г. Тюмень |
|
28 мая 2012 г. |
Дело N А02-1627/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Отческой Т.И.
Шабалковой Т.Я.,
при ведении протокола помощником судьи Катаевой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Комитета по тарифам Республики Алтай на решение от 07.03.2012 Арбитражного суда Республики Алтай (судьи Кулакова Л.А., Борков А.А., Соколова А.Н.) по делу N А02-1627/2011 по заявлению Администрации города Горно-Алтайска (649002, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 18, ИНН 0411112575, ОГРН 1030400726938) к Комитету по тарифам Республики Алтай (649002, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, улица Промышленная, 3, ИНН 0411087777, ОГРН 1020400756925) о признании недействительными нормативных правовых актов.
Другое лицо, участвующее в деле: общество с ограниченной ответственностью "Урсул".
В заседании с использованием систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
от Комитета по тарифам Республики Алтай - Апасов А.А. по доверенности от 15.06.2011 N 2;
от общества с ограниченной ответственностью "Урсул" - Сердюкова А.Ю. по доверенности от 11.01.2012.
Суд установил:
Администрация города Горно-Алтайска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением о признании недействующими постановления Комитета по тарифам Республики Алтай (далее - комитет) от 31.12.2010 N 23/2 "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по сетям от районной котельной ООО "Урсул" г. Горно-Алтайск, на 2011 год" (далее - постановление N 23/2) и постановления комитета от 25.03.2011 N 5/1 "О внесении изменений в Постановление Комитета по тарифам Республики Алтай от 31.12.2010 N 23/2 "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по сетям от районной котельной ООО "Урсул" г. Горно-Алтайск, на 2011 год" (далее - постановление N 5/1).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Урсул" (далее - ООО "Урсул").
Решением от 07.03.2012 Арбитражного суда Республики Алтай заявленные требования удовлетворены, признаны недействующими постановление N 23/2 и постановление N 5/1 как несоответствующие пункту 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статье 35 Закона Республики Алтай от 05.03.2008 N 18-РЗ "О нормативных правовых актах Республики Алтай" (далее - Закон РА N 18-РЗ), Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ), Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 109).
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, комитет просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению комитета, вывод суда о нарушении порядка опубликования оспариваемых постановлений не соответствует положениям статьи 35 Закона РА N 18-РЗ. Полные тексты постановлений NN 23/2 и 5/1 были размещены в сети "Интернет" на официальном интернет-портале Республики Алтай.
Кроме того, комитет полагает, что судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу, поскольку оспариваемые постановления утратили силу.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на неё и выступлениях присутствующих в заседании представителей комитета и ООО "Урсул", суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением N 23/2 установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии по сетям от районной котельной ООО "Урсул" г. Горно-Алтайск, на 2011 год в размере 645, 99 рублей за 1 Гкал (без учета НДС) для всех групп потребителей; определен порядок введения тарифа в действие - "в установленном порядке"; признано утратившим силу постановление комитета от 11.12.2009 N 17/3 "Об утверждении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по сетям от районной котельной МУП "Тепло" г. Горно-Алтайск, на 2010 год".
Постановлением N 5/1 пункт 1 постановления N 23/2 был изложен в следующей редакции - "Установить тариф на услуги по передаче тепловой энергии по сетям от районной котельной ОО "Урсул" г. Горно-Алтайск, на 2011 год согласно приложению N 1". Постановление N 23/2 было дополнено приложением N 1.
Администрация, считая, что постановления N 23/2 и 5/1 не соответствуют действующему законодательству и нарушают ее права и законные интересы как потребителя тепловой энергии и органа местного самоуправления, а также права граждан города Горно-Алтайска, пользующихся услугами ООО "Урсул" по передаче тепловой энергии по сетям от районной котельной, обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из несоответствия оспариваемых постановлений форме, установленной пунктом 21 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 109, (далее - Правила государственного регулирования и применения тарифов) и нарушения порядка публикации нормативных актов.
Выводы суда первой инстанции являются правомерными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
Судом установлено, что оспариваемыми постановлениями комитета установлен тариф на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Урсул", без указания конкретных потребителей (то есть для неопределенного круга лиц), рассчитанный на неоднократное применение, направленный на урегулирование общественных отношений в сфере предоставления коммунальных услуг.
В связи с чем вывод суда о том, что постановления N N 23/2 и 5/1 отнесены к нормативным правовым актам и подлежат рассмотрению в арбитражном суде является правомерным.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктами 8, 9, 23 статьи 2, пунктом 1 части 1 статьи 6, частью 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что установление комитетом тарифов на тепловую энергию в городе Горно-Алтайске затрагивает интересы администрации и как потребителя тепловой энергии, и как органа местного самоуправления. Установление экономически необоснованного тарифа и нарушение порядка введения его в действие на территории города Горно-Алтайска нарушают права проживающих в нем граждан и администрации.
Соответственно администрация вправе обратиться в арбитражный суд с требованиями об оспаривании постановлений N 23/2 и 5/1 на основании частей 1, 2 статьи 192 АПК РФ.
Согласно статье 2 Закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в данном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней тарифов.
Постановлением Правительства Республики Алтай N 55 от 18.04.2006 утверждено Положение о Комитете по тарифам Республики Алтай (далее - Положение о комитете), согласно которому комитет является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, созданным с целью осуществления государственного регулирования тарифов (цен). Основной задачей комитета является государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность), на услуги организаций коммунального комплекса, тарифов и цен на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций по Перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 21 Правил государственного регулирования и применения тарифов решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает: величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; дату введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, судом первой инстанции установлено, что оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, порядок принятия решения об установлении тарифа ООО "Урсул" в размере 645 руб. 99 коп. для всех групп потребителей соответствовал Правилам государственного регулирования и применения тарифов, администрацией не представлено доказательств необоснованности затрат ООО "Урсул", учитываемых при установлении тарифа комитетом.
Вместе с тем, судом первой инстанции обоснованно указано на несоответствие постановления N 23/2 форме, установленной пунктом 21 Правил, поскольку в постановлении отсутствует дата введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.
Кроме того, судом установлено нарушение комитетом порядка опубликования оспариваемых постановлений.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Пунктом 23 Правил государственного регулирования и применения тарифов предусмотрено, что решение регулирующего органа об установлении тарифов и (или) их предельных уровней публикуется в установленном порядке.
Обязанность комитета по опубликованию в установленном порядке принятых решений, информации о тарифах на товары и услуги организаций коммунального комплекса предусмотрена пунктом 3.2.16. Положения о комитете. При этом названное Положение не определяет порядок публикации указанных решений комитета.
В силу части 1 статьи 32 Закона РА N 18-ФЗ нормативные правовой акт вступает в силу со дня его официального опубликования, если не установлен иной порядок его вступления в законную силу.
Статьей 35 Закона РА N 18-РЗ предусмотрено, что официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста в газете "Звезда Алтая", газете "Алтайдын Чолмоны", Сборнике законодательства Республики Алтай (часть 2). Законы Республики Алтай, а также постановления Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, указы Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, постановления Правительства Республики Алтай, носящие нормативный правовой характер, нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Республики Алтай в течение десяти дней после дня их подписания размещаются на официальном интернет-портале Республики Алтай в сети "Интернет" (часть 4). Нормативные правовые акты могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, организациям и общественным объединениям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Нормативные правовые акты могут быть опубликованы также в виде отдельного издания либо в составе сборников.
Как следует из материалов дела, постановление N 23/2 и постановление N 5/1 не были опубликованы в полном объеме в средствах массовой информации, названных в Законе РА N 18-РЗ. Комитет разместил в газете "Звезда Алтая" (N 2-5 от 13.01.2011) лишь информацию о принятии постановления N 23/2.
То обстоятельство, что оспариваемые постановления были размещены в сети "Интернет" не освобождает комитет от обязанности опубликовать текст решения об установлении тарифа в полном объеме в печатных средствах массовой информации.
Учитывая несоблюдение комитетом порядка публикации оспариваемых постановлений и несоответствие их установленной форме в связи с отсутствием указания на дату введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы комитета, изложенные в кассационной жалобе, о необходимости прекращения производства по делу подлежат отклонению по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что оспариваемые постановления утратили силу в связи с принятием постановления комитета от 27.09.2011 N 18/5 "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по сетям от районной котельной МУП "Горно-Алтайское ЖКХ" на 2011-2012 годы".
В соответствии с пунктом 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать. Поэтому производство по делу об оспаривании такого акта подлежит прекращению (пункт 1 части первой статьи 150 АПК РФ).
Между тем в соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 3.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 182-О, прекращение производства по делу о признании недействующим нормативного правового акта на основании одного лишь факта утраты им юридической силы фактически приводило бы к отказу заявителю в судебной защите его прав и свобод, с нарушением которых он связывает свое обращение в суд, и не отвечало бы имеющей место в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, публичной потребности в разрешении спора о законности оспариваемого нормативного правового акта по существу, - утрата оспариваемым нормативным правовым актом силы имеет иные, отличные от признания его недействующим в судебном порядке, юридические последствия, вытекающие, в частности, из положений частей четвертой и пятой статьи 195 АПК РФ, и не является основанием для восстановления нарушенных прав заинтересованного лица (статья 13 ГК РФ). Поэтому суд, имея в виду, что в делах, возникающих из публичных правоотношений, приоритетные задачи судопроизводства определяются интересами законности, защиты прав и свобод граждан, при оценке значения факта утраты силы оспариваемым нормативным правовым актом для дальнейшего движения дела не может быть связан этим фактом.
При предъявлении заявления администрация ссылалась на то, что оспариваемые постановления не опубликованы в установленном порядке, их применение нарушает права и охраняемые законом интересы органа местного самоуправления и иных потребителей, проживающих в городе Горно-Алтайске. В ходе судебного разбирательства указанные доводы нашли свое подтверждение.
С учетом названных обстоятельств кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции обоснованно рассмотрел заявление администрации по существу.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены или изменения, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1части 1статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 07.03.2012 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1627/2011 обставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать. Поэтому производство по делу об оспаривании такого акта подлежит прекращению (пункт 1 части первой статьи 150 АПК РФ).
Между тем в соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 3.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 182-О, прекращение производства по делу о признании недействующим нормативного правового акта на основании одного лишь факта утраты им юридической силы фактически приводило бы к отказу заявителю в судебной защите его прав и свобод, с нарушением которых он связывает свое обращение в суд, и не отвечало бы имеющей место в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, публичной потребности в разрешении спора о законности оспариваемого нормативного правового акта по существу, - утрата оспариваемым нормативным правовым актом силы имеет иные, отличные от признания его недействующим в судебном порядке, юридические последствия, вытекающие, в частности, из положений частей четвертой и пятой статьи 195 АПК РФ, и не является основанием для восстановления нарушенных прав заинтересованного лица (статья 13 ГК РФ). Поэтому суд, имея в виду, что в делах, возникающих из публичных правоотношений, приоритетные задачи судопроизводства определяются интересами законности, защиты прав и свобод граждан, при оценке значения факта утраты силы оспариваемым нормативным правовым актом для дальнейшего движения дела не может быть связан этим фактом."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 мая 2012 г. N Ф04-2058/12 по делу N А02-1627/2011
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2058/12