г. Тюмень |
|
25 мая 2012 г. |
Дело N А03-12498/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Гудыма В.Н.
судей Дубининой Т.Н.
Кисляковой Т.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение от 07.11.2011 Арбитражного суда Алтайского края (судья Лихторович С.В.) и постановление от 16.02.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Колупаева Л.А., Усанина Н.А.) по делу N А03-12498/2011 по иску открытого акционерного общества "Ростелеком" в лице Алтайского филиала (ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767, г.Санкт-Петербург, ул. Достоевского, 15) к Федеральному бюджетному учреждению - войсковая часть 52929 (ИНН 2291001240, ОГРН 1092208004844, Алтайский край), Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации о взыскании 23 383,33 руб.,
Другие лица, участвующие в деле: Федеральное бюджетное учреждение "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай" в лице филиала N 1.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Ростелеком" в лице Алтайского филиала (далее - ОАО "Ростелеком", истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к федеральному бюджетному учреждению войсковая часть 52929 (далее - ФБУ Войсковая часть 52929) и Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ) о взыскании 23 383,33 руб. задолженности по договору N 227 от 01.01.2010.
Определением от 03.10.2011 Арбитражного суда Алтайского края к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное бюджетное учреждение "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай" (далее - ФБУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Алтайскому краю и Республике Алтай").
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 07.11.2011, оставленным без изменения постановлением от 16.02.2012 исковые требования удовлетворены: с ФБУ Войсковая часть 52929, а при недостаточности у него денежных средств с Российской Федерации в лице Минобороны РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Ростелеком" в лице Алтайского филиала взыскано 23 383,33 руб. задолженности за оказанные услуги.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, Минобороны РФ обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты.
Заявитель считает, что судами неверно применены нормы права, регулирующие правоотношения, связанные с ответственность собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам последнего.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ОАО "Сибирьтелеком" в лице Алтайского филиала (исполнитель) и ФБУ Войсковая часть 52929 (заказчик) заключен договор N 227 от 01.01.2010 об оказании услуг по размещению, обеспечению функционирования и эксплуатационно-техническому обслуживанию оборудования, по условиям которого исполнитель обязуется оказывать услуги, указанные в пункте 1.2 договора, а заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их в срок, предусмотренный настоящим договором (пункт 1.1).
Цена настоящего договора на 2010 год составляет 47 345,40 руб. Оплата услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета (пункты 4.1, 4.2 договора N 227).
Согласно пункту 8.1 настоящий договор вступает в силу с 01.01.2010 и действует по 31.12.2010. При этом если ни одна из сторон за тридцать календарных дней до истечения срока действия настоящего договора не сообщит другой стороне о своем несогласии на пролонгацию настоящего договора, он считается пролонгированным на последующий календарный год на этих же условиях.
В период с 01.01.2011 по 30.06.2011 ОАО "Ростелеком" предоставлял ответчику услуги по размещению оборудования и обеспечению его функционирования, за которые выставлял для оплаты соответствующие счета и счета-фактуры на общую сумму 23 383,33 руб.
Претензией от 27.06.2011 ОАО "Ростелеком" потребовало в течение пяти дней с момента получения претензии оплатить сумму долга.
Неисполнение ФБУ Войсковая часть 52929 обязательства по оплате в полном объеме оказанных услуг явилось основанием для обращения ОАО "Ростелеком" с иском в Арбитражный суд Алтайского края.
Удовлетворяя иск, суды двух инстанций исходили из подтверждения материалами дела факта оказания ОАО "Ростелеком" ответчику.
Выводы арбитражных судов о наличии правовых оснований для удовлетворения иска соответствуют закону и материалам дела.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Дав анализ условиям договора с учетом положений статей 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, оценив в совокупности с учетом Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений документы (соответствующими счетами, счет-фактурами, актами выполненных работ, доказательствами вручения актов ответчику), суды пришли к обоснованному выводу о доказанности факта оказания услуг ответчику в рамках договора N 227 от 01.01.2010 в период с 01.01.2011 по 30.06.2011.
Довод заявителя о том, что заявленные требования о взыскании задолженности с Министерства обороны как субсидиарного должника в соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворению не подлежат, судом кассационной инстанции не принимается.
Согласно изменениям, внесенным в пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ), собственник имущества несет субсидиарную ответственность при недостаточности средств только в отношении казенного учреждения, а автономное и бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам только принадлежащим ему имуществом.
Пунктами 12, 13 статьи 33 Закона N 83-ФЗ установлено, что положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года.
Согласно пункт 13 статьи 33 Закона N 83-ФЗ процесс изменения правового положения бюджетных учреждений осуществляется постепенно, для этого устанавливается переходный период с 01.01.2011 по 01.07.2012.
Законом N 83-ФЗ предусматривается также, что в переходный период созданные новые бюджетные учреждения и казенные учреждения будут функционировать в прежнем правовом режиме бюджетных учреждений.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Как следует из материалов дела, правоотношения сторон возникли до 01.01.2011 (договор подписан 01.01.2010), а также до приведения правоустанавливающих документов ответчика в соответствие с новыми требованиями законодательства (в том числе и факта оказания услуг).
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что решение и постановление арбитражных судов приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 07.11.2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 по делу N А03-12498/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Гудым |
Судьи |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно изменениям, внесенным в пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ), собственник имущества несет субсидиарную ответственность при недостаточности средств только в отношении казенного учреждения, а автономное и бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам только принадлежащим ему имуществом.
Пунктами 12, 13 статьи 33 Закона N 83-ФЗ установлено, что положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года.
Согласно пункт 13 статьи 33 Закона N 83-ФЗ процесс изменения правового положения бюджетных учреждений осуществляется постепенно, для этого устанавливается переходный период с 01.01.2011 по 01.07.2012.
Законом N 83-ФЗ предусматривается также, что в переходный период созданные новые бюджетные учреждения и казенные учреждения будут функционировать в прежнем правовом режиме бюджетных учреждений.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 мая 2012 г. N Ф04-2240/12 по делу N А03-12498/2011