года и отсутствием возможности планирования объемов работ на территории ЯНАО.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 был дополнен подпунктом 15, в соответствии с которым, к источникам доходов, закрепляемых за Росприроднадзором, была отнесена плата за негативное воздействие на окружающую среду.
С учетом вышеуказанных изменений в законодательство по охране окружающей среды, Общество предъявило исковые требования о возврате переплаты за негативное воздействие на окружающую среду в сумме - 2 361 489,32 руб. Управлению Росприроднадзора по ЯНАО (исх. N НФ-20-10/1-169 от 01.11.2010).
Письмом (исх. N 2737 от 02.12.2010) Управление Росприроднадзора по ЯНАО сообщило ЗАО "ССК" о том, что производится передача информации от предыдущего администратора платы и что в случае подтверждения правильности предъявленной документации излишняя сумма будет возвращена.
С учетом невозможности разрешения вопроса в добровольном порядке о возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2008 год в размере 2361489,32 руб., ЗАО "ССК" 22.04.2011 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражные суды, удовлетворяя требования Общества, исходили из правомерности заявленных им требований, указав на действие утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимиты их размещения - с 01.01.2008, а не с 22.04.2008, как считает Управление Росприроднадзора по ЯНАО при исчислении данного вида платы.
В удовлетворении заявленных требований по встречному исковому заявления Управления Росприроднадзора по ЯНАО отказано, в связи с тем, что у Общества отсутствует задолженность, а Управлением Росприроднадзора по ЯНАО при расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду неправомерно применен пятикратный повышающий коэффициент при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными, основанными на фактических обстоятельствах дела и действующем законодательстве.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами (пункт 1). Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3).
Пункт 2 указанной статьи Федерального закона определяет виды негативного воздействия на окружающую среду, с указанием объекта обложения платой за негативное воздействие на окружающую среду.
Взимание платы с природопользователей за загрязнение окружающей природной среды также предусмотрено статьей 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и статьей 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), в соответствии с пунктом 1 которого действие Порядка распространяется на организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стандартных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов и другие виды вредного воздействия.
В соответствии с пунктом 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Пунктом 6 Порядка определено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.
Из анализа указанных норм, суды правомерно указали, что природопользователь должен иметь разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов. В случае отсутствие такого разрешения плата за загрязнение окружающей природной среды производится в пятикратном размере.
Судами установлено, что до 22.04.2008 у Общества не было утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в связи с чем Общество произвело расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в пятикратном (увеличенном) размере за 1 квартал 2008 года и сумма платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за указанный период составила 2 883 909 руб.
Согласно заключению от 22.04.2008 N 36 об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (бурение эксплуатационных скважин в Пуровском района ЯНАО), утвержденного для ЗАО "ССК" и лимита об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на из размещение от 22.04.2008 следует, что нормативы образования отходов и лимитов на их размещение установлены сроком на 1 год 6 месяцев и действуют, начиная с 01.01.2008 со сроком 1 год 6 месяцев.
Судами установлено и из материалов дела следует, что в результате внесения Обществом за 1 квартал 2008 года оплаты за негативное воздействие на окружающую среду в размере пятикратной оплаты, у ЗАО "ССК" образовалась переплата, которую оно предъявило на законном основании к Управлению Росприроднадзора по ЯНАО и которая обоснованно взыскана с уполномоченного органа.
Доводам Управления Росприроднадзора по ЯНАО о неправомерном применении Обществом коэффициента 0.3 при расчете платы за негативное воздействие, применяемого при размещении отходов производства на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия (шламовые амбары) судами дана оценка как не основанными на доказательствах.
Из материалов дела следует, что Обществом отходы своего производства по бурению эксплуатационных скважин в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа в указанный период (2008 год) размещало в шламовом амбаре. Шламовый амбар, находится в пределах промышленной (кустовой) площадки. Данный амбар является объектом размещения отходов, подтверждением чего является схема расположения бурового оборудования на кустовой площадке на Стерховом месторождении, согласованная и утвержденная контролирующими органами.
С учетом обстоятельств дела, судами обоснованно отказано в удовлетворении встречного требования Управления Росприроднадзора по ЯНАО о взыскании с Общества за 2008 платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1091120,27 руб.
Судами первой и апелляционной инстанции дана оценка доводам Управления Росприроднадзора по ЯНАО, которые изложены в кассационной жалобе, и у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки в силу статьи 286 АПК РФ.
Арбитражный суд кассационной инстанции не находит основания для отмены обжалуемых судебных акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 25.10.2012 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 15.02.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-1681/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 16 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами (пункт 1). Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3).
...
Взимание платы с природопользователей за загрязнение окружающей природной среды также предусмотрено статьей 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и статьей 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
...
Пунктом 6 Порядка определено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 мая 2012 г. N Ф04-2179/12 по делу N А81-1681/2011