город Тюмень |
|
31 мая 2012 г. |
Дело N А03-10117/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лаптева Н.В.
судей Лукьяненко М.Ф.
Мелихова Н.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - индивидуального предпринимателя Андреева Андрея Алексеевича на решение от 11.10.2011 Арбитражного суда Алтайского края (судья Музюкин Д.В.) и постановление от 13.02.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И. Музыкантова М.Х., Скачкова О.А.) по делу N А03-10117/2011 по иску индивидуального предпринимателя Андреева Андрея Алексеевича к Управлению лесами Алтайского края (656056, Алтайский край, город Барнаул, улица Пролетарская, 61, ИНН 2225082616, ОГРН 1072225000297) о признании частично недействительным протокола по результатам аукциона и применении последствий недействительности сделки.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Андреев Андрей Алексеевич обратился в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Управлению лесами Алтайского края (далее - Управление) о признании недействительным подпункта "б" пункта 6 протокола от 11.11.2010 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов (веточного корма) в Панкрушихинском лесничестве (в части указания в скобках "ежегодная арендная плата") и о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 11.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Руководствуясь положениями статей 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статей 73, 74, 80 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), арбитражный суд исходил из того, что предметом аукциона являлся ежегодный объем использования лесных участков.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2012 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
Не согласившись с выводами судов, предприниматель Андреев А.А. обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций отменить, исковые требования удовлетворить.
Податель жалобы полагает, что ссылка судов на статьи 73, 78, 80 Лесного кодекса и постановление Правительства от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" ошибочна, так как стоимость заготовки и сбора недревесных ресурсов не может быть рассчитана исходя из цены заготавливаемой древесины.
По мнению предпринимателя Андреева А.А., из извещения о проведении аукциона и аукционной документации не следует, что объявленная сумма стоимости лота является арендной платой за один год, доказательства в подтверждение такого вывода в материалах дела отсутствуют.
В отзыве Управление возражает против доводов кассационной жалобы, просит оставить решение арбитражного суда первой и постановление апелляционной инстанций без изменения, как соответствующие законодательству.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установил суд первой инстанции и следует из доказательств, Управление разместило в газете "Государственный заказ/Алтай" от 31.12.2008 извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов сроком на 49 лет. В Панкрушихинском лесничестве (аукционная единица N 2) стартовая стоимость ежегодного объема использования земельных участков (веточный корм - 1 000 куб. м) по аукционной единице N 2 составила 11 100 рублей.
На официальном сайте www.altairegion22.ru размещена аукционная документация, в том числе проект договора аренды для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов.
В пункте 2.1 раздела 2 проекта договора аренды лесного участка указано, что "Арендная плата по настоящему Договору составляет ______ в год".
По результатам аукциона, оформленным протоколом от 11.11.2010, победителем на право заключения договора аренды участка лесного фонда по аукционной единице N 2, признан предприниматель Андреев А.А., как предложивший наиболее высокую цену, которая составила 8 820 615 рублей.
Считая, что арендная плата по результатам аукциона определена на весь срок аренды лесного участка, то есть на 49 лет, предприниматель Андреев А.А. подписал протокол о результатах аукциона от 11.11.2010, при этом выразив свое несогласие с формулировкой подпункта "б" пункта 6 настоящего протокола.
В связи с данными обстоятельствами предприниматель Андреев А.А. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии законных оснований для изменения условий договора, заключенного на торгах.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и примененным нормам права.
Доводы кассационной жалобы о нарушении норм материального права, ошибочны.
Так, согласно пункту 1 статьи 78 Лесного кодекса договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
На основании подпункта 4 пункта 4 статьи 79 Лесного кодекса извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о начальной цене предмета аукциона (начальном размере арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины), определяемой в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса, но не ниже минимального размера арендной платы или минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Лесного кодекса аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) на "шаг аукциона".
Вместе с тем, положениями пунктов 1, 2 статьи 73 Лесного кодекса предусмотрено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
При этом на основании пункта 4 статьи 73 Лесного кодекса для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" установлены ставки платы за единицу объема недревесных лесных ресурсов (таблица N 6).
Оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке, предусмотренном нормами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд установил, что сумма, определяемая на торгах, является арендной платой за один год аренды лесного участка, о чем свидетельствуют извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов со стартовой стоимостью ежегодного объема использования лесных участков, проект договора аренды с указанием определенного на торгах значения арендной платы в год.
Таким образом, нарушений норм материального права не имеется.
Иные доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, находятся за пределами рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, определенными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 11.10.2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2012 по делу N А03-10117/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Лаптев |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Лесного кодекса аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) на "шаг аукциона".
Вместе с тем, положениями пунктов 1, 2 статьи 73 Лесного кодекса предусмотрено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
При этом на основании пункта 4 статьи 73 Лесного кодекса для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" установлены ставки платы за единицу объема недревесных лесных ресурсов (таблица N 6)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 мая 2012 г. N Ф04-2359/12 по делу N А03-10117/2011