г. Тюмень |
|
30 мая 2012 г. |
Дело N А81-3205/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Кокшарова А.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВКС-КТВ" на постановление от 16.01.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-3205/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВКС-КТВ" (629730, Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Надым, ул.Зверева, 38-162, ОГРН 1048900204396, ИНН 8903024092) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ямало-Ненецкому автономному округу (629730, Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Надым, 2-ой проезд, здание ИФНС, ОГРН 1048900204154, ИНН 8903009190) о признании недействительным решения, об обязании возвратить излишне перечисленные суммы уплаченных налогов в размере 22 801,71 руб.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВКС-КТВ" (далее - ООО "ВКС-КТВ", Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения ее правопредшественника - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.11.2010 N 1065 об отказе в осуществлении зачета (возврата) излишне перечисленных сумм уплаченных налогов на общую сумму 22 801,71 руб., а также об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а именно, возвратить излишне уплаченные налоги в общей сумме 22 801,71 руб.
Решением от 12.09.2011 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции обязал Инспекцию возвратить ООО "ВКС-КТВ" излишне уплаченные суммы налогов и пени в общем размере 22 801,71 руб., в том числе:
- прочие местные налоги и сборы, мобилизуемые на территории Муниципального района - 1440.34 руб., из них: налог - 293,42 руб., пени - 1 146,92 руб.;
- целевые сборы с граждан и юридических лиц на содержание милиции, на благоустройство, образование - муниципальный район - 38,08 руб., из них: налог - 36,85 руб., пени - 1,23 руб.;
- сборы на нужды образовательных учреждений, взимаемые с юридических лиц - 4 819,65 руб.;
- налог на пользователей автомобильных дорог - 16 503.64 руб., из них: налог - 12 898,08 руб., пени - 3 605,56 руб.
В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением от 16.01.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда в части удовлетворения заявленных требований отменено. В этой части принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества об обязании Инспекции возвратить излишне уплаченные суммы налогов и пени в общем размере 22 801,71 руб.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция считает доводы жалобы несостоятельными, а постановление апелляционной инстанции - законным и обоснованным, в связи с чем просит оставить его без изменения.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что 26.07.2010 ООО "ВКС-КТВ" обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа (в настоящее время Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Ямало-Ненецкому автономному округу) с запросом о проведении сверки расчетов по налогам.
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа представила заявителю баланс расчетов от 26.07.2010 N 8698, согласно которому за ООО "ВКС-КТВ" числилась переплата по прочим местным налогам и сборам, мобилизуемым на территории муниципальных районов; целевым сборам с граждан и юридических лиц на содержание милиции, на благоустройство, образование; сборам на нужды образовательных учреждений, взимаемым с юридических лиц; налогу на пользователей автомобильных дорог.
09.11.2010 заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне перечисленных сумм уплаченных налогов на общую сумму 22 801,71 руб.
11.11.2010 Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа вынесла решение N 1065 об отказе в осуществлении зачета (возврата) ввиду истечения трехлетнего срока со дня уплаты налога.
Не согласившись с отказом в возврате излишне уплаченных сумм налогов и пеней, ООО "ВКС-КТВ" обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования Общества, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что Общество в случае пропуска трехлетнего срока со дня уплаты налога, предусмотренного для обращения в налоговый орган с заявлением о возврате переплаты, не лишено возможности истребовать такую переплату в судебном порядке с соблюдением правил общей исковой давности, предусмотренных статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указав, что Общество узнало о возникшей переплате в момент представления Инспекцией ему баланса расчетов от 26.07.2010 N 8698, арбитражный суд первой инстанции посчитал, что налогоплательщиком не был пропущен срок исковой давности для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 21, 32, 78 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.06.2001 N 173-О, позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума от 08.11.2006 N 6219/06, от 25.02.2009 N 12882/08, постановлении Пленума от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласился с выводом суда первой инстанции о том, что вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.
Указав, что в рассматриваемом случае Общество в силу прямого указания статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации должно было узнать о наличии (и сумме) переплаты по налогам в декабре 2004 года (в момент преобразования ЗАО "ВКС-КТВ" в ООО "ВКС-КТВ"), арбитражный суд апелляционной инстанции отменил решение суда и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция считает постановление апелляционной инстанции законным, исходя из следующего.
Судами установлено и не оспаривается сторонами, что Общество было создано 21.12.2004 в результате преобразования ЗАО "ВКС-КТВ".
В силу пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно пункту 3 статьи 50 Налогового кодекса российской Федерации реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.
Следовательно, в силу прямого указания закона (статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации) при преобразовании ЗАО "ВКС-КТВ" в ООО "ВКС-КТВ" должен быть составлен передаточный акт, в котором подлежали отражению все права и обязательства ЗАО "ВКС-КТВ" и как кредитора, и как должника.
Следовательно, в передаточном акте подлежали отражению суммы излишне уплаченных налогов за период до реорганизации, право требования которых переходило к Обществу как правопреемнику.
Судом установлено, что переплата по налогам и пени образовалась у Общества в связи с переносом из карточки расчетов с бюджетом ЗАО "ВКС-КТВ" своему правопреемнику (Обществу) не возвращенной в установленные сроки (3 года) переплаты (том 1 л.д. 75).
Переплата по налогу в сумме 293,42 руб. и пени в сумме 1 146,92 руб. образовалась в связи с переносом сальдо в 2003 году.
Переплата по налогу в сумме 36,85 руб. образована в результате излишней оплаты налога в 2003 году (начислен налог в сумме 171 руб. оплачен в сумме 90 руб. при наличии переплаты в сумме 108,85 руб.).
Переплата по пене в сумме 1,23 руб. образовалась в результате оплаты данной суммы пени налогоплательщиком в 2003 году.
Переплата по налогу в сумме 5 195,42 руб. образована в результате излишней оплаты налога в 2003 году в сумме 1 995 руб. и в 2004 году в сумме 3 202 руб.
Переплата по налогу в сумме 12 898,08 руб. образовалась в результате излишней оплаты налога в 2003 году (начислен налог в сумме 9 864 руб. оплачен в сумме 9 839 руб. и 3 081,78 руб. при наличии переплаты в сумме 9 841,30 руб.).
Переплата по пене в сумме 3 605,56 руб. образовалась в результате оплаты суммы пени налогоплательщиком в 2003 году в размере 1 802,78 руб. при наличии имеющейся переплаты в сумме 1 802,78 руб.
Таким образом, учитывая, что переплата образовалась у ЗАО "ВКС-КТВ", которое прекратило свою деятельность 21.12.2004, апелляционная инстанция правильно указала, что Общество как правопреемник его прав и обязанностей в силу прямого указания выше названных нормативных положений должно было узнать о наличии и, соответственно, о сумме переплаты в момент подписания передаточного акта, то есть в декабре 2004 года.
Учитывая, что Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд 25.07.2011, то есть по истечении трехлетнего срока со дня, когда оно должно было узнать о наличии переплаты, апелляционный суд правомерно отказал в удовлетворении требований Общества в связи с пропуском налогоплательщиком 3-х летнего срока на возврат излишне уплаченных сумм налогов.
Нарушений апелляционным судом норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 16.01.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-3205/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Перминова |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указав, что в рассматриваемом случае Общество в силу прямого указания статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации должно было узнать о наличии (и сумме) переплаты по налогам в декабре 2004 года (в момент преобразования ... в ... ), арбитражный суд апелляционной инстанции отменил решение суда и отказал в удовлетворении заявленных требований.
...
В силу пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно пункту 3 статьи 50 Налогового кодекса российской Федерации реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.
Следовательно, в силу прямого указания закона (статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации) при преобразовании ... в ... должен быть составлен передаточный акт, в котором подлежали отражению все права и обязательства ... и как кредитора, и как должника."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 мая 2012 г. N Ф04-1657/12 по делу N А81-3205/2011