г. Тюмень |
|
21 мая 2012 г. |
Дело N А45-24285/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Беловой Л.В.
Шабалковой Т.Я.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Володиной Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственно-Складской Комплекс "ИНЯ" на решение от 15.03.2012 (судьи Хорошилов А.В., Чернова О.В., Векшенков Д.В.) Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-24285/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственно-Складской Комплекс "ИНЯ" (630025, г. Новосибирск, ул. Аксенова, 34, ИНН 5409233194, ОГРН 1095473003020) к Мэрии города Новосибирска (630099, г. Новосибирск, Красный пр-кт, 34, ИНН 5406285846, ОГРН 1045402490100) об оспаривании нормативного правового акта.
Другое лицо, участвующее в деле: Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска
В заседании приняли участие представители сторон:
от общества с ограниченной ответственностью "Производственно-Складской Комплекс "ИНЯ" - Волков А.В. по доверенности от 15.11.2011;
от Мэрии города Новосибирска - Плотников В.П. по доверенности от 10.01.2012 N 01-230-13; Юрченко Т.О. по доверенности от 02.03.2012 N 1-143.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Производственно-Складской Комплекс "ИНЯ" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Мэрии города Новосибирска (далее - заинтересованное лицо, Мэрия) о признании недействующим постановления Мэрии от 13.12.2010 N 5714 "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод в систему коммунальной канализации города Новосибирска" (далее - оспариваемое постановление), в части утверждения нормативов водоотведения (сброса) для веществ "химическое потребление кислорода" (пункт 1.6) и "жиры" (пункт 1.7).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска (далее - третье лицо, Департамент).
Решением от 15.03.2012 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано, оспариваемый нормативный правовой акт, в части утверждения нормативов водоотведения (сброса) для веществ "химическое потребление кислорода" (пункт 1.6) и "жиры" (пункт 1.7) признан соответствующим нормам Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции от 15.03.2012, принять по делу новый судебный акт о признании недействующим оспариваемого постановления, в части утверждения нормативов водоотведения (сброса) для веществ "химическое потребление кислорода" (пункт 1.6) и "жиры" (пункт 1.7).
По мнению заявителя кассационной жалобы, орган местного самоуправления не вправе устанавливать и определять перечень загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых системой канализации г. Новосибирска, так как данный перечень уже утвержден природоохранным органом. Заявитель жалобы приводит в качестве основания для принятия данного решения, утвержденный 31.12.2010 Верхне-Обским бассейновым управлением норматив допустимого сброса в реку Обь "химического потребления кислорода". Податель жалобы указывает, что установление органом местного самоуправления показателя состава сточных вод, разрешенных к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование, должно быть технико-экономически обосновано.
В отзыве на кассационную жалобу Мэрия ссылается на статью 27 Устава города Новосибирска, пункт 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 согласно которым к полномочиям органа местного самоуправления (местной администрации - мэрии города Новосибирска) отнесено установление нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод.
Отзыв на кассационную жалобу от Департамента в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до начала судебного заседания не представлен.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на жалобу.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекс Российской Федерации, заслушав представителей сторон, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на данную жалобу, правильность применения Арбитражным судом Новосибирской области при принятии оспариваемого решения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом установлено и из материалов дела следует, что оспариваемым постановлением были утверждены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод в систему коммунальной канализации города Новосибирска для абонентов независимо от их организационно-правовой формы, отводящих (сбрасывающих) сточные воды и загрязняющие вещества (приложение). Среди прочих показателей, указаны в составе сточных вод общие показатели веществ: "химическое потребление кислорода" - 306 мг/л (пункт 1.6) и "жиры" - 5 мг/л (пункт 1.7).
Данное постановление Мэрии было опубликовано в официальном издании органа местного самоуправления "Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска" от 17.12.2010 N 98 и принято в целях обеспечения нормального функционирования системы канализации г. Новосибирска в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Новосибирска.
Полагая, что оспариваемый нормативный акт не соответствует нормам действующего законодательства, а именно пункту 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, нарушает его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд Новосибирской области, отказывая в удовлетворении заявленных требований Общества, пришел к выводу, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом и в соответствии с действующим законодательством.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правомерными, соответствующими обстоятельствами дела и действующему законодательству.
Статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" для юридических и физических лиц - природопользователей установлены определенные нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а именно: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307) (далее - Правила).
В пункте 1 Правил даны понятия, которые применяются в настоящем нормативном правовом акте. Так, "нормативы водоотведения или нормативы сброса" - это установленные органами местного самоуправления показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование.
Пунктом 61 Правил предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;
обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ;
защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Статья 6 Закона N 131-ФЗ к ведению органов местного самоуправления относит вопросы регулирования использования водных объектов местного значения; организации, содержания и развития муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; участия в охране окружающей среды на территории муниципального образования.
Согласно статье 42 Устава города Новосибирска, принятого решением городского Совета Новосибирска от 27.06.2007 N 616, в целях решения вопросов местного значения Мэрия обладает полномочиями в области градостроительной деятельности, строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, торгового и бытового обслуживания населения города Новосибирска, включая организацию в границах города Новосибирска электро-, газо-, и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения города Новосибирска топливом (подпункт 18 пункт 4).
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты являются обязательными для исполнения на территории муниципального образования (статья 7).
В систему муниципальных правовых актов города Новосибирска входят в том числе и постановления и распоряжения Мэрии (подпункт 3 пункта 3 статьи 49 Устава), издаваемые на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами, закона Новосибирской области.
Проанализировав положения обжалуемого постановления Мэрии от 13.12.2010 N 5714 требованиям Правила, суд пришел к выводам о наличии Мерии принимать нормативный правовой акт по установлению нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод в систему коммунальной канализации города Новосибирска, который распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, и соответствует вышеназванным Правилам.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, принятых арбитражным судом, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы Общества не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, исследованных судом первой инстанции, не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, и в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 15.03.2012 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-24285/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" для юридических и физических лиц - природопользователей установлены определенные нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а именно: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307) (далее - Правила).
...
Статья 6 Закона N 131-ФЗ к ведению органов местного самоуправления относит вопросы регулирования использования водных объектов местного значения; организации, содержания и развития муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; участия в охране окружающей среды на территории муниципального образования.
...
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты являются обязательными для исполнения на территории муниципального образования (статья 7)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 мая 2012 г. N Ф04-2087/12 по делу N А45-24285/2011