г. Тюмень |
|
21 мая 2012 г. |
Дело N А67-4873/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Фроловой С.В.,
судей Лаптева Н.В.,
Шуйской С.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Чебурановой Натальи Александровны на постановление от 16.03.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Стасюк Т.Е., Мухина И.Н., Ярцев Д.Г.) по делу N А67-4873/2011 по иску департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области (634041, г. Томск, пр-кт Кирова, 41, ИНН 7017169791, ОГРН 1077017001390) к индивидуальному предпринимателю Чебурановой Наталье Александровне о взыскании 331 437 руб. 92 коп.
В заседании приняла участие Чебуранова Наталья Александровна, личность удостоверена паспортом.
В судебном заседании, назначенном на 15.05.2012, был объявлен перерыв до 17.05.2012 до 16 час.20 мин.
Суд установил:
департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области (далее - департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Томской области с иском к индивидуальному предпринимателю Чебурановой Наталье Александровне (далее - предприниматель, ответчик) о взыскании 300 000 руб. субсидии, предоставленной в соответствии с договором N ПШ-9-204 от 12 ноября 2009 года, и 31 547 руб. 92 коп. процентов за пользование субсидией в период с 26 апреля 2010 года по 23 августа 2011 года.
Решением от 20.01.2012 Арбитражного суда Томской области (судья Куренкова Т.А.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением от 16.03.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено. Иск удовлетворен частично. С предпринимателя в пользу департамента взыскано 300 000 руб.
Предприниматель обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы приведены следующие доводы: к правоотношениям сторон применимо постановление Главы администрации Томской области от 11.04.2008 N 73а "О субсидировании затрат по конкурсу предпринимательских проектов "Бизнес старт" (далее постановление от 11.04.2008 N 73а); постановление Главы администрации Томской области от 06.03.2009 N42а (далее - постановление от 06.03.2009 N 42а) противоречит подпункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ); договор является действующим, поэтому возврат субсидии может быть произведен только после его расторжения, что не учтено судами.
В отзыве на кассационную жалобу ответчика департамент просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, отзыва, заслушав пояснения представителя ответчика, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, во исполнение постановления
от 06.03.2009 года N 42а на основании протокола заседания конкурсной комиссии N 10 от 02.10.2009, между департаментом (уполномоченный орган) и предпринимателем (получатель) заключен договор N ПШ-9-204 от 12.11.2009 о предоставлении субсидии (далее - договор).
По условиям договора, уполномоченный орган в сфере развития малого и среднего предпринимательства перечисляет субсидию получателю в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в части затрат, направленных на приобретение основных и оборотных средств в рамках реализации предпринимательского проекта "Швейная студия "Perfecto", на основании протокола заседания конкурсной комиссии N 10 от 02.10.2009 в сумме 300 000 руб., а получатель обязуется обеспечить реализацию указанного предпринимательского проекта в соответствии с календарным планом реализации предпринимательского проекта согласно конкурсной заявке и справкой-расчетом на предоставление субсидии (приложение N 3).
В соответствии с пунктом 1.2 договора субсидия предоставляется частями либо единовременно после подтверждения получателем вложения собственных средств в размере 367 100 руб. 94 коп.
Во исполнение договора истцом по платежному поручению от 16.11.2009 N 349686 на счет ответчика перечислена субсидия в сумме 300 000 руб.
Согласно пункта 4.2.1 договора получатель обязуется реализовать предпринимательский проект в сроки, определенные календарным планом реализации предпринимательского проекта, прилагаемого к конкурсной заявке на участие в конкурсе предпринимательских проектов "Первый шаг", и в объеме, соответствующем основным финансово-экономическим показателям предпринимательского проекта (приложение N 1).
В силу пунктов 3.2, 3.3, 3.4 договора уполномоченный орган вправе осуществлять контроль за ходом выполнения предпринимательского проекта и целевым использованием субсидии получателем путем анализа предоставляемой получателем отчетности и направления запросов в компетентные органы и иные организации. Уполномоченный орган проводит мониторинг качества деятельности получателя по предпринимательскому проекту, мониторинг реализации предпринимательского проекта по основным финансово-экономическим показателям.
Контроль за выполнением календарного плана работ осуществляется представителем уполномоченного органа в сфере развития малого и среднего предпринимательства на основе отчетов, указанных в пункте 5.1 договора, и первичных учетных документов (пункт 5.2 договора).
Согласно приказу департамента от 15.09.2010 N 66-ОД/у областному государственному автономному учреждению "Томский региональный ресурсный центр" (далее - ОГАУ "Томский региональный ресурсный центр") предоставлены полномочия на осуществление от имени департамента мониторинга выполнения договоров о предоставлении субсидий, перечисленных в целях возмещения затрат в рамках реализации программы "Первый шаг".
На основании приказа от 26.11.2010 N 060/10-О о проведении выездного мониторинга специалистом ОГАУ "Томский региональный ресурсный центр" проведен выездной мониторинг по выполнению условий договора о предоставлении субсидий и реализации предпринимательского проекта Чебурановой Н.А., по результатам которого составлен акт N 83 от 22.12.2010.
Проверяющим сделаны выводы о том, что деятельность, связанная с реализацией предпринимательского проекта, ведется, но при этом выявлено нарушение сроков предоставления отчетности за 3 квартал 2010 года и невыполнение основных финансово-экономических показателей, а также отмечено, что на момент проведения проверки Чебуранова Н.А. отсутствовала, платежные документы по налогам, по заработной плате, трудовые договоры представлены не были.
Предприниматель 28.02.2011 года представила в департамент заявление о корректировке основных финансово-экономических показателей и пролонгации договора на 4 квартал 2010 года.
Заявление рассмотрено на заседании конкурсной комиссии 02.03.2011 года.
Специалистом ОГАУ "Томский региональный ресурсный центр" 25.04.2011 года проведено исследование по проверке информации, изложенной в представлении прокуратуры Томской области от 14.04.2011, по реализации предпринимательского проекта Чебурановой Н.А., по результатам которого был составлен акт N 141-Т о том, что на момент проверки деятельность не ведется, Чебуранова Н.А. отсутствовала, помещение по адресу: г. Томск, ул. Шевченко, 19, закрыто (т. 1 л.д. 64).
На основании представления прокуратуры Томской области от 14.04.2011 и акта N 141-Т от 25.04.2011 конкурсной комиссией отменено ранее принятое по заявлению Чебурановой Н.А. решение от 02.03.2011 и рекомендовано ОГАУ "Томский региональный ресурсный центр" принять меры к возврату субсидии (т. 1 л.д. 66).
В адрес ответчика была направлена претензия с требованием о возврате в срок до 20.06.2011 суммы субсидии и процентов за пользование субсидией в период с 26.04.2010 по 27.06.2011, которая получена ответчиком 30.06.2011 (т. 1 л.д. 67 - 69).
Неисполнение предпринимателем указанного требования послужило основанием для обращения департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что непредоставление отчетности за 3 квартал 2010 года, наличие в 1 квартале 2010 года 2 рабочих мест вместо 3 запланированных не может служить достаточным основанием для расторжения договора и возврата полученной предпринимателем субсидии, поскольку основанием для таких последствий является неоднократное неисполнение обязанности получателя по предоставлению отчетности об использовании субсидии и выполнении предпринимательского проекта (пункт 7.1.1. договора); нарушение финансово-экономических показателей в отдельно взятом временном промежутке времени обусловлено причинами, не зависящими от ответчика, является незначительным нарушением при той степени разумности и добросовестности, которая имела место в поведении ответчика; денежные средства были использованы предпринимателем в соответствии с целевым назначением полученной ею субсидии.
Отменяя решение, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком не выполнены основные финансово-экономические показатели и нарушены сроки создания рабочих мест; цели, обозначенные договором о предоставлении субсидии, фактически предпринимателем не достигнуты.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют закону и материалам дела.
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В целях активизации развития малого предпринимательства на территории Томской области в сфере производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также содействия занятости населения, защиты от безработицы, поддержки трудовой и предпринимательской инициативы граждан в соответствии с Законом Томской области от 29.12.2007 года N 322-ОЗ "Об утверждении областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области на период 2008 - 2010 годы" утверждено постановление от 06.03.2009 года N 42а.
Согласно пункту 44 постановления от 06.03.2009 года N 42а, в случае неисполнения победителем конкурса условий предоставления и использования субсидии, в том числе основных финансово-экономических показателей и (или) календарного плана предпринимательского проекта, победитель конкурса обязан возвратить уполномоченному органу в сфере развития малого и среднего предпринимательства сумму субсидии в соответствии с договором о предоставлении субсидии, кроме случаев, когда корректировка финансово-экономических показателей и (или) календарного плана предпринимательского проекта произведена на основании решения конкурсной комиссии в порядке, установленном настоящим пунктом.
В соответствии с разделом 6 договора в случае неисполнения получателем календарного плана реализации предпринимательского проекта и основных финансово-экономических показателей предпринимательского проекта, предусмотренных в приложении N 1, получатель обязан в течение 10 календарных дней возвратить уполномоченному органу сумму субсидии, полученную по договору, в полном объеме.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе представление прокуратуры Томской области от 11.04.2011, сведения УФСБ России по Томской области, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих исполнение получателем календарного плана реализации предпринимательского проекта и основных финансово-экономических показателей предпринимательского проекта достижения фактических целей, обозначенных договором о предоставлении субсидии.
Ссылки ответчика на постановление от 11.04.2008 N 73а являются необоснованными ввиду того, что предприниматель не участвовала в конкурсе "Бизнес старт", а являлась получателем субсидии по конкурсу "Первый шаг". Таким образом, к правоотношениям сторон следует применять положения постановления от 06.03.2009 года N 42а.
Довод истца о том, что возврат субсидии не может являться ответственностью за неисполнение договора, подлежит отклонению.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено БК РФ.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, ГК РФ непосредственно не предусматривает.
Правоотношения по поводу бюджетных денежных средств являются гражданско-правовыми. Заключая указанный договор, предприниматель, не мог не осознавать особый характер правоотношений, в которые вступает, и целевое назначение выделяемых денежных средств. Предприниматель, вступая на добровольной основе в данные отношения, обязан исходить из того, что при этом предполагается не только приобретение им тех или иных прав и преимущств, но и возложение на него определенных обязанностей.
Ответчиком не исполнены обязательства, предусмотренные пунктом 4.2.1. договора. Это в соответствии с разделом 6 договора влечет привлечение предпринимателя к ответственности в виде возврата суммы субсидии в полном объеме. Нереализация истцом права на расторжение договора не исключает в данном случае его право на применение ответственности, предусмотренной договором,
к предпринимателю в виде возврата суммы субсидии.
Вышеуказанное условие договора соответствует пункту 44 постановления от 06.03.2009 года N 42а.
Иные доводы кассационной жалобы являлись предметом судебной проверки и получили оценку, с которой суд кассационной инстанции соглашается, они не опровергают установленные судом апелляционной инстанции обстоятельства, направлены на их переоценку, что недопустимо в суде кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в порядке статьи 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 16.03.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-4873/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Фролова |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В обоснование кассационной жалобы приведены следующие доводы: к правоотношениям сторон применимо постановление Главы администрации Томской области от 11.04.2008 N 73а "О субсидировании затрат по конкурсу предпринимательских проектов "Бизнес старт" (далее постановление от 11.04.2008 N 73а); постановление Главы администрации Томской области от 06.03.2009 N42а (далее - постановление от 06.03.2009 N 42а) противоречит подпункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ); договор является действующим, поэтому возврат субсидии может быть произведен только после его расторжения, что не учтено судами.
...
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
...
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 мая 2012 г. N Ф04-2035/12 по делу N А67-4873/2011
Хронология рассмотрения дела:
01.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9702/12
06.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9702/12
16.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9702/12
21.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2035/12
16.03.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1752/12
20.01.2012 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-4873/11