г. Тюмень |
|
22 мая 2012 г. |
Дело N А03-6702/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Григорьева Д.В.
Тихомирова В.В.
при ведении протокола помощником судьи Данько С.В.
рассмотрел в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи совместную кассационную жалобу администрации города Бийска и муниципального казенного учреждения "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска" на решение 15.11.2011 Арбитражного суда Алтайского края от 15.11.2011 (судья Кириллова Т.Г.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2012 (судьи Сухотина В.М, Мухина И.Н., Ярцев Д.Г.) по делу N А03-6702/2011
по иску открытого акционерного общества "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" (656056, г. Барнаул, ул. Ползунова, д.22, ОГРН 1022201762990, ИНН 2225007351)
к администрации города Бийска (659306, г. Бийск, ул. Ленина, 250, ИНН 2204001327, ОГРН 1022200567212), муниципальному казённому учреждению "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска" (659300, г. Бийск, пер. Мопровский, 20, ИНН 2226008301, ОГРН 1022200565364)
о внесении изменений в договор купли-продажи и взыскании излишне уплаченных денежных средств.
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" - Смолякова Т.А. по доверенности от 26.12.2011 N 387,
администрации города Бийска - Медведев А.В. по доверенности от 01.11.2011 N 1357/01-18,
муниципального казённого учреждения "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска" - Медведев А.В. по доверенности от 01.11.2011 N 7349-01.
Суд установил:
открытое акционерное общество "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" (далее - ОАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт", общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации города Бийска (далее - администрация) и муниципальному казённому учреждению "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска" (далее - Управление муниципальным имуществом) об изменении пункта 2.1 договора купли-продажи земельного участка от 10.03.2009 N 122, о взыскании в субсидиарном порядке 408 063,25 руб. излишне уплаченных денежных средств и 21 877 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 25.07.2010 по 28.02.2011.
Заявленные требования основаны ссылкой на статьи 307, 309, 395, 424, 452, 549, 555, 1102 Гражданского кодекса и мотивированы несоответствием расчета цены земельного участка правилам Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации", отказом внести изменения в условия договора купли-продажи земельного участка от 10.03.2009 N122.
Решением от 15.11.2011, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2012, требования удовлетворены в полном объеме.
В совместно поданной кассационной жалобе администрация и Управление муниципальным имуществом просят отменить судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
По мнению подателей жалобы, Управление муниципальным имуществом является ненадлежащим ответчиком, так как не получало и не пользовалось денежными средствами, администрация не несет никаких обязанностей, поскольку не является стороной спорного договора купли-продажи земельного участка, кроме того, постановление администрации от 11.02.2009 N 246 об установлении выкупной цены земельного участка не оспорено. Податели жалобы полагают, что у суда отсутствовали правовые основания для внесения изменений в договор купли-продажи земельного участка на основании представленных обществом документов. Податели жалобы считают, что общество при подаче заявления на приобретение спорного земельного участка в собственность не представило документы, дающие право на приобретение земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального Закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Поскольку такие документы обществом представлены 30.08.2011, то выкупная цена земельного участка на эту дату составляет 808 899 руб. от кадастровой стоимости с 01.01.2010.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Федерального Закона от 25.10.2011" имеется в виду "Федерального Закона от 25.10.2001" и далее по тексту
ОАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" в отзыве отклонило доводы кассационной жалобы, как несостоятельные и не опровергающие законность выводов судов.
В судебном заседании представитель администрации и Управления муниципальным имуществом поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ОАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" высказался против удовлетворения кассационной жалобы.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм права и соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что ОАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" на основании заключенного с Управлением муниципальным имуществом договора купли-продажи земельного участка от 10.03.2009 N 122 приобрело в собственность земельный участок общей площадью 0,7 га с кадастровым номером 22:65:017458:0003, расположенный по адресу: г. Бийск, ул. Старый Чуйский Тракт, 3.
На приобретенном земельном участке находится здание автозаправочной станции общей площадью 61,2 кв. м, принадлежащее на праве собственности обществу, что подтверждается регистрационным удостоверением от 31.08.1998 А1 N 05147.
Согласно пункту 2.1 договора купли-продажи цена земельного участка установлена в сумме 612 150 руб.
Договор купли-продажи земельного участка сторонами исполнен.
Общество в установленном законом порядке зарегистрировало право собственности на земельный участок с кадастровым номером 22:65:017458:0003.
Полагая, что имело право на приобретение в собственность земельного участка по льготной цене в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", общество 12.07.2010 обратилось в администрацию о внесении изменений в пункт 2.1 договора купли-продажи с указанием цены 204 086,75 руб. и возврате 408 063,25 руб., излишне уплаченной суммы за земельный участок.
Поскольку Управлением муниципальным имуществом письмом от 13.08.2010 N 4829-01 было отказано о внесении изменений в договор купли-продажи земельного участка от 10.03.2009 N 122 и возврате денежных средств, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из системного толкования пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.02.2010 N 12404/09, придя к выводу о том, что ОАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" имеет право на приобретение земельного участка по льготной цене.
В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Судами по материалам дела установлено, что общество в порядке приватизации приобрело в собственность автозаправочную станцию, расположенную на спорном земельном участке.
Согласно разъяснениям в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при определении цены земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, производится по установленной субъектами Российской Федерации цене в пределах:
- 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах численностью населения свыше трех миллионов человек;
- 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Судами установлено, что общество относится к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Суды пришли к обоснованному выводу, что выкупная цена спорного земельного участка не может превышать 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка, составляет 204 086,75 руб.
Указанная в пункте 2.1 договора купли-продажи земельного участка цена земельного участка в размере 612 150 руб. определена без учета требований действующего законодательства, в связи с чем, нарушается право общества.
С учетом установленных обстоятельств суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Приведенные в кассационной жалобе доводы рассмотрены и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, основаны на неверном толковании положений законодательства, являлись предметом рассмотрения в судебных инстанциях, где получили соответствующую правовую оценку согласно установленным обстоятельствам. По существу доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку доказательств и установленных судами обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции и не является основанием для отмены судебных актов.
Судом кассационной инстанции не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.11.2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2012 по делу N А03-6702/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при определении цены земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, производится по установленной субъектами Российской Федерации цене в пределах:
...
Судами установлено, что общество относится к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 мая 2012 г. N Ф04-2069/12 по делу N А03-6702/2011
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9206/12
20.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9206/12
12.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9206/12
22.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2069/12
13.02.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-613/12
15.11.2011 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-6702/11